Урок по теме: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Открытый урок по русскому языку в 1 классе.
Учитель: Лукьянова Татьяна Владимировна
Тема: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках и развитие умения обозначать их на письме.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать общее представление о звуках и буквах;
- знать правильное произношение звуков и букв;
- уметь пользоваться алгоритмом над образованием звуков речи на письме;
- уметь различать звуки и буквы;
- уметь составлять звуковые модели слов;
- уметь преобразовывать звуковые модели в буквенные.
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник В.П. Канакина 1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь В.П. Канакина 1 класс
I.Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. У нас гости. Повернитесь. Давайте поздороваемся с гостями.
- Садитесь. Настроимся на дружную работу и с хорошим настроением начнем урок. Он пройдет у нас под девизом «У нас всё получится!»
Каждое выполненное задание мы будет отмечать лепестком. А в конце урока узнаем, что всем всегда и везде помогает.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
II.Мин. чистописания, словарная работа
-Откройте тетради, приготовьте ручки. Поставьте руки на локти.
- Перед тем, как мы начнем писать, проведем гимнастику для пальчиков:
Чтоб красиво написать,
Надо пальчики размять.
Раз, два, три, четыре, пять,
За письмо получим пять!
-Взять ручку, проверить наклон тетради. Пишем со строчной письменной буквы, не забывая правила написания букв.
- Напишите букву похожую на обруч (О)
- Букву, которая не обозначает звука и стоит после буквы Ы (Ь)
- Первую букву алфавита (А)
- Парную согласную букве Б (П)
- Напишите букву, с которой начинается слово ЛЕТО (Л)
- Напишите букву, которая одинаковая в словах ТИГР, ТОРТ, ТУФЛИ
-Какие буквы написали?
-Составить слово из этих букв нам поможет загадка.
Чтоб зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
Сапоги, носочки,
Варежки, платочки.
А ещё надену что?
Да, конечно же, ... ! (ПАЛЬТО)
- Что такое ПАЛЬТО? (верхняя одежда, надеваемая поверх костюма, платья)
-Произнесите слово пальто с ударением.
-Сколько слогов в этом слове?
-На какой слог падает ударение?
-Найдите опасное место в этом слове.
-Составьте предложение с этим словом. Девочка надела пальто. Мне купили красивое пальто.
-Запишите слово пальто в тетрадь. Запомните его написание.
- Произведите звуковой анализ слова. Сколько букв в слове пальто? А звуков? Почему звуков меньше чем букв?
Много звуков есть на свете-
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебник на с. 45. Прочитайте тему.
- Чему мы будем учиться при изучении темы? (различать гласные и согласные звуки)
На странице 46 прочитайте тему нашего урока. (Звуки и буквы.)
Определите познавательную задачу урока
(Чем отличаются звуки от букв?)
-Сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки и буквы, правильно обозначать звуки буквами на письме.
3. Формирование новых знаний, умений и навыков.
- Ребята, а умел ли древний человек писать?
В древности человек для того, чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами (слайд)
- Послушайте стихотворение А. Санина (слайд)
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
В день весенний у ворот
Наконец растаял мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Я нашёл огромный грипп,
Но простыл – противный гриб.
Найдите слова, в которых заблудились звуки. Какие это звуки?
- Исправьте ошибки.
- Что мы произносим и слышим? (звуки)
- Что записываем и видим?(буквы)
Работа по учебнику.
Упр.2 с. 46. Догадайтесь, какие слова пропущены. Используя слова для справок, восстанови предложения.
Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы называем, пишем и видим.
-Запишите предложение о звуках. Какое правило увидели?
4. Физминутка.
Я здороваюсь везде,
Дома и на улице.
Даже, здравствуй, говорю
Я соседской курице.
5. Рубрика «Обрати внимание!»
Тысячи разных звуков окружают человека.
- Из каких звуков «складываются» слова? Слова складываются из звуков человеческой речи!
- Какие органы работают, чтобы возникли звуки?
Эти звуки возникают тогда, когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем.
6. Работа в парах.
Упр. 3 стр. 47
Повернитесь друг к другу и произнесите звуки [у], [т], [в], [п].
Понаблюдайте, как образуется звук.
[у] — губы вытягиваются в трубочку, рот раскрыт меньше, также звучит голос, воздух проходит свободно;
[т] — зубы сближены, но не сомкнуты; передняя часть спинки языка при произнесении [т] прижата к верхним зубам. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, весь язык более напряжен; воздушная струя идет через рот; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
[в]- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
[п]- вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
— Постарайтесь сделать вывод, как образуются звуки. (Любое произносимое слово состоит из звуков, звуки образуются органами нашей речи и воспринимаются на слух.)
А что такое буква? (Буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Написанное слово состоит из букв и воспринимается органами зрения.)
7. Формирование практических умений и навыков.
Работа по учебнику (с. 47, упр. 4)
-Рассмотри картинки.
-Произнесите слова-названия предметов (Аист, слон, сом.) Составьте звуковые схемы слов. Запишите слова буквами.
— Объясните, почему в звуковых схемах слов слон, сом вы не поставили ударение. (В односложных словах ударение не ставится.) А еще
когда не ставится ударение?
8. Игра «Буква или звук»
- Давайте проверим, все ли из вас были внимательными? Я буду называть буквы и звуки, а вы, когда услышите звук, хлопайте в ладоши. Готовы?
А, б, ть, Ю, М, ль, д, кь, К, Л, м, О, ж, ф, х, Б, п, Т, к, Я.
9. Рефлексия
— Ответьте, из чего складываются слова? Слова складываются из букв.
- Чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем.
- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по русскому языку в 1 классе | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 1 классе.
Учитель: Лукьянова Татьяна Владимировна
Тема: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках и развитие умения обозначать их на письме.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать общее представление о звуках и буквах;
- знать правильное произношение звуков и букв;
- уметь пользоваться алгоритмом над образованием звуков речи на письме;
- уметь различать звуки и буквы;
- уметь составлять звуковые модели слов;
- уметь преобразовывать звуковые модели в буквенные.
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник В.П. Канакина 1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь В.П. Канакина 1 класс
I.Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. У нас гости. Повернитесь. Давайте поздороваемся с гостями.
- Садитесь. Настроимся на дружную работу и с хорошим настроением начнем урок. Он пройдет у нас под девизом «У нас всё получится!»
Каждое выполненное задание мы будет отмечать лепестком. А в конце урока узнаем, что всем всегда и везде помогает.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
II.Мин. чистописания, словарная работа
-Откройте тетради, приготовьте ручки. Поставьте руки на локти.
- Перед тем, как мы начнем писать, проведем гимнастику для пальчиков:
Чтоб красиво написать,
Надо пальчики размять.
Раз, два, три, четыре, пять,
За письмо получим пять!
-Взять ручку, проверить наклон тетради. Пишем со строчной письменной буквы, не забывая правила написания букв.
- Напишите букву похожую на обруч (О)
- Букву, которая не обозначает звука и стоит после буквы Ы (Ь)
- Первую букву алфавита (А)
- Парную согласную букве Б (П)
- Напишите букву, с которой начинается слово ЛЕТО (Л)
- Напишите букву, которая одинаковая в словах ТИГР, ТОРТ, ТУФЛИ
-Какие буквы написали?
-Составить слово из этих букв нам поможет загадка.
Чтоб зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
Сапоги, носочки,
Варежки, платочки.
А ещё надену что?
Да, конечно же, ... ! (ПАЛЬТО)
- Что такое ПАЛЬТО? (верхняя одежда, надеваемая поверх костюма, платья)
-Произнесите слово пальто с ударением.
-Сколько слогов в этом слове?
-На какой слог падает ударение?
-Найдите опасное место в этом слове.
-Составьте предложение с этим словом. Девочка надела пальто. Мне купили красивое пальто.
-Запишите слово пальто в тетрадь. Запомните его написание.
- Произведите звуковой анализ слова. Сколько букв в слове пальто? А звуков? Почему звуков меньше чем букв?
Много звуков есть на свете-
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебник на с. 45. Прочитайте тему.
- Чему мы будем учиться при изучении темы? (различать гласные и согласные звуки)
На странице 46 прочитайте тему нашего урока. (Звуки и буквы.)
Определите познавательную задачу урока
(Чем отличаются звуки от букв?)
-Сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки и буквы, правильно обозначать звуки буквами на письме.
3. Формирование новых знаний, умений и навыков.
- Ребята, а умел ли древний человек писать?
В древности человек для того, чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами (слайд)
- Послушайте стихотворение А. Санина (слайд)
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
В день весенний у ворот
Наконец растаял мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Я нашёл огромный грипп,
Но простыл – противный гриб.
Найдите слова, в которых заблудились звуки. Какие это звуки?
- Исправьте ошибки.
- Что мы произносим и слышим? (звуки)
- Что записываем и видим?(буквы)
Работа по учебнику.
Упр.2 с. 46. Догадайтесь, какие слова пропущены. Используя слова для справок, восстанови предложения.
Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы называем, пишем и видим.
-Запишите предложение о звуках. Какое правило увидели?
4. Физминутка.
Я здороваюсь везде,
Дома и на улице.
Даже, здравствуй, говорю
Я соседской курице.
5. Рубрика «Обрати внимание!»
Тысячи разных звуков окружают человека.
- Из каких звуков «складываются» слова? Слова складываются из звуков человеческой речи!
- Какие органы работают, чтобы возникли звуки?
Эти звуки возникают тогда, когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем.
6. Работа в парах.
Упр. 3 стр. 47
Повернитесь друг к другу и произнесите звуки [у], [т], [в], [п].
Понаблюдайте, как образуется звук.
[у] — губы вытягиваются в трубочку, рот раскрыт меньше, также звучит голос, воздух проходит свободно;
[т] — зубы сближены, но не сомкнуты; передняя часть спинки языка при произнесении [т] прижата к верхним зубам. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, весь язык более напряжен; воздушная струя идет через рот; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
[в]- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
[п]- вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
— Постарайтесь сделать вывод, как образуются звуки. (Любое произносимое слово состоит из звуков, звуки образуются органами нашей речи и воспринимаются на слух.)
А что такое буква? (Буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Написанное слово состоит из букв и воспринимается органами зрения.)
7. Формирование практических умений и навыков.
Работа по учебнику (с. 47, упр. 4)
-Рассмотри картинки.
-Произнесите слова-названия предметов (Аист, слон, сом.) Составьте звуковые схемы слов. Запишите слова буквами.
— Объясните, почему в звуковых схемах слов слон, сом вы не поставили ударение. (В односложных словах ударение не ставится.) А еще
когда не ставится ударение?
8. Игра «Буква или звук»
- Давайте проверим, все ли из вас были внимательными? Я буду называть буквы и звуки, а вы, когда услышите звук, хлопайте в ладоши. Готовы?
А, б, ть, Ю, М, ль, д, кь, К, Л, м, О, ж, ф, х, Б, п, Т, к, Я.
9. Рефлексия
— Ответьте, из чего складываются слова? Слова складываются из букв.
- Чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем.
- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Презентация к уроку
Тема: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.Тип урока: урок изучения нового материала.ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУчащиеся научатся слышать, учащиеся научатся произносить зв...
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....
Урок русского языка "Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными", 1 класс
Урок русского языка в 1 классе....
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...
Методическая разработка урока по русскому языку в 1-ом классе «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1-ом классе «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв». Число: 27.04.2023 г.Класс: 1 «б»Учитель: Билялетдинова А.И.Тем...