Конспект урока по предмету «Русский язык» Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Любимова Лилия Анатольевна

Конспект урока

по предмету «Русский язык»

Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk_yaz_napisani_slov_so_zvonk_i_gluh_sogl.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

Конспект урока

по предмету «Русский язык»

Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»

                                                               Подготовила: Любимова Л.А.

                                                           учитель начальных классов

2018-2019 учебный год

16.10.2018.

Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»

Цель: систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме «Написание слов со звонкими и глухими согласными».

Задачи:

 Обучающие

- повторить парные звонкие и глухие согласные;

- способствовать развитию умения различать звонкие и глухие согласные;

- учить правильному правописанию звонких и глухих согласных на конце слова, пользуясь проверкой-путём изменения формы слова.

Коррекционные:

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительные и слуховые анализаторы;

- корригировать и развивать мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность при письме;

- воспитывать интерес к учебе.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: карточки с темой урока; карточки для проверки д/з;  картинки со словарными словами; осенние листья с буквами; карточки соедини слово с проверочными словами; карточки для индивидуального задания; изображение Буратино; картинка с  письмом Алисе;

Ход урока.

  1. Орг. момент. Эмоц. настрой.

(глубоко вдохнули, выдохнули, вдохнули, затаили дыхание, выдохнули и тихо сели)
Учитель:
- Что такое?
- Что случилось?
- Почему звенит звонок?
Уч-ся:
- Мы готовы. Стол в порядке.
- Начинается урок.
Учитель:
- А девиз у нас какой?
Уч-ся:
- Всё что нужно под рукой. 

- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл на урок с хорошим настроением.

 - Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать новое.

Определение темы урока.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Буратино. Он не усвоил одну тему на уроке письма и просит помощи у нас. Давайте попробуем ему помочь.

-  А вот определить тему урока попытайтесь вы, соединив и прочитав слова.

П       р     ы           з     о     к     е          г      у    и         с     г    а     н     е

     а      н      е           в    н     и        и       л     х     е        о    л    с     ы
- Чтобы на уроке было интересно, нам необходимо воспользоваться полученными знаниями и выполнить определённые задания.

  1. Разминка.

- А для начала давайте разомнемся и настроимся на работу.

Пантомимическая гимнастика:

Подражаю я слону –
Я губы хоботом тяну.
А теперь их опускаю
И на место возвращаю.
Тянем губы прямо к ушкам

        

Чтоб понравиться лягушкам,
Улыбнусь, как Буратино!
И как хитрая лиса,
И как радостный ребенок,
Что увидел чудеса!

Пальчиковая гимнастика.

«Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,

У нее была корзинка.

Вдруг корзинка на пол – бух,

Полетело десять мух!

  1. Проверка д/з. 

- Ребята, что было задано на дом?. Поднимите руку те, кто выполнил. Давайте проверим.

(идет проверка круг-круги, снег-снега, медведь-медведи, сугроб-сугробы, завод-заводы).

  1. Мин. чистописания.

Откройте тетради. Запишите число и классная работа.

-Ребята, посмотрите, что за буквы уселись на ваших страницах. Назовите их.

(бп). А какие звуки они обозначают?

-А почему они стоят парами? Как их еще можно назвать? (парные согласные)

Вспомните  правила письма: 

Надо писать с наклоном.

Надо писать легко, не нажимая на ручку.

Буквы следует писать безотрывно.

Писать буквы надо на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.

Писать надо четко, ровно, без помарок.

- Пропишите эти буквы целую строчку.

  1. Сл. диктант.

- На доске картинки(с обратной стороны), назовите слова, которые они обозначают.

Земляника, пример, аптека, корабль, тетрадь.

- Запомните эти слова. Запишите их по памяти. (Инд.задание  Эдику Я., Владу Г., Маше Т., Оле С. -записать слова в такой же последовательности. Настя Д.-написать по точкам предложение)

  1. Основная часть урока.

Повторение, закрепление темы «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

Задание «Осенние листья»

 К нам на урок залетели осенние листья. Но эти листья не простые, а с буквами. В полёте они потеряли пары. Давайте, поможем им найти свои пары (я показываю вам лист с буквой, а вы-с ее парой).

У нас получились пары: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, д-т, г-к.

-Надеюсь, Буратино запомнит парные звонкие и глухие согласные.

- У Буратино в руках конверт с надписью «Важное правило». Что это? 
Учитель:

Вызвал внезапно учитель к доске,-
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки,
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует
- «Мороз».
Мелом пишу на доске я
- «Морос».
Слышу, как шум поднимается в классе.
- Надо писать с буквой з, с буквой з!
Мел я в смущенье крошу на куски.
- Ох, опозорился я у доски!

Учитель:
- Какое правило не выучил мальчик? (правописание звонких и глухих согласных на конце)
- Как проверить написание звонких и глухих согласных на конце слова? (правило в стихах)

Учитель:  Парные согласные

 на письме опасные.

Звук согласный проверяй,

            Рядом гласный подставляй

-Какие способы проверки парного согласного вы знаете?
( 1. изменить слово один-много:шарф-шарфы, снег-снега;

  1. назвать слова ласково или маленький предмет: дуб-дубок, лист-листок;
  2. не соглашаемся, говорим НЕТ: сугроб-нет сугроба, хлеб-нет хлеба).

- Отгадайте и запишите названия животных, подобрав проверочные слова.

Кто царь зверей? У кого длинная шея? Кто спит зимой в берлоге? Кто живет под землей? Кто носит колючки на спине? (комментируя)

Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Игра «Кто быстрее».

- На партах лежат карточки №2.Вставьте в слова пропущенные буквы. Соедините с проверочным словом.

1-й ряд
бро…ь                                                    тетради
дроз…                                                     круги
тетра…ь                                                 брови
уло…                                                       дрозды
стол…                                                      уловы
кру…                                                       столбы
2-й ряд
жира…                                                    дожди
дож…ь                                                    жирафы
сугро…                                                   паруса
сне…                                                       рукава
пару…                                                     сугробы
рука…                                                     снега

(ИНД.ЗАД.  1).Дубровиной Н. и Серёгиной О.-переписать предложение с печатного текста.

Радуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На зелены берега.

2). Жидкова К., Климов В.-допиши: один – много.

___________-луга,

___________- берега,

___________- снега,

___________- грибы,

___________- стрижи.)

Задание «Помогите разобраться».

-Буратино к нам на урок пригласил лису Алису. Он написал ей письмо. Но она ничего не поняла, поэтому не пришла. Давайте попробуем разобраться в том, что он написал.

Алиса!

Иди прямо через лук. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод.

Не пугайся кос – они не бодаются.

                           Ждём тебя.

- Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у Алисы?

( Лук, прут, плод, кос.)

-А какие слова нужно было написать Буратино?

- Запишите эти слова с комментированием.

7.  Итог урока:

 – О чем мы сегодня говорили на уроке?

– Назовите парные согласные?

– Какое правило мы должны использовать при написании слов с данной орфограммой?

- Надеюсь, что наш гость Буратино усвоил правило написания звонких и глухих согласных на конце слова.

  1. Домашнее задание: повторить словарные слова, стр.49 № 11.

Задания:

П       р     ы              з     о     к     е              г      у    и            с     г    а     н     е

     а      н      е               в     н     и         и         л     х     е            о    л    с     ы


бро…ь                                                    тетради
дроз…                                                     круги
тетра…ь                                                 брови
уло…                                                       дрозды
стол…                                                      уловы
кру…                                                       столбы
 

жира…                                                    дожди
дож…ь                                                    жирафы
сугро…                                                   паруса
сне…                                                       рукава
пару…                                                     сугробы
рука…                                                     снега

круг-круги, снег-снега, медведь-медведи, сугроб-сугробы, завод-заводы

Перепиши в тетрадь.

Радуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На зелены берега.

Допиши: один – много.

___________-луга,

___________- берега,

___________- снега,

___________- грибы,

___________- стрижи.

Алиса!

   Иди прямо через лук. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод.

Не пугайся кос – они не бодаются.

                                                         Ждём тебя.

Рефлексия: упражнение «Мое фото»

На доске ваши фотографии. Если вам урок понравился – прикрепите улыбающийся смайлик, если же урок не понравился - грустный смайлик.

Самоанализ урока

Тема урока: закрепление правописания парных звонких и глухих согласных на конце слова. Урок по счету шестой. Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока:  систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

Задачи урока:   Обучающие

- повторить парные звонкие и глухие согласные;

- способствовать развитию умения различать звонкие и глухие согласные;

- учить правильному правописанию звонких и глухих согласных на конце слова, пользуясь проверкой-путём изменения формы слова.

Коррекционные:

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительные и слуховые анализаторы;

- корригировать и развивать мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность при письме;

- воспитывать интерес к учебе.

    Осуществлялась связь урока с предыдущими уроками: повторение правил правописания, способов проверки.

На уроке применялись:

1.Словесные методы:  При формировании теоретических и фактических знаний.
2. Наглядные методы: Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

3. Практические методы: Для развития практических умений и навыков.

   Все применяемые методы соответствовали задачам урока, способствовали их реализации.

   С позиции здоровьесбережения урок соответствует современным требованиям и нормам (перед уроком класс проветрен, проведена разминка: дыхательная, пантомимическая, пальчиковая,  проведена физминутка и гимнастика для глаз. Старалась следить за посадкой детей.)

    Все этапы урока выдержаны, взаимосвязаны. На уроке преобладали положительные эмоции, игровой момент-приход Буратино, что повышает учебную мотивацию, интерес. Чередовались виды учебной деятельности-фронтальная работа, взаимопроверка, самостоятельная работа, словарная работа в виде игры «Фотограф», работа у доски - с письмо с комментированием. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности продолжалась не более 10 минут. Так же использовала индивидуальную - дифференцированную работу.

   Считаю, что цель и задачи урока реализованы. Урок прошел на оптимальном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:·        Учить...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Однокоренные слова»

Цель: Совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.Задачи:·...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Изменение глаголов по числам»

Цель: Помочь учащимся в усвоении знаний о единственном и множественном числе глаголов.Задачи:·        Формировать представления у детей об изменении глаголов по числ...

конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.Задачи: распознавать парные глухие и зв...

Технологическая карта урока по предмету русский язык, тема: «Группы слов» 1 класс

Учитель: Сухова Анна ЮрьевнаУчебный предмет: Русский языкТема урока: «Группы слов»Тип урока: «Открытие» новых знанийКласс: 1УМК: ПерспективаДата урока: 3.04.19Цели урока: форми...

Конспект + презентация урока русского языка по теме: "Написание слов со звонкими и глухими, мягкими и твёрдыми согласными." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Создание условий для развития умений различать мягкие и твердые согласные в начале и середине слов, делить слова на слоги и правильно переносить; способствование развитию ре...

Конспект урока по предмету "Русский язык". Тема "I и II спряжение глаголов".

Цель урока:Создать условия для ознакомления с окончаниями глагоов  I  и IIспряжения; совершенствовать умение различать лицо глаголов; продолжать формировать умение писать мягкий знак в...