1.Предлагает записать в тетради число, «Классная работа». Минутка чистописания – записать в тетрадь девиз нашего урока
2.Предлагает ответить на вопрос: - О какой части речи здесь говорится?
Что без меня предметы? Лишь название А я приду- Всё в действие придёт: Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растёт. (слайд 1)
- Что мы знаем о глаголе?
Предлагаю карточку « Я глагол» - Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол. - Давайте проверим, как вы выполнили работу.
Я глагол | часть | речи | обозначаю | действие предмета | отвечаю на вопросы | что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д. | имею | начальную (неопределенную форму), | в предложении | чаще всего бываю сказуемым | имею грамматические признаки | - время
- число
- лицо
- род
(в прошедшем времени) - вид
- спряжение
|
3.– Разгадайте кроссворд, в который надо вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму. (слайд 2) Ключевое слово подскажет, что необходимо вписать в 6 пункт нашей таблицы. . - Какова же тема сегодняшнего урока? ( Спряжение глаголов) Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться». Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу». - А о том, как это слово связано с глаголом мы будем говорить сегодня на уроке.
– Определите цели урока. – Сегодня мы вспомним, что такое спряжение, будем учиться спрягать глаголы, распределять их по спряжениям | Отвечают на вопрос учителя.
Работают в паре. Заполняют таблицу.
Глаголы для кроссворда. 1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу. Решают кроссворд. Читают ключевое слово «спряжение».
|
1. Организует наблюдения над изменением глаголов по лицам и числам.
- Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы петь и говорить при помощи личных местоимений. Для этого вспомним нашу таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени». –На какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа? ( НАСТ.В. ед.ч.- что делаю? Что делаешь? Что делает? Мн.ч.- что делаем? Что делаете? Что делают? БУД.В. ед.ч – что сделаю? Что сделаешь? Что сделаете? Мн.ч.- что сделаем? Что сделаете? Что сделают?
– Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам? - Так, что же такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам) - Справились ли мы с одной из задач, поставленной в начале урока? С какой? ( вспомнили что такое спряжение) - Предлагает сделать выводы и подвести промежуточный итог. Вывод: - Как изменяли глагол? По лицам и числам - Какая часть изменилась? Окончание
2. - Назовите окончания глаголов в 1 столбиках. Что общего в этих окончаниях? Содержат гласную -е- - Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего? Содержит гласную - и- - Любой глагол в личной форме будет иметь определенные окончания: либо такие , как у глаголов 1 ого столбика, либо такие как у глаголов 2ого столбика. Если у глагола личные окончания –у (-ю); -ешь(-ёшь); -ет(-ёт); -ем(-ём); -ете(-ёте); -ут(-ют), то эти глаголы относятся к 1 спряжению. Если же у глаголов личные окончания -у(-ю); -ишь; -ит; -им; -ите; -ат(-ят), то эти глаголы относятся ко 2 спряжению - Что еще заметили? ( все окончания ударные) У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.
3.Чтение правила в учебнике
4.Работает по учебнику Упражнение 435 ( фронтальная работа) – Запишите глаголы в два столбика – по спряжениям. Выделите окончания – Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания.
5. Устраивает физминутку - Если я назову глаголы 1 лица– выполняем хлопок над головой, 2 лица – 2 хлопка за спиной, 3 лица-хлопок перед собой. Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.
6.Задание на карточке ( закрепления и обобщение приобретенных знаний)
– Запишите личные окончания глаголов I и II спряжения в таблицу
7. Продолжает работу по учебнику Упражнение 439
–Определите спряжение глаголов, запишите их в форме 1-ого и 3-его лица множественного числа, обозначьте окончания. -Проверьте по таблице , правильно ли вы написали окончания глаголов.
8. Тест - Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест. Тест 1. Глаголы: 1) склоняются 2) спрягаются 2. У глаголов при спряжении изменяется 1) окончание 2) основа 3. Лицо глагола определяй: 1) по местоимению 2) окончанию 3) по предлогу 4. Что называется спряжением? 1) изменение глагола по падежам 2) изменение глагола по лицам и числам 3) изменение глагола по родам и числам 5. Лицо и число можно определить у глаголов: 1)настоящего времени 2)будущего времени 3)прошедшего времени
7.Домашнее задание Стр 79- правило, таблица с окончаниями, упр437- списать текст, найти в нем глаголы, выделить окончания. Указать спряжение. |
Выполняют задание. Высказывают свое мнение, делают выводы. Работа над правилом. Читают правило в учебнике, сравнивают с тем, что изложили сами.
Применяют на практике полученные знания, выполняя упражнении, проверка в парах.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Делают вывод: при изменении глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени меняется окончание.
Читают правило в учебнике стр 79.
Выполняют упражнение.
Глаголы I спряжения: бегаешь, пишем, думает, прыгаешь, летаешь, знаете, шагают, ищешь, играем, плывём, считают. Глаголы II спряжения: чистим, верит, светит, сидите, спешат, стоишь.
Записывают личные окончания.
| I спряжение | II спряжение |
| Ед. число | Мн.число | Ед. число | Мн.число | 1-е лицо | -у, -ю | -ем, -ём | -у, -ю | -им | 2-е лицо | -ешь, -ёшь | -ете, -ёте | -ишь | -ите | 3-е лицо | -ет, -ёт | -ут, -ют | -ит | -ат, -ят |
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.
Работают в парах.
Проверяют правильность выполнения по таблице.
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
|
1.Подводит итоги урока в соответствии с поставленной целью и задачами.
Педагогическая рефлексия: - Что мы сегодня узнали на уроке? (глаголы бывают I и II спряжения; - Какие окончания имеют глаголы I спряжения?( -ешь, -ет, -ем, -ете, ут(-ют)) -Какие окончания имеют глаголы II спряжения?(-ишь,-ит, -ите, -ат(-ят)) -Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения? - Что повторили? - Справились ли с поставленной целью и задачами урока. - Где мы можем применить знания о спряжении глагола? Карточки «Рефлексия» Рефлексия настроения: Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его продолжив предложения: - Сегодня я доволен работой, так как… - Не совсем доволен, потому что… - Не доволен своей работой, ведь я… | 1.Анализируют работу на уроке 2. Оценивают свою работу на уроке. 3.Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. 4.Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. 5.Отвечают на вопросы. |