конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Полканова Олеся Павловна

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.

Задачи: распознавать парные глухие и звонкие согласные в словах; сопоставлять произношение и написание; научиться проверять парные звонкие и глухие согласные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку

«Правописание парных звонких и глухих согласных

на конце слова»

2 класс

Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 2 класс (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), плакат с правилом по теме урока, рабочая тетрадь, ручки, карандаши.

На уроке применялись технологии сотрудничества, здоровьесберегающие и игровые технологии.


Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Задачи: Распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах; сопоставлять произношение и написание; научиться проверять парные звонкие и глухие согласные.

Актуализация знаний

 (на доске запись)

[нарот], [горат], [вакрук], [титрат ]

- Ребята, прочитайте звуковой состав слов.  Какие это слова?

(народ, город, вокруг, тетрадь)

- Правильно! Вспомните, как писать эти слова? Напишите эти слова в тетради, обозначая звуки буквами.

- Проверьте свою работу по орфографическому словарю в конце учебника.

Самоопределение к деятельности

- Как вы рассуждали, когда проверяли слова перед их написанием?

(подбирали проверочное слово)

- Какое проверочное слово вы подобрали для слова «народ»?

(народы)

- Молодцы! Какое проверочное слово вы подобрали для слова «город»?

 (города)

- Очень хорошо! Изменилось ли значение слова?

 (нет)

- Каким способом проверки мы воспользовались, изменили слово или подобрали к нему однокоренное слово?

 (изменили слово)

- Какое проверочное слово вы подобрали к слову «вокруг»?

(кругом)

- Как называется этот способ проверки?

(подбор однокоренного слова)

Работа по теме урока

- Молодцы! А теперь прочитайте правило на с.22

(Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова надо: изменить слово: дуб - дубок , холод – холода – или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н] – дуб – дубовый, холод – холодок – холодный)

- Ребята, а почему нам нужно изменять слово или подбирать однокоренное к нему слово так, чтобы согласный звук стоял перед гласной буквой или  звуком [н]?

(Чтобы хорошо услышать этот согласный звук)

- Прочитайте задание в упражнении 35 на с.23 (измените каждое слово так, чтобы на конце был парный по глухости-звонкости согласный звук. Запишите пары слов по образцу : камыши – камыш)

- Что требуется выполнить в этом упражнении?

 (изменить слово как в образце и записать пары слов)

- Какие пары вы составили? (сначала обсуждаем устно выполнение упражнения)

(луга – луг, пауки – паук, поезда – поезд, торты – торт, стрижи – стриж, острова – остров, дубы – дуб, снопы – сноп, шарфы – шарф, голоса – голос, арбузы – арбуз)

Физкультминутка.

- Давайте подготовим глазки к письменному выполнению упражнения:

- Посмотрите на брови, на подбородок, на левое ухо, на правое ухо.  Хорошо.

  Теперь рисуем глазками круг, в другую сторону. Молодцы.

  Зажмурились, открыли глазки. Очень хорошо.

- Теперь можно приступать к письменному выполнению упражнения (самостоятельное выполнение).

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.

- Какие вы нашли ошибки? (ответы детей)

-  Как вы думаете почему была допущена эта ошибка? (ответы детей)

-  Что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок? (ответы детей).

- Молодцы ребята!

(На доске запись: Цветочный лу[к] очень красив. В огороде растет зеленый лу[к]. На дереве созрел пло[т]. По реке плывет пло[т].

- Прочитайте предложения, написанные на доске.

- Как определить, какую букву нужно написать на конце слов с выделенными звуками?

(подобрать однокоренное слово, изменить форму слова)

- Подберите проверочное слово к слову луг в первом предложении

(луга – луговой)

- Молодцы! (стираю звук К и пишу букву Г). Запишите это предложение.

- Подберите проверочное слово к слову лук во втором предложении.

(луковица – луковый)

- Очень хорошо (стираю звук и пишу букву К). Запишите это предложение.

- Найдите такое слово, чтобы хорошо услышать парный согласный на конце в слове плот в третьем предложении.

(плоды – плодовый)

- Молодцы! Запишите это предложение (стираю звук Т и пишу букву Д)

- Подберите проверочное слово к слову плот в последнем предложении

(плоты)

- Молодцы! Запишите это предложение.

Закрепление изученного материала

- Ребята, откройте с.25 учебника и посмотрите упражнение 40.

(Осенью то мороз, то дождь, то снег, как зимой, то опять тепло. Осенний мороз не выдавит слёз, а зимние морозы – из глаз слёзы.)

- Мы его выполним устно.

- Найдите слова с парным по звонкости-глухости согласным на конце слова

 (мороз, дождь, вдруг, снег, слёз)

- Как проверить написание этих согласных?

(подобрать проверочное слово)

- Подберите такие проверочные слова.

(мороз-морозы, дождь – дожди, снег – снега, слёз – слезы, слеза)

- Молодцы

Подведение итогов урока

- Ребята, вспомните, какие способы проверки парных согласных мы знаем?

(изменять слово или подбирать однокоренное к нему слово так, чтобы хорошо слышать парный согласный)

- Какое задание вызвало затруднение?

- Запишите домашнее задание: с.24 упр.39.

- Прочитайте задание к упражнению 39 (Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце стоял парный по глухости-звонкости согласный звук.

Вежливый – вежлив, хороший - …, молодой - … , слабый - …, свежий - …, строгий - …, ленивый - …, грубый – груб… .)

- Ребята, задание понятно?

- На этом наш урок закончился. Можете передохнуть и подготовиться к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова.

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова, развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подбирать проверочные слова и г...

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и  умения  проверять их в слабой позиции...

урок по русскому языку Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс

Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....

Конспект урока в 3 классе: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Конспект урока по предмету «Русский язык» в 3 классе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...