УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку письма для 1 класса на тему "Буква Щ, щ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Деменьшина Валентина Сергеевна

Цели деятельности учителя: формирование четкого зрительного образа строчной буквы щ; формирование навыка правильного написания строчной буквы щ; ознакомление с видами соединения строчной буквы щ с другими буквами.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: элементы строчной буквы щ; виды соединений щ с другими буквами.

 уметь: правильно писать строчную букву щ; правильно соединять строчную букву щ с другими буквами алфавита.

Личностные: проводить самооценку своих действий; умение работать самостоятельно; проявлять положительное отношение к учению.

Тип урока: «открытие» нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 18.12.2018                                                                                                                ФИО учителя: Ершова С.В.

Школа: № 152                                                                                                                   ФИ студента: Деменьшина Валентина

Класс: 1-е                                                                                                                           ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 110

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПИСЬМА

Тема: «Написание строчной буквы щ»

Цели деятельности учителя: формирование четкого зрительного образа строчной буквы щ; формирование навыка правильного написания строчной буквы щ; ознакомление с видами соединения строчной буквы щ с другими буквами.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: элементы строчной буквы щ; виды соединений щ с другими буквами.

 уметь: правильно писать строчную букву щ; правильно соединять строчную букву щ с другими буквами алфавита.

Личностные: проводить самооценку своих действий; умение работать самостоятельно; проявлять положительное отношение к учению.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: Прописи 1 класс. Ч 4 / В.Г. Горецкий . – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2015., учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Сергеевна. Сегодня урок письма проведу у вас я.

Присаживайтесь!

Приветствуют.

Р.:самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

Словес.: учебный диалог

Практич.: поиск необходимого звука

Нагляд.: учебная презентация

3 мин.

Фронтальная работа

-Для начала ребята давайте вспомним, что вы проходили на уроке обучения грамоте?

Верно!

-Сейчас, я хочу проверить насколько хорошо, вы усвоили материал прошлого урока. -Обратите внимание на доску. Перед вами 2 слова.

Щенок                роща

-Прочитаем слова хором, все вместе.

Молодцы!

-Скажите, как на письме обозначается звуки [щ′]?

-Что вы знаете про нее?

Правильно!

-Назовите звук в первом слове, который обозначает буква щ.

-Какой он?

-Во втором слове, какой звук обозначает буква щ?

-Какой он?

Правильно!

Подведем итог задания.

-Как на письме обозначается звуки   [щ′]?

Верно!

Что вы интересного узнали про букву и звуки?

-Ребята, на обучении грамоте вы познакомились со звуками  [щ′] и буквой, которая их обозначает, как вы думаете, чем мы с вами сегодня на уроке письма будем заниматься?

Отвечают на поставленные вопросы.

Звук  [щ′]. Буква Щ, щ.

Читают слова хором.

Буквой щ.

Она согл.

[щ′]

Согл., мягкий, глух.

 [щ′]


Согл., мягкий, глух.

Буквой щ.

Буква щ всегда мягкая

Учиться правильно писать строчную букву щ.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, принятие и сохранение учебной задачи

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: учебный диалог

Нагляд.: учебная презентация

1 мин.

-Исходя из нашего диалога, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Какие цели, мы поставим перед собой, на наш урок?

Отвечают на вопросы учителя.

Написание строчной буквы щ.

1. Познакомиться с элементами строчной буквы щ.

2. Узнать, виды соединений строчной буквы щ с другими буквами.

3. Научиться, правильно писать строчную букву щ.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словес.: учебный диалог

Практич.: обвод элементов букв и узоров

Нагляд.: прописи

3 мин.

Индивидуальная и фронтальная работа

-Ребята, откройте ваши прописи на стр. .

-Обратите внимание, что изображено наверху страницы?

-Из скольких элементов состоит буква щ?

Правильно!

-Сейчас обратите внимание на элементы, которые показаны на 1 строчке серым цветом от буквы справа.

-Скажите откуда их нужно начинать обводить?

-Какой первый элемент нужно обвести?

-Второй элемент? Третий? Четвертый?

-Обведите элементы и букву щ,  которая стоит после элементов.

Закончили!

-Теперь обведите узоры,  которые даны на нижней строчке и продолжите их ряд (2 такими же узорами).

Образец буквы х.

Из 5.

Сверху вниз (с закруглением  вправо).

Прямая с закруглением верх.

Прямая с закруглением вверх.

Прямая с закруглением вправо.

Петля.

Обводят по образцу элементы букв.

Обводят и изображают узоры.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, принятие и сохранение учебной задачи

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: участие в учебном диалоге

Словес.: слово учителя

Практич.: обводка и пропись букв, письмо с объясн., тактир. письмо, письмо в воздухе

Нагляд.: пед. показ, прописи

4 мин.

Фронтальная и индивидуальная работа

-Сейчас я вам покажу, как пишется строчная буква щ. Ставлю точку на верхнюю рабочую строку. Пишу короткую прямую с закруглением вправо ,касаюсь нижней рабочей строки, довожу до верхней рабочей строки, пишу  короткую прямую с закруглением вправо, касаюсь нижней рабочей строки, довожу до верхней рабочей строки ,пишу короткую прямую с закруглением вправо, довожу до нижней рабочей строки, пишу петлю.

-Сейчас я вам покажу, как нужно писать строчную букву  под счет, смотрите внимательно.

-Ставлю точку на верхнюю рабочую строку.

раз-и-два-и-три-и

-Давайте, вместе попробуем написать строчную букву щ в воздухе под счет. Возьмите ручку правильно в руку, руку поставьте прямо и повторяйте движения за мной. Работает только кисть руки.

раз-и-два-и-три-и

-Сейчас считаем вместе со мной и пишем букву в воздухе.

раз-и-два-и-три-и

-Обратите внимание на 1 раб. строчку.

Ребята, обведите первую строчную букву щ, сравните ее с образцом и самостоятельно напишите еще 5 строчных букв х.

Записали!

Посмотрите на то, что вы написали и подчеркните самую красивую строчную букву щ, которую вы написали.

Выполняют требования учителя.

Смотрят внимательно и запоминают показ учителя.

Смотрят и запоминают письмо под счет строчной буквы щ.

Пишут в воздухе строчную букву щ под счет учителя.

Пишут и считают вместе с учителем строчную букву щ в воздухе.

Выполняют требования учителя.

Обводят первую строчную букву и пишут самостоятельно еще 5 букв.

Сравнивают с образцом и находят самую красивую букву.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, принятие и сохранение учебной задачи

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

Динамическая пауза

1 мин.

Ребята, сейчас проведем физкультминутку. Встаньте все из-за парт. Повторяйте за мной.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

Молодцы! Присаживайтесь!

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словес.: учебный диалог

Практич.: списывание, анализ слогов

Нагляд.: пед. показ, прописи

4 мин.

Фронтальная работа

-Обратите внимание на 2 рабочую строку.

-Скажите, что на этой строке?

-Давайте прочитаем их хором, вместе.

-Скажите, одинаковый ли звук обозначает буква щ в этих словах?

-Скажите, чем  отличаются эти слоги?

-Назовите слог, в котором нижнее соединение.

-Обратите внимание, как его нужно правильно писать.

-Сейчас запишите этот слог с нижним соединением 1 раз.

-Назовите слог, в котором среднее соединение.

-Обратите внимание, как его нужно правильно писать.

-Сейчас запишите слог со среднем соединением 1 раз.

-Назовите слог, в котором верхнее соединение.

-Обратите внимание, как его нужно правильно писать.

-Сейчас запишите этот слог с верхним соединением 1 раз.

-Подведем итог, какие соединения бывают с буквой щ?

Выполняют требования учителя.

Слоги.

Читают хором слоги.

Да, везде мягко

Соединением.

Ща

Смотрят за показом учителя.

Записывают сам-но слог.

Ще

Смотрят за показом учителя.

Записывают самостоятельно слог.

Щу

Смотрят за показом учителя.

Записывают самостоятельно слог.

Нижнее, среднее, верхнее.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, принятие и сохранение учебной задачи

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: участие в учебном диалоге

Словес.: учебный диалог

Практич.:обводка по контуру, неполн. фонем. анализ, анализ слов

Нагляд.: прописи, учебная презентация

4 мин.

Фронтальная работа

-Посмотрите на 3 рабочую строку.

…… прочитай первое слово.

-Скажите, сколько слогов в этом слове?

Правильно!

-Напишите слово шука.

-Сейчас, давайте с вами зажжем нужные огоньки в схеме слова.

-Скажите, первый звук у нас какой?

Какой огонек зажжем?

Следующий звук?

Какой огонек зажжем?

Выполняют требования учителя.

Щука

2

Щ, мягкий

зеленый

[у]

[к]-твердый

Синий

[а]

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, принятие и сохранение учебной задачи

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: участие в учебном диалоге

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словес.: слово учителя, учебный диалог

Практич.: списывание, фонем. разбор, анализ предлож, орфографический анализ

Нагялд.: прописи, учебная презентация

4 мин.

-Что у нас на следующей строке?

…., прочитай предложение.

-Скажите, сколько слов в предложении?

Какое первое слово?

-Скажите, на какой слог падает ударение в слове ерш?

-Назовите опасные места в этом слове.

-Сколько слогов во втором слове?

-На какой слог падает ударение?

-Назовите опасное место в этом слове.

Верно, подчеркните ее.

-Сейчас в нижней (пустой) строке запишите это предложение, разделите слова на слоги, поставьте ударения, зажгите под каждой буквой огонек. После чего, мы с вами проверим.

Закончили!

-Ребята, сверьте свою работу с ключом на доске.

-Поднимите руку, кто не допустил ошибок!

Молодцы! Опустили!

-Поднимите руку, кто допустил ошибки.

Ребята, в след. раз будьте внимательнее и не допускайте ошибок.

Предложение.

Читает вслух.

4

на 1

на 1

буква у

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, принятие и сохранение учебной задачи

Р.: осуществление контроля

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: участие в учебном диалоге

Словес.: учебный диалог

Практич.: фонем. разбор, списывание, анализ слова

Нагляд.: прописи

3 мин.

-Обратите внимание на следующую строчку.

Что перед нами?

-Прочитаем эти слоги хором.

-Прочитаем первый слог.

-Какой первый звук?

-Какие слова можно составить из этих слогов?

-Ребята, а кто-нибудь знает, что или кто такой щегол?

-Это такая птичка. Вот посмотрите

-Ребята, на следующей строчке запишите это слово.

-А чтобы вам было легче, слоги вам помогут.

Зажжем огоньки.

…., у доски

Ребята, посмотрите, так ли у вас.

Выполняют требования учителя.

Слоги

Читают хором

Ще

[щ′]

Щегол

Записывают слово, опираясь на слоги.

[щ′] зеленый

[е]

[г]твердый, синий

[о]

[л] твердый, синий

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, принятие и сохранение учебной задачи

Р.: осуществление контроля

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: участие в учебном диалоге

Динамическая пауза

1 мин.

Ребята, встаньте, проведем физкультминутку.

На раз – поднимает руки класс.

На два – завертелась голова.

Три – в ладоши 3 хлопка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VII. Включение в систему знаний

Словес.: учебный диалог

Практич.: запись предложения, составление схемы предложения , самопроверка, орфографический анализ

Нагляд.: прописи, учебная презентация

4 мин.

-Обратите внимание на следующую строчку.

…. прочитай предложение.

-Сколько в предложении слов?

Молодец!

-Ребята, давайте разберем это предложение.

-О ком идет речь в предложении?

Докажи.

-Что они делали?

-Какой вопрос задашь к слову играли?

-Ребята, скажите, где играют щенки?

-Какой вопрос зададите от слова спит?

Правильно!

-Назовите опасное место, в слове щенка где мы можем сделать ошибку.

Подчеркните ее.

-Какие еще опасные места вы видите в этом предложении?

Правильно! Подчеркните гласную е и согласную й в слове лужайке.

Не забывайте, что первое слов пишется с большой буквы.

-Сейчас ребята, запишите это предложение на следующей (пустой) строчке и ниже под вашим предложением сделайте схему этого предложения.  

Закончили!

-Сравните ваши схемы предложений с ключом на доске.

Поднимите зеленый карандаш, кто не допустил ошибок в схеме предложения.

Поднимите красный карандаш, кто допустил ошибки в схеме.

В следующий раз будьте внимательнее.

Подведем итог задания.

-Что мы записывали?

Что изображали?

С какой буквы начинается предложение?

Что стоит в конце предложения?

Выполняют требования учителя.

Читает вслух предложение.

5

О щенках

Кто? Щенки

Играли

Щенки (что делали?) играли

На лужайке

Играют  (где?) на лужайке

Гласная е.

Предлог на пишется раздельно со словом лужайке, й в слове лужайке и последняя гласная в слове лужайке.

Записывают самостоятельно предложение в строчку, составляют схему предложения.

Сравнивают схемы с образцом.

Предложение.

Схему предложения.

С большой.

Точка.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, принятие и сохранение учебной задачи

Р.: осуществление контроля

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: участие в учебном диалоге

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: слово учителя, учебный диалог

2 мин.

-Наш урок подходит к концу.

-Давайте вспомним тему нашего урока.

-Какие цели мы поставили на урок?

-Достигли мы их?

-Скажите, из каких элементов состоит строчная буква щ?

-Какие соединения присутствуют со строчной буквой щ?

-Что обозначает буква щ?

Отвечают на вопросы учителя.

Написание строчной буквы щ.

1. Познакомиться с элементами строчной буквы щ.

2. Узнать, виды соединений строчной буквы щ с другими буквами.

3. Научиться, правильно писать строчную букву щ.

Три коротких прямых с закруглением вправо, хвостик.

Нижнее, среднее, верхнее.

Звук  [щ′].

Р.: осуществление итогового контроля

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания

Словес.: слово учителя

1 мин.

-Сейчас ребята, поднимите зеленый карандаш те, кто сегодня работал активно и не допустил ни одной ошибки.

-Сейчас поднимите желтый карандаш те, кто работал активно, но допустил пару ошибок в работе.

-Сейчас поднимите красный карандаш те, кто не работал на уроке и допустил массу ошибок при работе.

В следующий раз работайте активней.

Вы огромные молодцы! Урок окончен!

Оценивают свою деятельность на уроке.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку математики для 3 класса на тему "Задачи на увеличение числа в несколько раз"

Цели деятельности учителя: Закрепление умений решать задачи на увеличение в несколько раз, создать условия для  развития умений выполнять краткую запись задачи разными способами, з...

УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку математики для 1 класса на тему "Прибавление и вычитание по 2"

Цели деятельности учителя: закрепление умений решать задачи на увеличение в несколько раз, совершенствование навыков устного счета.Планируемые результаты:-предметные: знать:...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку математики для 4 класса на тему "Деление числа на произведение"

Цели деятельности учителя: закреплять умение выполнять деление числа на произведение разными способами; совершенствовать вычислительные навыки.Планируемые результаты:-предметные: уметь:...

УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку математики для 3 класса на тему "Разрядные слагаемые"

Цели деятельности учителя: учить записывать трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; закреплять вычислительные навыки; умение решать задачи изученных видов.Планируемые результаты:-пред...

УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку окружающего мира для 4 класса на тему "Природные зоны России"

Цели деятельности учителя: сформировать представление о природных зонах России, причинах их расположения.Планируемые результаты:-предметные: знать: понятие «природная зона&ra...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку окружающего мира(истории) для 3 класса на тему "Свой дом, свой простор"

Цели деятельности учителя: сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.Планируемые результаты:-Предметные:знать: понятие «матица», «полати»...