УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку окружающего мира(истории) для 3 класса на тему "Свой дом, свой простор"
план-конспект урока по истории (3 класс)

Деменьшина Валентина Сергеевна

Цели деятельности учителясформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать: понятие «матица», «полати», «опечек»,  «порог», «печь»;

уметь: отличать быт старинных домов от новых.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:  25.09.18                                                                                                                               ФИО учителя: Нестерова Лариса Александровна

Школа: 104                                                                                                                                   ФИ студента: Деменьшина Валентина

Класс: 3-б                                                                                                                                      ФИО методиста: Сачкова Татьяна Андреевна 

Кабинет: 210

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Свой дом-свой простор.»

Цели деятельности учителя: сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать: понятие «матица», «полати», «опечек»,  «порог», «печь»;

уметь: отличать быт старинных домов от новых.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.  

Оборудование: Окружающий мир 3 класс. Ч 2/:  А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013, карточки,  презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые
УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

13.10-13.01

Фронтальная работа

-Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу.

- Добрый день,  ребята!  Меня зовут Валентина Сергеевна, и  сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствовать учителя.

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация.

Словес.: эвристическая беседа..

13.01-13.04

Фронтальная работа

-А перед тем, как познакомиться с новой темой, давайте вспомним, тему прошлого урока?

- С чем можно сравнить старинный крестьянский дом?

- Как выглядит современный жилой многоквартирный дом? Почему его тоже можно сравнить с целой вселенной?

- Сколько значений слова"мир" вы знаете

- Из чего строили дома в старину? Почему?

- Из дерева стоились усадьбы, храмы, крестьянские дворы, княжеские храмы. В деревянной постройке сухо. Тепло и дышится легко. Жить в деревянных домах полезно для здоровья.

Отвечать навопросы:

-с вселенной

- вселенная; отдельная область вселенной; согласие, отсутствие войны; спокойствие, тишина.

- в нашей стране дерево, как строительный материал любят и почитают с давних времён

Л.:самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: эвристическая

беседа.

Наглядный: презентация.

13.04-13.08

Фронтальная работа

-Молодцы, ребята! Мы с вами повторили ранее изученное, теперь можем двигаться дальше.

-А для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю отгадать загадку.

В нём живёт моя родня, 
Мне без неё не жить ни дня. 
В него стремлюсь всегда и всюду, 
К нему дорогу не забуду. 
Я без него дышу с трудом, 
Мой кров, родимый, тёплый...

-Совершенно верно!

-Может уже кто-то догадался, какая тема сегодняшнего урока?

-Верно, на сегодняшнем уроке речь пойдет о старинном доме.

На доске нарисована корзина, напоминающая старинный дом, ручка корзины, как крыша, на ней написаны слова «СТАРИННЫЙ ДОМ», вокруг неё таблички, на которых написаны слова: опечек, коник, порог, матица, бабий кут, печь, полати, колыбель, железобетон, сайдинг.

-Какие из названий могут принадлежать старинному дому? Предлагайте, что будем складывать в нашу корзину идей?

-Ребята, а вы уверены, что всё, что мы сложили в корзину идей точно принадлежит старинному дому?Проверим наши предположения.

-Давайте поставим цели сегодняшего урока.

Отечать на вопросы:

-Дом

 -"Свой дом- свой простор"

Предположения детей

-познакомиться с тем, как был обустроем дом в старину, познакомиться с новыми понятиями.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.:самостоятельное формулирование темы и цели урока.

IV.«Открытие» нового знания

Практ.: работа в парах

Словест.: ответы на вопросы

13.08-13.23

-Поработаем в парах.

-Вам нужно прочитать внимательно свои тексты

1.Порог – граница дома. На нем считали наши предки нельзя вставать и сидеть.

Перешагнем через него и увидим центральную часть балки. Он нее зависит прочность дома, потому и зовут ее матицей. Матица – толстое бревно расположенное поперек бревен потолка.

2.Бабий, женский кут. Кут – это угол. Хозяйкин кут в старину отделяли от остальной избы цветастой занавеской или дощатой перегородкой, а иногда посудным шкафчиком перегораживали. Хозяйничали тут женщины, стряпали, шили, пряли. вязали. Здесь же на крючке в потолке висит колыбель для самого маленького ребенка в колыбели.

3.Хозяйский угол. Это место, где работает глава семьи. Спал хозяин на конике – лавке у двери. Конец этой лавки был вытесан так же как верх столба у печи в виде головы коня. Э то добрый страж дома. Так же как и сам хозяин.

От печного коника к стене идут длинные толстые полки – грядки, воронцы.

От печки над дверью до стены стелили доски –полати.

Опечек – деревянная, каменная или битая из глины основа под печку.

-Посовещайтесь со своим соседом по парте и решите, всё ли содержимое нашей корзины принадлежит старинному дому?

-Таблички с какими названиями относятся к старинному дому? Докажите строчками из текста.

-Поднимите правую руку те , кто считает так же, что это предмет старинного дома?(слайды)

-Откроем страницу 10. Рассмотрим рисунок. Давайте узнаем, чем же занимались люди.

Знакомиться с текстами

Ответы на вопросы

П.: умение работать текстом, выделение главного

К.: умение полно и точно выражать своё мнение.

V. Первичное закрепление во внешней речи

13.23-13.29

-Сейчас на слайде будут появляться предметы старинной домашней утвари. Вам нужно будет назвать этот предмет. Для того, чтобы вам было легче, можете пользоваться текстом учебника. Называете предмет и для чего он служит.(слайды)

Отвечать на вопросы

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

Динамическая пауза

Словест.: слово учителя

13.29-13.30

Чтобы выполнить заданья,
Чуть-чуть надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки в стороны, вперед,

Вверх, назад прогнулись,

К солнцу потянулись.
На носочки встали,
Лучики достали.
На корточки сели,
Вокруг посмотрели.
А теперь за парты
Тихо-тихо сели.

-Выполнение действий.

-Встать.

-Развести руки в стороны, вперед.
-Прогнуться вперед, назад .

-Встать на носочки, руки вверх.

-Присесть.

-Сесть на свои места

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практ.:  задание на карточках

Словест.: слово учителя

13.30-13.40

-Перед вами карточки с текстом, но некоторые слова из текста убежали и теперь невозможно узнать, что же хотел до нас донести автор. А так как вы уже познакомились с этой темой, то с легкостью сможете дополнить этот текст словами. А для того, чтобы вам было проще, можете пользоваться словами для справок.

 Дом в старину возводили из ____________ , Жилище было устроено разумно и по- доброму.

Порог являлся ____________ дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было ____________ и ____________ .

Центральная балка потолка — ____________.От неё зависит _________дома.

Важным местом в доме была ____________ , которую ставили на ____________ — основу из камня или ____________ . Печь называли ____________ и считали: кто на печи сидит, тот ____________ .

Слова для справок:  из дерева, из кирпича, границей, крыльцом, стоять, сидеть, матица, прочность, печь, порог, опечек, глины, батюшкой, матушкой, бабушкой, свой, родной, маленький,

-Давайте проверим, что у вас получилось. Если вы сделали все правильно, то нарисуйте зеленый кружочек, если написали больше половины, то желтый кружочек, а если вообще ничего не написали-красный кружочек.

-Ребята, поднимите руку те, кто сделал все правильно. У кого были ошибки?

Дом в старину возводили из дерева. Жилище было устроено разумно и по- доброму.

Порог являлся границей дома, поэтому, по мнению наших предков, на нем нельзя было стоять  и сидеть.

Центральная балка потолка – матица. От нее зависит прочность дома.

Важным местом в доме была печь, которую ставили на опечек –основу из камня или глины.

Печь называли матушкой и считали: кто на печи сидит, от свой.

П.: выполнение действий по алгоритму

П.: осознают и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. 

К.: полно и точно выражают свои мысли.

VII. Включение в систему знаний

Словест.: ответы на вопросы

13.40-13.47

Фронтальная работа

Найдите рублику "Обсудим"

- Что общего в с старинном доме и доме современном? Что в них различного?

- В чём смысл пословицы "Свой дом- свой простор"? Какие пословицы, похожие по смыслу, можно к ней подобрать?

-Дома вы будете работать с учебником. Стр. 8-11.

Отвечать на вопросы:

Записывать дз

К.: умение полно и точно выражать своё мнение.

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: ответы на вопросы, самооценка.

13.47-13.50

Фронтальная работа

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили?

-Что вам больше всего понравилось в своей работе? Какое задание показалось самым интересным?

-Выберите одну фразу  и оцените себя:

  • Я хорошо работал, все выполнил;
  • Я хорошо работал, но остались вопросы;
  • Мне нужно повторить материал.

- Молодцы! Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы:

-свой дом- свой простор.


-
узнать как устроен старинный дом.

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку окружающего мира для 4 класса на тему "Природные зоны России"

Цели деятельности учителя: сформировать представление о природных зонах России, причинах их расположения.Планируемые результаты:-предметные: знать: понятие «природная зона&ra...

УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Все падежи"

Цели деятельности учителя: закреплять умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу; познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Цели деятельности учителя: научиться определять второстепенные предложения, составлять и доказывать;  закреплять умения находить в предложении второстепенные члены предложения; совершенствование ...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку окружающего мира для 2 класса на тему "В школе"

Цели деятельности учителя: познакомить с трудом учителя, школьным коллективом, правилами поведения в школе, формировать навыки коммуникативного общения.Планируемые результаты: -предметн...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 4 класса на тему "А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»"

Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»Планируемые результаты: -Предметные:знать: биографию автора; ...