УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку окружающего мира(истории) для 3 класса на тему "Свой дом, свой простор"
план-конспект урока по истории (3 класс)
Цели деятельности учителя: сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.
Планируемые результаты:
-Предметные:
знать: понятие «матица», «полати», «опечек», «порог», «печь»;
уметь: отличать быт старинных домов от новых.
-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 25.09.18 ФИО учителя: Нестерова Лариса Александровна
Школа: 104 ФИ студента: Деменьшина Валентина
Класс: 3-б ФИО методиста: Сачкова Татьяна Андреевна
Кабинет: 210
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «Свой дом-свой простор.»
Цели деятельности учителя: сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.
Планируемые результаты:
-Предметные:
знать: понятие «матица», «полати», «опечек», «порог», «печь»;
уметь: отличать быт старинных домов от новых.
-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: Окружающий мир 3 класс. Ч 2/: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013, карточки, презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словес.: слово учителя | 13.10-13.01 | Фронтальная работа -Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу. - Добрый день, ребята! Меня зовут Валентина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. | Приветствовать учителя. | Р.: личностное включение в учебную деятельность. |
II. Актуализация знаний и мотивация Наглядный: презентация. Словес.: эвристическая беседа.. | 13.01-13.04 | Фронтальная работа -А перед тем, как познакомиться с новой темой, давайте вспомним, тему прошлого урока? - С чем можно сравнить старинный крестьянский дом? - Как выглядит современный жилой многоквартирный дом? Почему его тоже можно сравнить с целой вселенной? - Сколько значений слова"мир" вы знаете - Из чего строили дома в старину? Почему? - Из дерева стоились усадьбы, храмы, крестьянские дворы, княжеские храмы. В деревянной постройке сухо. Тепло и дышится легко. Жить в деревянных домах полезно для здоровья. | Отвечать навопросы: -с вселенной - вселенная; отдельная область вселенной; согласие, отсутствие войны; спокойствие, тишина. - в нашей стране дерево, как строительный материал любят и почитают с давних времён | Л.:самоопределение к учебной деятельности. К.: участвовать в учебном диалоге. |
III. Постановка учебной задачи Словес.: эвристическая беседа. Наглядный: презентация. | 13.04-13.08 | Фронтальная работа -Молодцы, ребята! Мы с вами повторили ранее изученное, теперь можем двигаться дальше. -А для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю отгадать загадку. В нём живёт моя родня, -Совершенно верно! -Может уже кто-то догадался, какая тема сегодняшнего урока? -Верно, на сегодняшнем уроке речь пойдет о старинном доме. На доске нарисована корзина, напоминающая старинный дом, ручка корзины, как крыша, на ней написаны слова «СТАРИННЫЙ ДОМ», вокруг неё таблички, на которых написаны слова: опечек, коник, порог, матица, бабий кут, печь, полати, колыбель, железобетон, сайдинг. -Какие из названий могут принадлежать старинному дому? Предлагайте, что будем складывать в нашу корзину идей? -Ребята, а вы уверены, что всё, что мы сложили в корзину идей точно принадлежит старинному дому?Проверим наши предположения. -Давайте поставим цели сегодняшего урока. | Отечать на вопросы: -Дом -"Свой дом- свой простор" Предположения детей -познакомиться с тем, как был обустроем дом в старину, познакомиться с новыми понятиями. | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. П.:самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
IV.«Открытие» нового знания Практ.: работа в парах Словест.: ответы на вопросы | 13.08-13.23 | -Поработаем в парах. -Вам нужно прочитать внимательно свои тексты 1.Порог – граница дома. На нем считали наши предки нельзя вставать и сидеть. Перешагнем через него и увидим центральную часть балки. Он нее зависит прочность дома, потому и зовут ее матицей. Матица – толстое бревно расположенное поперек бревен потолка. 2.Бабий, женский кут. Кут – это угол. Хозяйкин кут в старину отделяли от остальной избы цветастой занавеской или дощатой перегородкой, а иногда посудным шкафчиком перегораживали. Хозяйничали тут женщины, стряпали, шили, пряли. вязали. Здесь же на крючке в потолке висит колыбель для самого маленького ребенка в колыбели. 3.Хозяйский угол. Это место, где работает глава семьи. Спал хозяин на конике – лавке у двери. Конец этой лавки был вытесан так же как верх столба у печи в виде головы коня. Э то добрый страж дома. Так же как и сам хозяин. От печного коника к стене идут длинные толстые полки – грядки, воронцы. От печки над дверью до стены стелили доски –полати. Опечек – деревянная, каменная или битая из глины основа под печку. -Посовещайтесь со своим соседом по парте и решите, всё ли содержимое нашей корзины принадлежит старинному дому? -Таблички с какими названиями относятся к старинному дому? Докажите строчками из текста. -Поднимите правую руку те , кто считает так же, что это предмет старинного дома?(слайды) -Откроем страницу 10. Рассмотрим рисунок. Давайте узнаем, чем же занимались люди. | Знакомиться с текстами Ответы на вопросы | П.: умение работать текстом, выделение главного К.: умение полно и точно выражать своё мнение. |
V. Первичное закрепление во внешней речи | 13.23-13.29 | -Сейчас на слайде будут появляться предметы старинной домашней утвари. Вам нужно будет назвать этот предмет. Для того, чтобы вам было легче, можете пользоваться текстом учебника. Называете предмет и для чего он служит.(слайды) | Отвечать на вопросы | К: формулирование ответов; П: построение реч. высказываний. |
Динамическая пауза Словест.: слово учителя | 13.29-13.30 | Чтобы выполнить заданья, Вверх, назад прогнулись, К солнцу потянулись. | -Выполнение действий. -Встать. -Развести руки в стороны, вперед. -Встать на носочки, руки вверх. -Присесть. -Сесть на свои места | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практ.: задание на карточках Словест.: слово учителя | 13.30-13.40 | -Перед вами карточки с текстом, но некоторые слова из текста убежали и теперь невозможно узнать, что же хотел до нас донести автор. А так как вы уже познакомились с этой темой, то с легкостью сможете дополнить этот текст словами. А для того, чтобы вам было проще, можете пользоваться словами для справок. Дом в старину возводили из ____________ , Жилище было устроено разумно и по- доброму. Порог являлся ____________ дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было ____________ и ____________ . Центральная балка потолка — ____________.От неё зависит _________дома. Важным местом в доме была ____________ , которую ставили на ____________ — основу из камня или ____________ . Печь называли ____________ и считали: кто на печи сидит, тот ____________ . Слова для справок: из дерева, из кирпича, границей, крыльцом, стоять, сидеть, матица, прочность, печь, порог, опечек, глины, батюшкой, матушкой, бабушкой, свой, родной, маленький, -Давайте проверим, что у вас получилось. Если вы сделали все правильно, то нарисуйте зеленый кружочек, если написали больше половины, то желтый кружочек, а если вообще ничего не написали-красный кружочек. -Ребята, поднимите руку те, кто сделал все правильно. У кого были ошибки? | Дом в старину возводили из дерева. Жилище было устроено разумно и по- доброму. Порог являлся границей дома, поэтому, по мнению наших предков, на нем нельзя было стоять и сидеть. Центральная балка потолка – матица. От нее зависит прочность дома. Важным местом в доме была печь, которую ставили на опечек –основу из камня или глины. Печь называли матушкой и считали: кто на печи сидит, от свой. | П.: выполнение действий по алгоритму П.: осознают и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. К.: полно и точно выражают свои мысли. |
VII. Включение в систему знаний Словест.: ответы на вопросы | 13.40-13.47 | Фронтальная работа Найдите рублику "Обсудим" - Что общего в с старинном доме и доме современном? Что в них различного? - В чём смысл пословицы "Свой дом- свой простор"? Какие пословицы, похожие по смыслу, можно к ней подобрать? -Дома вы будете работать с учебником. Стр. 8-11. | Отвечать на вопросы: Записывать дз | К.: умение полно и точно выражать своё мнение. |
VIII. Рефлексия деятельности Словес.: ответы на вопросы, самооценка. | 13.47-13.50 | Фронтальная работа - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? -Что вам больше всего понравилось в своей работе? Какое задание показалось самым интересным? -Выберите одну фразу и оцените себя:
- Молодцы! Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы: -свой дом- свой простор.
| П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе " От Древней Руси к единой России" с использованием ИКТ.
Подробная технологическая карта урока с применением ИКТ....
УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...
УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку окружающего мира для 4 класса на тему "Природные зоны России"
Цели деятельности учителя: сформировать представление о природных зонах России, причинах их расположения.Планируемые результаты:-предметные: знать: понятие «природная зона&ra...
УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Все падежи"
Цели деятельности учителя: закреплять умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу; познакомить с понятиями «начальная форма имени существительного», «косвенные...
УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку русского языка для 3 класса на тему "Главные и второстепенные члены предложения"
Цели деятельности учителя: научиться определять второстепенные предложения, составлять и доказывать; закреплять умения находить в предложении второстепенные члены предложения; совершенствование ...
УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку окружающего мира для 2 класса на тему "В школе"
Цели деятельности учителя: познакомить с трудом учителя, школьным коллективом, правилами поведения в школе, формировать навыки коммуникативного общения.Планируемые результаты: -предметн...
УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 4 класса на тему "А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»"
Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»Планируемые результаты: -Предметные:знать: биографию автора; ...