Конспект урока по русскому языку "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка проводится в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"
Цель данного урока: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявлять особенности склонения этих частей речи.
2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи, об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, к Родине.
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности обучающихся 4 класса, которые имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_otkrytomu_uroku_po_russkomu_yazyku.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
УМК «Школа России»
Учитель Незвинская Наталья Валерьевна
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.
Цель: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявлять особенности склонения этих частей речи.
2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи, об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, к Родине.
Планируемые результаты
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам;определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению газет и журналов,к героической истории своей страны на примерах подвигах пионеров-героев ВОВ, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.
Пусть наш урок пройдет под девизом. Слайд 2.
Но сначала я предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке.
2.Самоопределение к деятельности.
– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
В нашем городе есть такие? В какую газету они пишут заметки?
А ребята 4 класса тоже изучают эту профессию и издают свою газету (показываю). Вы можете с ней познакомиться и почитать.
– В первую очередь, журналист должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова. Слайд 3
ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).
– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. В ходе урока вы оцениваете свою успешность на уроке по 5-ти бальной системе. (См. Приложение 1) Итак, мы начинаем.
3.Актуализация знаний.
Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.
Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
- Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
- Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
- Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
- Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и числам е)по родам, числам, падежам о)по падежам
- С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
- Прилагательных больше всего в текстах -
а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях
- Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) Слайд 4
- Что такое склонение?(Изменение окончаний по падежам)
Проверку ответов организуем в кластер.
Давайте составим кластер «Имя прилагательное» (все, что мы о нем знаем) Выставляю карточки на доске.
-Часть речи Отвечает на вопросы какой?
Какая? Какое? Какие?
Обозначает признак Имя прилагательное Даёт описание предмета,
предмета делает речь красочной
Дружит с существительным и В предложении чаще всего
подчиняется ему в роде, числе и бывает второстепенным
падеже членом предложения
(определением)
- Какой цели достигли, выполняя работу? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном)
- Оцените свою работу на листах самооценки.
4. Этап формулировки темы и целей урока.
Прочитайте отрывок из стихотворения Рустама Гафурова. Слайд 5
Слава защитникам маленьк… нашим,
Слава героям за Родину павш…!
С личиком детск… , но с подвигом дерзк …,
Слава мальчишкам, девчонкам Советск…!
- Что сократил автор в своём отрывке?
- Что нужно знать, чтобы записать текст полностью?
Ориентируясь на это задание и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока. Слайд 6
Используя опорную запись, поставьте цели урока. Слайд 7
- Закрепить………
- Упражняться……….
- Задуматься ……..
Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.
5. Словарно-орфографическая минутка.
Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.
Переходим к словарно-орфографической работе (на карточках вставить буквы).
Словарная работа
(Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, г.рой, .пп.титный, б.лет, трен.рский,к.мандир, в.ликий, с.лдат). (См. Приложение 2)
Взаимопроверка. Сравни работу на карточках и работу на доске. Слайд 8
- Оцените свою работу.
На какие две группы можно разделить слова? ( Имена существительные и прилагательные и др. )
Докажите.
(Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Найдите из словарных слов только имена прилагательные
- Найдите общий признак у имен прилагательных(род, окончания прилагательных мужского рода)
- Преобразуйте прилагательные в 1в - средний род, 2в – женский род, выделите окончания. Проверка.
- Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)
6. Минутка чистописания
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)
Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:
м.р. - ж.р. – ср.р. Слайд 9 (ойыйийаяяяоеее)
- Проверьте и оцените свою работу – подчеркните лучшие написания.
7.Работа по теме
Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. А о чем они пишут?
Журналисты ищут интересный материал о жизни удивительных людей.
Давайте прочитаем строки поэта Николая Добронравова. Слайд 10
А ныне в разведку идут следопыты,
Туда, где когда-то ровесники шли…
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята-герои родимой земли.
- О каких ребятах-героях пишет поэт?
А вы знаете о таких героях? Некоторые из наших ребят побывали уже журналистами и отыскали материал о детях-героях. Они написали небольшие заметки. Послушайте.
Подготовленные ребята рассказывают о пионерах-героях ВОВ (Козырева Мария, Рисованый Сергей, Михайская Ульяна) Слайды 11-13 – фото пионеров-героев
Валя Котик
Он родился в селе Хмелевка Хмельницкой области.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Валя был членом подпольной организации, сражался в партизанском отряде наравне со взрослыми.
На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
Марат Казей
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
- А сейчас немного отдохнём и выполним задание.
- Задание: отгадайте слово, которое я задумала
- Журналист должен уметь задавать вопросы. Вы сейчас будете мне задавать вопросы, на которые я могу отвечать «да» или «нет» (слово герой)
– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации.
Работа по группам со словарями (толковыми).
- Подберите однокоренные слова к слову герой ( героический, геройский, героизм). Слайд 14. Запишите в тетрадь. Придумайте предложение с одним из слов. Запишите.
- Оцените свою работу.
Физминутка для глаз. Слайд 15
8. Работа по учебнику.
-Прочитайте и объясните значение выделенных слов № 75
- Познакомьте с заданием.
-А сейчас прочитайте, объясните какое окончание прилагательных нужно вставить. Определите падеж.
Возникает проблема : как написать окончание прилагательного?
Слайд 16
Дети отвечают: по алгоритму.
Алгоритм Слайд
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.
4. Написать окончание.
-Спишите, выделите окончания имён прилагательных укажите падеж.
1 вариант – 1, 3, 5 предложения.
2 вариант – 2, 4, 6 предложения.
Дополнительное задание: выпишите любое имя прилагательное. Разберите его как часть речи.
- Оцените свою работу.
- Для чего необходимы имена прилагательные в речи?
Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихотворении Сергея Васильева Россия. Слайд 17
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей, за голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
9.Задание по выбору (дифференцированное)
Кто желает выполнить несложное задание: Нужно выписать из стихотворения «Россия» словосочетания прилагательное + существительное. Определить падеж.
- А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на Слайд 18
Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? (прил.)
Задание: Вместо сердечек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных.
Мы живем в нашей (любимой) стране Россия. Хороши наши (бескрайние) поля, (зеленые) леса, (глубокие) реки. Мы бережем (родную) природу.
Проверка:- Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.)
- Оцените работу.
10.Составления синквейна Россия. (Устно)
11. Работа в группах.
Пословицы написаны, но нужно последний раз журналисту его проверить, всё ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имён прилагательных неверны. Исправьте. Работа по группам. (См. Приложение 3)
Береги землю родимый, как мать любимый.
На родного стороне и камешек знаком.
По родимую сторонке сердце поёт.
Нет в мире лучше родным края.
- Журналист должен уметь отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Докажите, что вы правильно вставили окончания прилагательных.
- Оцените свою работу.
13. Итог урока.Рефлексия урока. Слайд 19
Заполнение листов достижений
- Вернёмся к нашим поставленным целям. Достигли мы их?
- Чему научились? Что повторили? Что было интересно?
Заполнение листов достижений
- Подведите итог своей работе. Подсчитайте количество заработанных баллов. Если вы набрали 34-35 баллов. Вы за урок получаете «5». У кого 27 – 33 . Вам за урок «4». Кто набрал меньше 27 баллов, надо повторить материал и победы обязательно придут.
Отметки за урок. Комментирование отметок.
Спасибо за работу!
14. Домашнее задание. Слайд 20
Написать заметку в классную газету, которую мы выпустим к 23 февраля о героях войны или о геройских поступках на войне или в наши дни
Приложение 1
№ | План урока Задания | Успешность в баллах |
Тест | ||
Словарная работа | ||
Минутка чистописания | ||
Работа со словарным словом | ||
Работа по учебнику | ||
Выборочное письмо | ||
Творческая работа | ||
Задание «Корректоры» | ||
Самооценка | Оценка: |
Приложение 2
Словарная работа
Акв..рельный, к..л..грамм, ..теч..ство, .л..ктрический, инж..нер, г..рой, ..пп..титный, б.лет, трен..рский, к..мандир, в.ликий, с.лдат.
Приложение 3
Задание «Корректоры»
Текст написан, но нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных неверны. Вставьте окончания.
Береги землю родимый. Как мать любимый.
На родного стороне и камешек знаком.
По родимую сторонке сердце поёт.
Нет в мире лучше родным края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Конспект урока по русскому языку "Родовые окончания имён прилагательных".
Конспект урока по русскому языку " Родовые окончания имён прилагательных"....
Конспект урока "Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных в единственном числе"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"
Урок русского языка в 4 классеТема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени»
Дата: 01.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. ...
Технологическая карта урока по теме "Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе" (русский язык, 4 класс)
Урок открытия новых знаний и способов действия. Цель: создать условие для знакомства с новым приёмом выбора букв в безударном падежном окончании имени существительного в единственном числе....
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе 4 класс
Обобщение знаний о правописании безударных падежных окончаний прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе....