«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Задачи:
-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;
-Определить лексическое значение имён прилагательных, их изменения по родам, числам и падежам;
-обозначить зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного.Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».
Урок русского языка для 4 –го класса.
Автор – Леонова Ольга Геннадьевна
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Задачи:
-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;
-Определить лексическое значение имён прилагательных, их изменения по родам, числам и падежам;
-обозначить зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного.
1. Сообщение темы – какую часть речи мы изучаем?
Нуроке работаем группами и индивидуально. В конце урока посмотрим, какая группа внимательная, активная, все задания выполнит быстро, организованно, а главное правильно.
2. Экспресс – опрос.
-Какой частью речи является имя прилагательное? (самостоятельной или служебной)
-Что означает? (признак по форме, цвету, размеру, вкусу, запаху, материалу и т.д.)
-Как изменяется? Докажите.
- От чего зависит?( связаны с существительным, согласуется с ним в роде, числе, падеже)
- Как определить род прилагательного во множественном числе?
-Как проверить безударное окончание прилагательного?
- Каким членом предложения является?
3. Чистописание
Эпиграф.
Улыбкой яс…ною природа
Сквозь сон встр…чает утро года
(А.С.Пушкин)
Зачитывается текст, с которым в дальнейшем проводится работа.
Прочитаем про себя, а затем выразительно вслух. Кому Принадлежат эти строчки? О каком времени года идёт речь? Найдите грамматическую основу. Как мы понимаем слова «просыпается, пробуждается». Прочитаем существительное с тем же словом, с которым оно связано лексически и грамматически. Определим род, число, падеж. Как высчитаете, почему А.С. Пушкин называет весну утром года?. Прочитаем предложение с однородными членами. Составим схему последнего предложения. Дайте характеристику предложений . Чем соединены и чем разделяются предложения.
ФИЗМИНУТКА.
4. Работа в парах.
Учащимся предлагаются карточки с текстом.
Выписать из текста словосочетания «прилагательное+существительное», определить падеж, выделить окончание. Проверьте друг друга, повторив правило определения падежа прилагательного. Назовите словарные слова имеющие в предложенном тексте, определите род этих слов, подберите синонимы и антонимы к выделенным словам.
Могучий богатырь – сильный физически/ слабый, хилый
Могучее дерево- толстое, массивное/ тонкое
Могучий талант – большой, гениальный / бездарный.
Ещё раз подведём итоги и сделаем вывод.
Вывод: Многозначные прилагательные в разных значениях имеют разные антонимы.
5. Работа в группах по 4.
- Определите падеж и вставьте окончания в предложенных вам карточках.
1 группа заданий | 2 группа заданий | 3 группа заданий |
Свеж.. дыхание О ран.. тепле Син.. небом На могуч… дереве Весен.. утром В дремуч… лесу | Ранн.. зака К хорош… погоде В дремуч.. лес Весен…. Цветок О свеж… травк…. Перед дальн… дорогой | Высокие горы (Т.п.) Жёлтые цветочки (П.п.) Быстрые реки (Р.п.) Весенние дожди (Д.П.) Солнечный зайчик (Р.п.) Раннее утро (Д.п.) |
Вопросы: Как определить падеж прилагательного?
-Как проверить безударное окончание прилагательного?
6. Морфологический разбор прилагательного.
Запишем: «Весна – это утро года. Всё в природе находится в ожидании полного расцвета. Человек тоже ждёт прихода весны.»
Запишите прилагательное « ясною» в начальной форме. (ясный)
Запишите два антонима(пасмурный, ненастный)
Запишите два синонима (солнечный погожий)
Вывод: Прилагательные м. и ср. р. В Р.п. имеют окончания –ого, -его, которые нужно запомнить!!!
7. Работа с текстом.
«Как х..орошо весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса вык…тилось красн.. солнце. В лучах утренн… солнца пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхаю ар..мат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радос..н.. пение птиц.
Прочитайте. Определите вид текста. Как вы считаете, о каком времени года идёт речь? Почему? Какие картины возможно представить себе? Как можно озаглавить текст? Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее.? Зачитайте эти прилагательные.
Определите какие предложения используются в тексте по цели высказывания ? А по наличию второстепенных членов?
ФИЗМИНУТКА.
8. Словарная работа.
…лмазн.. Б..гров.. Праз..нич..н.. Ветрен.. | Г..луб.. ..громн.. С..ребр..н Т…склив.. | Б..грян.. Л..лов.. Сев..рн.. Фи..летов.. | К..ричнев Сч…с..лив… Г…луб.. Зап..дн.. |
9. Письмо по памяти.
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
- О каком месяце мы с вами говорим?
- Что такое «трель»?
- Как вы понимаете словосочетание «замер лес»?
- Какие изменения в жизни деревьев происходят весной? Подберите слово, описывающее это изменение, дайте ему определение.
- Выделите слова, в которых букв больше чем звуков.
Весна, весна!
Капель звенит,
Как будто что-то говорит,
А говорит она одно,
Что долго жить ей не дано!
(О.Кирбитова)
-Как вы думаете, почему автор этих строк считает, что весне не дано жить долго?
Эти строчки сочинила ученица нашей школы, а давайте и мы представим на минутку, что все присутствующие поэты и попробуем досочинить строчки стихотворений.
На дворе звенит……..(капель)
Солнце греет целый……(день)
От жары я прячусь в ……(тень)
10. Возьмём чистые листочки бумаги, которые пролежали у нас на столе и составим карту своих достижений, при этом разделим листок пополам и в полученных столбиках запишем: в левом « Я знал(а)», в правом «Я научился (ась)».
Поставьте себе самому за работу на уроке, сдайте работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Конспект урока русского языка с применением РК...
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др.
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др. ...
Конспект урока "СКЛОНЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ" Школа России 4 класс
Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе; совершенствовать умение склонять...
Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных в ед.ч и во мн. числе....
Конспект урока по русскому языку "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"
Урок русского языка проводится в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"Цель данного урока: упражняться в правильном напи...
Урок русского языка.Тема урока. Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Цели урока. Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; ...
Урок русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе".
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.Тип урока: применение знаний, умений и навыков.Цель: обобщить знания учащихся об имени при...