Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Швацкая Ольга Николаевна

Обобщение знаний о правописании безударных падежных окончаний прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Правописание безударных падежных  окончаний имён прилагательных в единственном числе.

Группа(класс)

Цель

Формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Обобщение знаний о правописании безударных падежных окончаний прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе.

Задачи

  1.  Организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний о правописании безударных падежных окончаний прилагательных.;
  2. Способствовать самостоятельному применению знаний при выполнении разных заданий;

 Развивать умение написания безударных окончаний, пользуясь

 алгоритмом;

 Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты

Умеют правильно писать родовые и падежные окончания имен прилагательных, определять падежи прилагательных используя алгоритм.

УМК

Школа России

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

 Технология ТРИЗ, приём «игра», техника «4К» (ЛОРС – оценивание)

Предварительная работа:

Этап урока(занятия)

Деятельность  педагога

Деятельность детей

Организация

Приветствует гостей.

Настраивает детей на работу.

Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу.

Приветствуют гостей.

Актуализация   учебного действия

Игра называется «Витрина»

(Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.)

Представим, что эти объекты находятся в витрине магазина. Я сыграю за продавца. Продавец загадывает объект, который он хочет продать. Покупатели отгадывают товар и платят за него вопросами. За сколько вопросов удастся отгадать товар, столько они за него и заплатят. Покупателям выгодно купить товар за наименьшее количество вопросов, а продавцу выгодно загадать такой товар, для отгадывания которого нужно задать большее количество вопросов.

Я думаю, что теперь не трудно догадаться, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Так о чём же? Верно, об имени прилагательном.

_А что вы знаете об имени прилагательном?

-Посмотрите на слайд и скажите, что это за сочетание букв на слайде?

 -ая-яя, -ый-ой-ий, -ое-ее

Правильно – это окончания прилагательных ж.р, м.р, и ср.р.

-Какие бывают окончания имён прилагательных?

(Ударные и безударные.)

-А мы с вами какие окончания прилагательных изучили?

Ученики пытаются угадать слово за наименьшее количество вопросов. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, признак загаданного слова.

Определение темы и целей урока

Кто может теперь назвать тему нашего урока. Какую цель поставим?

Как, вы думаете, что будем делать на уроке?

Дети формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока.

Систематизация знаний

Создание Паспорта «Имя прилагательное»

СОЗДАЙ ПАСПОРТ.

Прием используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.)

- Для чего нам нужен паспорт этого объекта? (прилагательного)

Восстанавливают паспорт, выделяя признаки только для прилагательного.

(2 человека у доски, а остальные в группе. На карточках лишние признаки, которые не подходят для паспорта прилагательного)

1.часть речи– самостоятельная

2.Адрес – Лексика

3.Вопросы: какой? какая? Какое? Какие?

4.Обозначает – признак предмета.

5.Зависит – от существительного

6. Изменяется – по роду, числу, падежу

7. Род – м.р, ж.р, ср.р

8. Окончания – м.р. –ый, ий, ой

Ж.р – ая, яя

С.р –ое, ее

8. В предложении является - определением

Работа по теме урока. 

-Какая часть слова меняется, если мы склоняем прилагательное? (Окончание.) 

-Можно, ли по окончанию определить падеж имени прилагательного?

(Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.)

-А как можно определить падеж у прилагательного?

( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)

А для этого что у нас есть? (алгоритм)

Вывод: - Как проверить правописание безударного падежного окончания имен прилагательных? (По вопросу.)

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе!

Игра «Жокеи и лошади»

(Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».)

 У «жокеев – прилагательное с существительным в разных падежах. А у «лошадей» - падежи.

Работа в группах (по карточкам)

Задания распределены по кармашкам «Фонетика», «Словообразование», «Морфология», «Орфография»

Выписывают прилагательные со слайда в ед. числе, дописывают к нему существительное, выделяют окончание. И ставят прилагательные в Рп. и Д.п выделяя окончания.

Работают с алгоритмом

Составляют по схеме словосочетание. Определяют род, падеж и выделяют окончание

Дети ходят по классу и находят пару по подходящему признаки.

Каждая группа определяет для себя из какого кармашка возьмёт задание.

Выполняют и проверяют по образцу из кармашка «Проверка»

Рефлексия учебной деятельности

Какую цель ставили сегодня на уроке?

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

Как изменяется имя прилагательное?

 Как определить безударное падежное окончание имен прилагательных?

(По вопросу. Какое окончание в вопросе, такое окончание у прилагательного

Приём «Телеграмма»

Для актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

 Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте,  учителю или  себе с точки зрения изученного на уроке. 

Оценивание своей деятельности на уроке

Отвечают на вопросы.

Дети анализируют свою деятельность на уроке и пишут телеграмму.

На стенде вывешивают свои фотографии на каком уровне они находятся. («Умею сам»,  «Сомневаюсь», «Нужна помощь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе

Открытый урок- презентация по теме "Обобщение знаний о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе."  4 класса. По программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Урок - закрепление по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе" УМК "Школа России"

Сегодня у нас не вполне обычный урок. Мы совершим очередное  путешествие по необъятному океану Русского языка. А для чего нам необходимо изучать русский язык?- Наш лайнер ждёт нас. Приобрет...

Презентация на теу: "праописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Материал будет полезен учителям для проведения уроков по русскому языку в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку по теме :"Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе".

Развитие умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных. Закрепление знаний о склонении имён прилагательных....