Конспект урока "Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okonchaniya_prilagatelnyh.docx378.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных в единственном числе

Цель: Познакомится с правильным правописанием безударных гласных в окончаниях имен прилагательных в единственном числе

Задачи:

Образовательная: 

  • Закрепить знания об имени прилагательном как части речи
  • Знакомство со способом проверки безударной гласной в окончании имен прилагательных в единственном числе
  • Развитие умения точно употреблять имена прилагательные в письменной речи

Развивающая:

  • Развитие орфографической зоркости учащихся
  • Развитие каллиграфического письма учащихся
  • Развитие речи учащихся, через монологические высказывания

Воспитательная:

  • Воспитание позитивного отношения к русскому языку

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать способ проверки безударной гласной в окончании имен прилагательных в единственном числе
  • Уметь точно употреблять имена прилагательные в письменной речи

Метапредметные:

Регулятивные действия: 

  • Способность контролировать свои действия, проверять написанное;

Познавательные действия: 

  • Структурирование знания

Коммуникативные действия: 

  • Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала, урок-путешествие



Этап занятия

Дидактическая задача этапа занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оргмомент

Приветствие учащихся. проверка готовности к уроку / рабочих мест

– Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Актуализация знаний

Закрепить знания об имени прилагательном как части речи

- Мы продолжаем наше путешествие по удивительной и загадочной стране Акитаммарг вместе с Олей и Запятайкиным.

Оля и Запятайкин

- Давайте вспомним, на какой остров мы попали.

- Молодцы! Давайте вспомним, в чем смысл грамматической жизни этих частей речи?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- А какие родственники есть у них?

- В чем особенность их совместной жизни?

- На остров Прилагательных!

- Они обозначают признак предмета

- Какой? Какая? Какое? Чей? и т.д.

- Старшие братья – Имена Существительные

- Имена Прилагательные согласуются в роде, числе и падеже с Именами Существительными.

Познавательные: 

Структурирование знания

Коммуникативные: 

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Личностные: 

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Минутка чистописания

Развитие каллиграфического письма учащихся

- Для того чтобы сегодня помочь Оле и Запятайкину давайте потренируемся в каллиграфическом написании.

- Откройте тетради, спишите с доски число, месяц, «Классная работа».

ой, ый, ий, ая, яя, ое, ее,
ого, его, ым, им, ом, ем, ыми, ими.

- Что напоминают вам эти буквосочетания?

- Запишите буквосочетания. Подчеркните самый красивый элемент.

- Окончания Имен Прилагательных

Постановка учебной проблемы

Создание условий для постановки проблемного вопроса и определения цели урока

- Ребята, наши герои продолжают путешествовать, решать трудности, и мы им в этом помогаем! На прошлом нашем занятии Оля и Запятайкин остались гулять на Острове Прилагательных, и, посмотрите, кого они там встретили:

ВАСИЛЕК

ОБЛАЧКО

РЕЧКА

- Что это за слова, ребята?

- И, конечно же, жители этого острова не смогли не поздороваться со своими братьями. Впереди других к существительным подбежали прилагательные

СВИРЕПЫЙ

ДЕРЗКИЙ

МАЛЕНЬКИЙ

КРИВОЙ

ВОРОБЬИНЫЙ

СИНИЙ

ГОЛУБОЙ

СМЕШНОЙ

ГРУСТНЫЙ

СТАРЫЙ

ВОЛШЕБНЫЙ

СИЛЬНЫЙ

- Они не могли решить кому из них стоять рядом с существительными, толкались и шумели. Давайте поможем Оле угомонить их – подружите имена существительные с именами прилагательными.

- Скажите, можем мы подружить прилагательное МАЛЕНЬКИЙ с ОБЛАЧКОМ?

- А что нужно сделать для того, чтобы они стали друзьями?

- Какое словосочетание получится?

- Посмотрите, ребята, нам снова попались чары ибн-Ашибка

C:\Users\Настя\Documents\Scan_20140204_231138.jpg

Как правильно написать МАЛЕНЬКАЕ или МАЛЕНЬКОЕ облачко?

- Какой первый вопрос мы должны себе задать?

- Второй вопрос?

- Поставим ударение

- Какую цель мы поставим перед собой чтобы справиться с этим заданием и помочь Оле с Запятайкиным?

- Это Имена Существительные

- Нет. Потому что они не сочетаются.

- Изменить род прилагательного МАЛЕНЬКИЙ

- Маленькое облачко

- Какая часть речи? Имя прилагательное

- В какой части слова находится орфограмма? В окончании

- мАленькое. Ударение падает на первый слог. Окончание безударное

- Узнать, как пишутся безударные окончания в именах прилагательных

Коммуникативные: 

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Открытие нового знания

Знакомство со способом проверки безударной гласной в окончании имен прилагательных в единственном числе

- Мы с вами обещали помочь Оле подружить слова, но как мы это сделаем, если сами не знаем правильный ответ. Попробуйте придумать правило или алгоритм, по которому мы бы смогли написать без ошибок имена прилагательные.

- Попробуем подружить ОБЛАЧКО с разными именами прилагательными. Задаем вопросы.

- Какие окончания мы получили?

- Теперь найдем друзей для слова ВАСИЛЕК

- Какие окончания?

- Теперь к слову РЕЧКА

- Какую закономерность вы заметили?

- Молодцы! Но один из Повелителей Острова Род Имен Прилагательных захотел, чтобы Оля верно назвала его подданных. Поможем ей? Определим род прилагательных.

- Мы не должны забывать, что прилагательные и существительные братья и зависят друг от друга. Как мы будем определять род имен прилагательных?

- Теперь давайте все обобщим и построим алгоритм грамотного написания безударных окончаний в именах прилагательных

Алгоритм:
1. Найди существительное, с которым связано прилагательное.
2. Определи род существительного.

3.Поставь вопрос от существительного к прилагательному.
4. Вспомни окончание прилагательных в этом роде. 

- ОБЛАЧКО какое? голубе, синее

- -ее, -ое

- ВАСИЛЕК какой? синий, голубой, волшебный

- -ий, -ой, -ый

- РЕЧКА какая? маленькая, синяя. Окончания –ая, -яя

- Каждому вопросу прилагательного соответствуют определенные окончания

(затруднение: род не определяется без существительного)

- Сначала определим род существительного, от которого оно зависит

Предметные:

Знать способ проверки безударной гласной в окончании имен прилагательных в единственном числе

Познавательные: 

Структурирование знания

Коммуникативные: 

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Первичное закрепление

Развитие умения точно употреблять имена прилагательные в письменной речи

- Мы большие молодцы, мы помогли Оле с Запятайкиным подружить заблудившиеся существительные с именами прилагательными. Чтобы лучше все запомнить Запятайкин предлагает нам досочинять сказку – в ней пропущены имена прилагательные.

(Детям раздаются карточки, на которых напечатана сказка с пропущенными прилагательными)

На _____ _____ планете жили ______ _____ человечки, у них были ______ глаза, ____ волосы, ____ уши. Зато очень ____ характер. Домики у человечков были ____, с _____ крышами. Возле каждого домика сидела _____ собачка. Собачки на этой _____ планете были вместо кур, потому что _____ домики охраняли ____ дракончики и страусы. Они сидели на ____ верёвочках и рычали. На ____ ____ деревьях пели ____ песни ____ мухи. В ____ лесах водились ____ слонята, ____ цыплята, ____ ёжики и ящерицы. А на ____ черепахах  ____ ездили в гости. Правитель ____ планеты был человеком ____ и ____, он жил в ____ ____ дворце с ____ окнами и ____ дверями. У него были ____ слуги. Раз в ____ саду возле ____ дворца выросло ____ растение.

Предметные:

Уметь точно употреблять имена прилагательные в письменной речи

Регулятивные: 

Способность контролировать свои действия, проверять написанное



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Программа "Школа-2100".Цель: развитие орфографической зоркости.Технологии: использование икт;проблемного диалога:исследовательская;оценивания....

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Программа "Школа-2100".Цели: познакомить учащихся с проверкой безударных окончаний имен прилагательных.Технологии: исследовательская;взаимного диалога;использование икт;оценивания....

Правописание безударных гласных в окончаниях имени прилагательного

Конспект урока по Образовательной системе "Школа 2100".Цель: выявить правило написания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных и составить алгоритм....

Урок русского языка 4 класс Тема: "Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе"

Урок обобщения и систематизации знанийЦель:Усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам и числам, зависимости...

Конспект урока на тему: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных...