Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
- Этап мотивации
Актуализация знаний
| Добрый день, ребята!
-Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работою нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, И каждый из нас ощутит свой успех. - Давайте напомним девиз работы на уроке: Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится. (слайд №1) Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.
Какое сейчас время года? В какие игры вы играете зимой? - Любите ли вы катания с горки? Игра «Горка» (слайд №3,4) д.кабрь м.тель вор.бей мес.ц пр.красный дер.во - Какое слово лишнее? Почему? - Составьте предложения, используя 2,3,4 существительных. - Выпишите существительные с безударной гласной Е. - Подберите к ним прилагательные, отражающие основные признаки каждого из них. декабрь суровый (морозный) метель снежная (сильная) дерево высокое (могучее) - Что такое имя прилагательное? | Настраиваются на доброжелательное отношение.
Запись в тетради
Записывают и проверяют с помощью сигнальных карточек и по эталону.
Дают определение ими прилагательного | Регулятивные УУД: -нацеливать на успешную деятельность.
Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и слышать. |
2.Целеполагание
Самоопределение к учебной деятельности
Нацеливание на определение темы и учебной задачи урока.
| На доске записаны словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание. Необходимо дописать словосочетания. По …ому небу, к ……ому цветку, по …….ему другу, к …..ему морю.
Проблемный вопрос: - В каком падеже должны быть имена прилагательные? - В каком роде? - Докажите. - Предположите, о чём мы с вами будем говорить на уроке?→Будем говорить о прилагательных в дательном падеже. - Сформулируйте задачу урока.→ Научимся правильно писать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. - Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи поставите перед собой, использую слова на слайде . -Да, вы правы! Сегодня мы остановим наше внимание на правописании окончаний именприлагательных мужского и среднего рода в дательном падеже (слайд №5,6) Возьмите оценочный лист, поставьте +, если знаете ответ, если нет, поставьте -. Работаем в первом столбике Оценочный лист
| Начало урока | Конец урока | Вопрос имен прилагательных мужского и среднего рода в Д.п |
|
| Окончания прилагательных мужского и среднего рода |
|
| Алгоритм определения падежа имен прилагательных |
|
|
|
Записывают словосочетания в тетрадь.
Отвечают на вопросы. В дательном. В мужском и среднем.
Определяют тему урока «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже» Я хочу: -узнать, … - узнать, какие… - понять, как … Я хочу научиться: - находить… -составлять… - обозначать…
Выполняют оценочное действие в оценочном листе | Регулятивные УУД: -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
Познавательные УУД: - поставить и решить проблему. Личностные УУД: - развивать познавательные интересы учебных мотивов.
Коммуникативные УУД: - уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; - слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
- Работа по теме урока
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| 1.Объяснение нового материала. Работа с электронным приложением - Сформулируйте правило. Прослушайте, как оно звучит в электронном приложении. -На какой вопрос отвечают имена прилагательные в дательном падеже.? (Какому?) -Какие окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже? (-ому,-ему)
- Прочитайте предложение, спишите, над словами поставьте знак ударения, вставьте пропущенное окончание. Только верн… другу доверишь свою тайну. - Что можете сказать про окончание прилагательного?→Безударное. - Можно ли сказать, что гласная в безударном окончании прилагательного – орфограмма? - Давайте составим порядок рассуждения для определения написания безударного окончания имён прилагательных (алгоритм). -Поработайте в группах. (Детям выдаётся алгоритм с перепутанными номерами высказываний.) -Проверьте. - У кого так же. (Слайд 7) 1. Найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное. 2. Определить падеж, число и род имени существительного и прилагательного. 3. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. 4. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного. 5. Написать окончание.
-Вы составили алгоритм правописания безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Первичное закрепление знаний. Упражнение 40 (с комментированием) – Прочитайте. Назовите сказки. – Спишите, вставляя пропущенные окончания. Над именами прилагательными укажите их род и падеж. – Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных |
Анализируют формулировку правила (понятия), данную на диске. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Делают вывод: имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос «какому?» и имеют окончания -ому, -ему
Применяют новые знания на языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Списывают, вставляя пропущенные окончания. Указывают род и падеж имен прилагательных. Идут они по дальн… (м. р., Д. п.) пути, по широк… (ср. р., Д. п.) полю, и захотелось Иванушке пить. По щучь… (ср. р., Д. п.) веленью ведра сами пошли в гору. Покатится яблочко по серебрян… (ср. р., Д. п.) блюдечку, и предстанет Финист – Ясный сокол. Выполняют морфологический разбор слова. (По) блюдечку – сущ., по чему?, нач. ф. – блюдечко, неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п., дополнение | Познавательные УУД: - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физминутка | -Я называю прилагательное. Если оно мужского рода, вы приседаете. Если женского – руки в стороны. Если среднего- руки вверх. Деревянный, высокая, прилежный, вкусное, быстрая, толстый, нежное, ласковая, сливочное, волшебная, дешёвый, глубокое, модная, сладкий, красное. | Учащиеся выполняют задания в процессе физминутки. |
|
6. Закрепление изученного материала
Самоконтроль, взаимоконтроль
Включение в систему знаний | 1) Упражнение 41 (работа в парах) – Прочитайте. Запишите ответ на вопрос, употребляя в нем данные в скобках словосочетания в нужном падеже. – Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания.
2) Самостоятельная работа. Тест. (карточки на столах у детей) -Вставить окончание, отметить букву правильного ответа. 1. К глубок…. Оврагу А)-ему Б)-ому 2 . По син… морю А)-ему Б)-ому 3. К весел… празднику А)-ему Б)-ому 4. По огромн… мосту А)-ему Б)-ому 5. К хорош… другу А)-ему Б)-ому 6. По широк… полю А)-ему Б)-ому Ответы : 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б. (слайд №8)
Карточка. 2) Творческая работа.(определить, падеж, число, род им.прилагательного, вставить окончание) в ( ) зимн… (падеж, число, род) лесу под ( ) бел… (падеж, число, род) одеялом по ( ) перв…. (падеж, число, род) снегу к ( ) красногруд…( падеж, число, род ) снегирю около ( ) заснеженн… (падеж, число, род ) поля ( ) ранн… (падеж, число, род ) утро
- Составь текст, используя слова и словосочетания. Кормушки, сильные морозы, на старом тополе, к веточке прикрепили, узнали по ярко-красной грудке, рады прилёту. - Можно для составления текста использовать словосочетания, которые были в карточке.
| Записывают ответы на вопросы. Выделяют окончания имен прилагательных. Каждая пара выбирает по 1 вопросу. С ранн… (Р. п.) утра до поздн…. (Р. п.) вечера дятел стучал по дереву. Пчелка летела из пчелин… (Р. п.) улья к душист… (Д. п.) клеверу. Корабль плыл по син…. (Д. п.) морю мимо скалист… (Р. п.) острова к далек… (Д. п.) горизонту. Дети радовались ясн… (Д. п.) утру, зимн… (Д. п.) солнцу и пушист… (Д. п.)снегу. Тренируются в правописании окончаний прилагательных в дательном падеже. Выполняют самостоятельную работу. Проверка по эталону | Регулятивные УУД: – действовать по инструкции в задании, - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные УУД: – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. |
5.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Домашнее задание (слайд №9) - Предлагаю вам задания двух уровней: 1 уровень средней сложности (задания написаны на голубых карточках) 2 уровень повышенной сложности (задания написаны на желтых карточки)
- Вернемся к целям нашего урока. (слайд №10) - Что вы сегодня узнали на уроке? - Чему научились? - Заполните оценочный лист (второй столбик). - Произошли изменения? Исчезли минусы? -Если минусов нет, то я думаю, что цель, которую вы ставили перед собой на уроке, вы достигли! - За что вы могли бы себя похвалить?
- А сейчас послушайте притчу. Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: - Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: - А ты что делал целый день? И тот ответил: - Я добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: - А я принимал участие в строительстве храма. -Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные. - А теперь оцените свою деятельность на уроке: Кто работал так, как первый человек – поднимите синий квадратик. Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик. Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный квадратик. - Я благодарю всех присутствующих. Урок окончен. До свидания (слайд №11) | Учащиеся определяются с объемом и содержанием д/з. 1 уровень Напиши существительные и прилагательные в дательном падеже. Разговаривал по (городской телефон), приготовил к (новогодний праздник), подошел к (новый дом), поехал к (дальнее озеро), шли по (ветхий мостик), помогал ( лучший друг). 2 уровень Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки. К высокая берегу, по родная селу, горячее киселю, к большая дому, по пушистое снегу, по голубым небу, к открытого окну.
Анализируют свою собственную деятельность.
Знакомятся с притчей, обсуждают. Обсуждение .Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой. Оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД: - осознавать качество и уровень усвоения и овладения теми или иными учебными действиями. Личностные УУД: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные УУД: - рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). |