Конспект урока по русскому языку "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кокоркина Раиса Викторовна

Русский язык 2 класс

Тема: Состав слова. (Кокоркина Р.В.)

Цель:         совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу; развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки; воспитывать потребность совершенствовать свою речь, аккуратность, прилежность, самостоятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_24_marta.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс

Тема: Состав слова. (Кокоркина Р.В.)

Цель:        совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу; развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки; воспитывать потребность совершенствовать свою речь, аккуратность, прилежность, самостоятельность.

Метапредметные

Личностные УУД:

  1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  2. Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. Высказывать своё предположение.
  2. Работать по предложенному алгоритму.
  3.  Оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).

Познавательные УУД:

  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  2. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Коммуникативные УУД:

  1. Уметь выразить свои мысли в устной форме.
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке.

Оборудование и материалы:

- Учебник:  Н.А. Чуракова  «Русский язык.  2  класс»

-Раздаточный материал

  • Индивидуальные карточки для работы на уроке.
  • Мониторинговая карта учащегося
  • Шкала оценок

- Проектор, компьютер

-Презентация Microsoft Power Point

Ход урока

Этапы урока

Форма организации урока

Деятельность учителя

Деятельность учащиеся

  1. Орг. момент

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональ-ной атмосферы

Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Мы сегодня не одни,

 Гости на урок пришли.

Повернитесь, поскорей,

Поприветствуйте гостей!

 - А теперь давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путь к знаниям.

Дети садятся на свои места.

Настраиваются на работу.

Словарная работа

Осмысле-ние

(соотнесе-ние старой и новой информа-ции)

Закрепление

Создание условий:

- для развития умения делать выводы;

-для актуализа-ции  полученных знаний.

Индивидуаль-ная работа по карточкам

1.Словарная работа

Задание № 1 Прочитайте слова.

С…рока, в…робей, сн…гирь, в…рона, с…ница, дят…л.

Спишите, вставляя пропущенные буквы в слова, обозначьте  ударение и подчеркните безударную гласную. Выделите корень в словах.

Как можно назвать эту группу слов?

Какие орфограммы встретились в словах?

В какой части слова находятся безударные гласные?

Что такое корень?

2. Образование слов-предметов с помощью суффиксов.

Задание № 2

I вариант.  Образуйте  однокоренные слова-предметы с помощью суффиксов выделите корень, суффикс и окончание.

Кот - …+ик, мост - …+ик, дом - …+иш+…, Аня - …+ечк+.., двор - …+ник.

II вариант.   Образуйте  однокоренные  слова-предметы с помощью суффиксов: выделите корень, суффикс и окончание.

Рот - …+ик, билет - …+ик, слон - …+ищ+…, Женя - …+ечк+.., лес - …+ник.

С помощью,  какой части слова образовали новые слова?

Что такое суффикс?

Какой оттенок смысла придают суффиксы  новым словам?

Как называется способ образования слов с помощью суффикса?

3. Образование слов-действий с помощью приставок.

Задание № 3

I вариант.  Образуйте однокоренные слова-действия  при помощи приставок: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, под, об, с и слова работать.

II вариант.  Образуйте однокоренные слова-действия  при помощи приставок: вы, об, за, при, пере, про, из, на, от, под, раз и слова учить.

С помощью,  какой части слова образовали новые слова?

Что такое приставка?

Как называется способ образования слов с помощью приставки?

Есть ли в словах нулевое окончание?

Физминутка

Проведём игру, которая поможет обобщить знания о приставке и суффиксе «Да - нет» (Если да хлопаем, а если нет   - сидим правильно)

Приставка – это часть слова?

Приставка стоит после корня?

Приставка образует новые слова?

Приставка стоит перед корнем?

Приставка самая главная часть слова?

Суффикс – это маленькое слово?

Суффикс - это часть слова?

Суффикс служит для образования новых слов?

Суффикс служит для связи слов в предложении?

Суффикс стоит после корня?

Суффикс стоит перед корнем?

Суффикс имеет значение?

4. Составление из двух основ слов  сложные слова с соединительной гласной. Разберите по составу.

Задание № 4

I вариант.  Составьте из двух основ  слов сложные слова с соединительной гласной. Разберите по составу.

Вода и лазить -…..

Снег и падает - ….

Сам и летит - …..

Лес и рубит - …..

Пар и возит - …..

II вариант.  Составьте из двух основ  слов сложные слова с соединительной гласной. Разберите по составу.

Луна и ход - …..

Пар и ход -…..

Нос и рог - …..

Лёд и кол - …..

Вода и падает - …..

Сколько корней в этих словах?

Сколько основ?

 Какая буква соединяет корни?

Как называется эта буква?

Как образовались эти слова?

Как называются эти слова?

Задание № 5

I вариант.  Разберите слова по составу и соотнесите к схемам.

1. листопад         а)

2. залететь          б)

3. тортик             в)

4. зебу                  г)

II вариант.  Разберите слова по составу и соотнесите к схемам.

1. рыболов           а)

2. записать          б)

3. букетик            в)

4. кенгуру            г)

Задание № 6 Тест (Диагностический  контроль системы Pro-Class)

-Можем обратиться к словарю «Пиши правильно»

Дети записывают слова в столбик, обозначают ударение, подчёркивают безударную  гласную, выделяют корни.

Это птицы.

Безударная гласная в корне слова проверяемая и непроверяемая ударением.

В корне.

Корень - главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Это общая часть однокоренных слов.

С помощью суффикса.

Суффикс – это часть слова, которая находится между корнем и окончанием, служит для образования новых слов и имеет значение.

Уменьшительно-ласкательный, увеличительный и обозначают лиц по роду занятий.

Суффиксальный.

С помощью приставки.

Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставочный.

Нет, т.к. это – неопределённая, неизменяемая форма слова.

Да.

Нет.

Да.

Да.

Нет.

Нет

Да

Да.

Нет.

Да.

Нет.

Да.

Два.

Две.

Буква О.

Соединительная.

Путём сложения двух основ. (После твёрдого согласного пишется  - О, после мягкого согласного пишется - Е)

Сложные слова с соединительной гласной.

Итог урока

Рефлексия

Создание условий:

для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.

-А теперь давайте подведем итог нашего урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?

Из каких частей состоит слово?

-Кто остался доволен своей работой?

Оцените себя по мониторинговой карте используйте шкалу оценок.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно отличились …

Д/З индивидуальные карточки

Состав слова.

Из корня, приставки, суффикса, окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"

Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...

Конспект урока по русскому языку "Слова-признаки. Различие предметов по величине, форме, цвету" с мультимедийной презенатцией

Конспект урока по русскому языку для 3 классапо программе VIII вида. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока по русскому языку " Слова- антонимы"

В этом уроке представлена работа в группах, парах, работа со славорем....

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...