Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Шумейко Марина Александровна

Тема: Слова исконные и заимствованные

Цели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»

Оборудование:

учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,

А. О. Евдокимова и др.;

презентация «Слова исконные и заимствованные»;

толковые словари и словарь иностранных слов;

карточки со словами и буквами,

карточки для групповой работы.

 

Планируемые результаты:

Предметные

·        Формирование понятия «заимствованные и исконные слова».

 

 Личностные

·        Самоопределяться в жизненных ценностях, стремиться  к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения.

·        Развиваем умения выражать свои эмоции.

·        Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

·        Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

·        Принимать и сохранять учебную задачу.

·        Выполнять учебные действия в различных формах.

·        Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

·         Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД

·        Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.

·        Устанавливать причинно-следственные связи.

·        Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

·        Строить логическую цепь рассуждений.

·        На основе анализа объектов делать выводы.

 

Коммуникативные УУД

·        Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

·        Договариваться и приходить к общему решение в совместной деятельности.

·        Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

·        Оформлять свои мысли в устной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaimstvovann._slova_2_kl.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Слова исконные и заимствованные

Цели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»

Оборудование:

учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,

А. О. Евдокимова и др.;

презентация «Слова исконные и заимствованные»;

толковые словари и словарь иностранных слов;

карточки со словами и буквами,

карточки для групповой работы.

Планируемые результаты:

Предметные 

  • Формирование понятия «заимствованные и исконные слова».

 Личностные

  • Самоопределяться в жизненных ценностях, стремиться  к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения.
  • Развиваем умения выражать свои эмоции.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Выполнять учебные действия в различных формах.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Строить логическую цепь рассуждений.
  • На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Договариваться и приходить к общему решение в совместной деятельности.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  • Оформлять свои мысли в устной форме.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мобилизующий этап. Настрой на урок

II. Актуализация знаний. Грамматическая разминка

-Урок начнем с грамматической разминки. Поиграем с буквами. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее науку о значении слов КАСКЕЛИ. Запишите красиво это слово, поставьте ударение и разделите слово на слоги.

На доске составляют из букв слово ЛЕКСИКА.

Записывают слово в тетрадь, ставят ударение, делят на слоги.

III. Создание проблемной ситуации

-Представьте, что в наш класс заглянет вдруг иностранец и начнет разговаривать с вами. Сможете ли вы его понять? Почему?

-Вы еще не владеете иностранными языками. Однако я хочу предложить вам послушать высказывания, которые прозвучат на немецком и английском языках, и попробовать догадаться, о чем там идет речь. А помогут мне девочки, которые уже изучают иностранные языки.

Включает видеозапись.

(Все предложения в тексте о спорте и содержат слова спорт, футбол, волейбол, баскетбол, теннис, хоккей – все слова звучат на разных языках одинаково.)

– Кто догадался, о чем идет речь в предложении?
– Почему вы так решили? Ведь предложения прозвучали  на разных языках, незнакомых вам?
Вывод: в русском языке есть слова, похожие по звучанию на иностранные. ( Слайд 1)

-Какие слова вам показались знакомыми? Запишите их красиво и без ошибок в два столбика, постарайтесь запомнить их написание. ( Слайд 2)

спорт                         волейбол

хоккей                        баскетбол

теннис                      футбол

Высказывают свои мнения. Обосновывают их.

Просмотр видеозаписи.

Высказывают свои предположения. Обосновывают их.

Называют слова спорт,                         волейбол, хоккей, баскетбол, теннис, футбол

и записывают их в тетради.

IV. Работа с толковым словарем

-Эти слова заимствованы из английского языка. Что же значит заимствовать?

- Как вы понимаете лексическое значение этого слова?

-Где можно уточнить значение слова?

-Я предлагаю вам поработать со словарем. Задание: найти толкование слова заимствовать. Выполнять задание будете в парах.

На доске прикрепляет карточки со словами заимствовать, взять (брать), перенять, усвоить

-Таким образом, русский язык взял, перенял и усвоил эти слова из английского языка.

Высказывают свои предположения.

-В толковом словаре.

Работают в парах. Находят в толковом словаре значение слова заимствовать. Озвучивают  толкование этого слова.

V.Определение темы урока. Открытие новых знаний

-Такие  слова называются заимствованными. Попробуйте сами сформулировать правило о том, какие слова называются заимствованными, используя слова на доске.

-Сравните с правилом в учебнике на с. 66.

-Как вы думаете, а какие слова можно назвать исконными?

-Исконные слова – слова, существовавшие с незапамятных, древних времен.

- Итак, на какие две группы можно разделить слова?

На доске появляется схема

                               

- Я думаю, что вы уже давно догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока. Слова исконные и заимствованные. (Слайд 3)

Пытаются самостоятельно сформулировать новое правило, затем сравнивают его с правилом, данным в учебнике.

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопрос учителя.

Называют тему урока.

VI. Мини –исследование слов

-Обратите внимание на слова второго столбика. Что общего у этих слов?

- В названиях каждого вида спорта есть бол. По-английски ball – мяч. А вот сейчас  посмотрите, что обозначают первые части слов.

(Слайд 4 – 9)

«волей» - отбивание на лету

«баскет» - корзина

«фут» - нога

-Попытайтесь объяснить, в чем заключается игра, например, в волейбол и т.д., используя эти подсказки.

Подводит детей к выводу.

Вывод: данные слова похожи на иностранные не только по звучанию, значения этих слов в русском языке тоже сохранены.

Анализируют слова. Высказывают свои мнения.

Объясняют, в чем заключается игра  в волейбол и т.д., используя подсказки.

VII. Знакомство с новым словарем – словарем иностранных слов

Демонстрирует словари иностранных слов.

- О происхождении и значении заимствованных слов можно узнать в словаре иностранных слов. С ним мы будем учиться работать на последующих уроках.

Рассматривают словари.

VIII. Первичное закрепление открытых знаний, развитие умений

Предлагает выполнить задание на карточках  с последующей проверкой (Слайд 10)

К заимствованным словам первого столбика подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второго столбика, соедини стрелками.

антракт

последняя часть соревнований

атака

перерыв

вираж

момент начала соревнований

финиш

крутой поворот

старт

нападение

Выполняют задание на карточках. Зачитывают свои варианты.

IX.  Физкультминутка

X. Развитие умений (продолжение)

-Рассмотрите рисунки в упражнении № 2, с.66. Правильно ли сделаны под ними подписи? Можете ли вы предложить свой вариант, как называются эти предметы. Как удобнее говорить?

- Эти слова заимствованные. Например, слово  ракетка пришло к нам из французского, в который попало из арабского языка, где обозначало «рука».

- Посмотрите в словарике, из каких языков пришли к нам слова велосипед и шорты.

Велосипед (из латинского)

Шорты (из английского)

-Запишите в тетрадь словарную статью слова шорты.

-Как вы думаете, для чего необходимы заимствованные слова?

Вывод: заимствованные слова необходимы для точности и краткости речи. (Слайд 11)

Работают по учебнику. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

Работают с толковым словариком в учебнике.

Записывают в тетрадь словарную статью слова шорты.

Высказывают предположения.

XI. Создание проблемной ситуации. Обсуждение проблемы в группах

- Совсем недавно в русском языке не было слова шорты. Как вы думаете, откуда оно взялось и почему оно появилось в русском языке? Обсудите этот вопрос в группах. Предложите свои версии появления этого слова в русском языке. (Слайд 12)

(На слайде содержится подсказка: люди в старинной и современной одежде.)

Подводит детей к выводу.

Вывод: У наших прадедушек и прабабушек не было таких вещей. Новые слова часто приходят из других языков с появлением новых предметов и явлений жизни, окружающей нас. Заимствованные слова обогащают язык. С их помощью наш язык развивается.

(Слайд 13)

Работают в группе. Обсуждают проблемный вопрос, предлагают и  комментируют версии появления слова в русском языке

XII. Игра «Кто больше»

-Такие слова, как спорт,  велосипед, футбол – полностью освоились в русском языке. Мы не замечаем порой, что они заимствованы из других языков.  Они по-русски произносятся, записываются при помощи букв русского алфавита и совпадает их лексическое значение. В старших классах вы научитесь по некоторым признакам среди ряда слов находить заимствованные слова.

-Назовите как можно больше слов, которые так и «не научились изменять свою форму»

Называют неизменяемые слова

XIII. Рефлексия

-Какие слова называются заимствованными?

-Для чего они необходимы в русском языке?

-Какие заимствованные слова  вы запомнили?

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

УРОК ПО ТЕМЕ "СЛОВА ИСКОННЫЕ И ЗАИМСТВОВАННЫЕ" 2 КЛАСС УМК "нАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЮТ ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК "нАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...

Урок русского языка "Исконные и заимствованные слова"

Предмет: Русский язык Система: Школа XXI векаКласс: 2-аТема: Исконные и заимствованные словаЗадачи: - совершенствование знания таблицы умножения/деления;- отработка понятий больше в/на, меньше в/на;- ...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...