Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_pnsh.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа №14 города Липецка
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Слова – названия предметов, у которых нет окончаний»
подготовила
учитель начальных классов
Воробьёва Наталья Владимировна
г. Липецк
2014
Цели урока:
- дать понятие о неизменяемых словах;
- формировать умение определять форму неизменяемых слов (в контексте);
- формировать умение отличать неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием, с окончаниями - о, - е;
- совершенствовать навыки работы с различными видами словарей;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать умение логически мыслить, аргументировать свой ответ;
- воспитывать интерес к рассматриваемой проблеме;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Планируемый результат обучения:
Познавательные УУД:
- уметь находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием различного вида словарей;
- уметь строить сообщение в устной и письменной форме;
- уметь работать по алгоритму, устанавливать аналогии, проводить сравнение;
- уметь классифицировать по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
- сотрудничать с учителем при решении языковой проблемы;
- уметь анализировать и исправлять ошибки;
- осуществлять пошаговое продвижение от наблюдений к обобщению.
Коммуникативные УУД:
- формировать и высказывать собственное мнение;
- аргументировать свою позицию, свой ответ;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные УУД:
- наличие учебно – познавательной мотивации;
- способность к самооценке;
- взаимопомощь при выполнении заданий;
- ориентация на бережное отношение к окружающему миру.
Основные понятия для усвоения на уроке:
неизменяемое слово, основа слова, форма слова, единственное и множественное число.
Этапы урока: | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
І. Организационный момент. | ||
ІІ. Вхождение в урок. | - У каждого здорового человека утро начинается с физической зарядки. А мы начнем урок с зарядки звуко-буквенной. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте двустишие. Следите за правильным произношением выделенного слова. ′ Вёз водитель в магазин Много мётел и корзин. (А. Шибаев) Произноси правильно ! ′ МАГАЗИН - Назовите окончание в слове магазин. - Какое окончание называется нулевым? | 1 учащийся читает вслух. - Нулевое. - Окончание, которого мы не видим, но которое появляется в других формах. Оно обозначается пустой клеткой |
ІІІ. Проверка домашнего задания. | - Назовите слова с окончаниями -а, -о, -е, которые вы выписали дома из Обратного словаря. - Молодцы! Все слова выписаны правильно. | 2 - 3 учащихся называют слова : дружба, ходьба, шуба, радуга, поле, сердце, крылечко, дупло и др. |
ІV. Сообщение темы и целей урока. | - Сегодня на уроке мы познакомимся со словами – названиями предметов, у которых нет окончаний. Будем учиться находить эти слова в предложении и определять их форму. | Учащиеся записывают в тетрадях дату, классную работу, тему урока. |
V. Работа по изучению нового материала. VІ. Физкультминутка. VІІ. Закрепление изученного. | 1. Распределительный диктант. - Проведём с вами распределительный диктант. Запишите слова, которые я продиктую, в 3 столбика: 1) с окончанием –а, 2) с окончаниями -о, -е, 3) с нулевым окончанием Девочка, облако, лето, стол, птичка, ослик, поле, весна, пальто, день. - Назовите слова, которые записали в 1-й, 2-й, 3-й столбики. - В какой столбик записали слово пальто? -Его не нужно было записывать, потому что оно не имеет окончания. Прочитайте в учебнике на стр. 41, что говорит об этом слове Асырк. 2. Знакомство с правилом. - Есть слова, у которых действительно НЕТ ОКОНЧАНИЙ. Эти слова пришли к нам из других языков. Нет окончания – значит, слово НИКАК НИКОГДА не изменяется! Например: пальто, кино, кенгуру, метро, кафе, кофе, эскимо. 3. Работа с иллюстрацией. - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 41. Что на ней изображено? - Что общего в этих словах? - Верно. Эти слова тоже пришли к нам из других языков и являются неизменяемыми. 4. Определение формы слова в контексте предложения. Работа по алгоритму. - В учебнике на стр. 42 записаны предложения. Прочитайте их. 1).(Кто?) Кенгуру завтракал бананом. 2).В зоопарке я любовался (кем?) кенгуру. 3).Я видел маленьких (кого?) кенгуру. - Где слово кенгуру стоит в единственном числе? Почему ты так думаешь? Где это слово стоит во множественном числе? Можешь это доказать? А где непонятно, в каком числе стоит это слово? - Изменился ли внешний вид слова при изменении числа? А при смене вопросов? - Можно ли сказать, что во всех трёх предложениях у слова кенгуру нет окончания? -Запишите это слово и выделите у него основу. -Можно ли сказать, что слово кенгуру стоит во всех предложениях в одной и той же форме? Не торопись с ответом: воспользуйся алгоритмом-подсказкой : 1). Посмотри, как слово кенгуру подчёркнуто в каждом предложении. 2). Посмотри, одинаковые ли вопросы заданы к этому слову. 3). Подумай, одинаковую ли работу выполняет это слово в предложении? - Какой вывод можем сделать? Не мешайте мне мечтать! 1. Работа со стихотворением М. Яснова « Как понять? » (стр.43) - Что обсуждает с нами поэт? Чем он удивлён? В каком числе стоит слово пони? Доказывайте, используя подчёркнутые слова. - Изменится ли внешний вид слова пони, если мы будем изменять это слово по числам: один… много...? А что изменится, если задавать к нему разные вопросы? Например: есть (кто? что?)…нет (кого? чего?)… дам (кому? чему?) Посмотрите на экран . - Можно ли сказать, что у слова пони вовсе нет окончания? -Запишите его и выделите основу. 2. Выполнение упражнения № 17 (стр. 44). - Прочитайте задание к упражнению. - Самостоятельно выпишите слова на –у из Обратного словаря (учебник, ІІ часть) , назовите их. - Мы сегодня уже называли эти слова. Они пришли к нам из других языков. У всех этих слов нет окончаний. - Прочитайте в хрестоматии «Окружающий мир» (в «Иллюстрированном словарике») описания этих животных. - Сочините и запишите предложение с любым из этих слов. Покажите подчёркиванием, каким – главным или неглавным – это слово является в предложении. 3. Беседа. - С какими необычными словами мы познакомились сегодня на уроке? Что можете сказать о форме этих слов? | Учащиеся назы-вают слова (3 чел.). Примечание: чаще всего дети ошибочно записывают слово пальто во 2-й столбик (с окончанием –о). Читает 1 учащийся вслух. - На иллюстрации изображены животные: кенгуру, эму, зебу, какаду. - Все они оканчиваются на букву -у. 1 учащийся читает вслух. Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы. Записывают в тетради, выделяют основу. 1учащийся читает алгоритм вслух. - Слово кенгуру не изменяется, поэтому не имеет окончания. В предложениях употребляется в разных формах, так как выполняет разную работу. Дети выполняют движения, которые запомнили ранее. 1 учащийся читает стихотворение. Обучающиеся по цепочке отвечают на вопросы. - Да, у слова пони нет окончания, потому что это слово не изменяется. Записывают в тетради, выделяют основу. Читают самостоятельно. Выписывают из словаря слова на -у. 1 учащийся читает записанные слова: зебу, какаду, эму, кенгуру. Читают вслух (4 чел.). 2 учащихся работают у доски, остальные – в тетрадях. Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итог урока. |
VІІІ. Рефлексия. | - Какое задание на уроке показалось вам самым лёгким? - Какое задание на уроке показалось вам самым трудным? - Какое задание на уроке вам показалось самым интересным? | Дети высказывают своё мнение. Учащиеся выбирают цветок, показывающий, на каком уровне тема была усвоена по их мнению. |
ІX. Итог урока. | Выставление и комментирование отметок, домашнее задание (Выучить правило на стр.41, выполнить упр. 18, пользуясь алгоритмом ) . |
Список использованной литературы
- Учебник «Русский язык», 2 класс (Н.А. Чуракова . М.: Академкнига , 2010г., стр.41 – 44 (І часть), стр.135-150 (ІІ часть)).
- Хрестоматия «Окружающий мир», 2 класс (О.Н. Федотова . М.: Академкнига , 2010г., стр. 150 - 159.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе на тему: « Слова – названия предметов, у которых нет окончаний »
Урок русского языка во 2 классена тему:« Слова – названия предметов,у которых нет окончаний »...
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Системно - деятельностный подход на уроке русского языка "Слова-названия предметов, у которых нет окончаний". УМК ПНШ, 2 класс.
В творческую разработку включено: введение ( обоснование необходимости использования деятельностного подхода на уроках в услосвия работы по ФГОС), прект урока по теме " Слова - названия предметов, у к...
Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...
Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ. "Слова - названия предметов. у которых нет окончаний"
Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ....
Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс...