Конспект урока по теме "Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе учителя начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» Советского района Смирновой Эльвиры Худаёровны.
Тема: Второстепенные члены предложения.
Задачи:
- Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.
- Ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения.
- Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).
- Создать благоприятные условия , эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала, приобщить к здоровому образу жизни.
Метапредметные умения:
Познавательные:
- исследовать второстепенные члены (обстоятельство, определение, дополнение), определять вид каждого второстепенного члена в предложении;
- использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания);
Регулятивные:
- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения; уметь организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат).
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре;
Ресурсы: учебник: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Русский язык: 4 класс ч.2- Смоленск «Ассоциация 21 век» 2012
Демонстрационный материал: электронная презентация
Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями. Тренажеры.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Технология: здоровьесберегающая, исследовательская, критического мышления.
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать со стихотворения-пожелания.
Кто только зубрит, чтоб от двоек сбежать,
Тому никогда – никогда не понять.
Что можно идти на урок, как на праздник,
Что каждый отличник – шутник и проказник.
Учитесь с улыбкой! Шутите учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки!
В добрый час!
«Дерево достижений»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Аутогенная тренировка.
Цель: улучшает психические функции: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал.
- Дети, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.
Ребята, я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент.
Видео диалог детей.
Здравствуй, Катя!
Я слышала, что период начала марта называют «Ранняя весна». Что такое ранняя весна? Скажи мне, пожалуйста.
Марианна дала следующий ответ.
Здравствуй. Марианна!
Наступила весна. Моросит дождь. Посинел лед. Зажурчали ручьи. Надулись почки. Галдят воробьи. Проснулось солнышко.
- Ребята, можно ли утверждать, что Катя поняла, что такое ранняя весна?
- А как сделать, чтобы Катя поняла? (Высказывания детей)
- Почему Катя не смогла объяснить, что такое ранняя весна?
( В предложении нужно использовать второстепенные члены)
- Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)
Прием «Ромашка Блума». Тренажер «Цветок здоровья»
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета.
Цель: развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.
Игра «Веришь – не веришь»
1. «Погадаем на ромашке». Из каждой группы выдергивают по лепесточку. Верите ли вы, что…
*Второстепенные члены не входят в основу предложения?
*Предложение может быть без второстепенных членов?
*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?
*Подлежащее всегда выражено существительным?
*Сказуемое всегда выражено глаголом?
*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?
*В предложении всегда есть подлежащее?
В конце урока проверим ваши предположения.
2. - Что называется предложением?
(Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанны по смыслу.)
Прием «Древо познания».
Попробуем составить дерево знаний. Ствол – предложение.
Дерево похоже на дерево?-нет. Дерево не красивое. Хотите узнать о предложении? Значит надо дорисовать дерево.
п
р
в
П
П
е
в
д
в
С
л
С
о
ж
е
н
и
е
- На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения)
- Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложения.
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
- Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)
Какой вывод можно сделать: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, а из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.
- Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)
- Нужны ли второстепенные члены предложения?
Вывод ребят: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
- Построение проекта выхода из затруднений (цель, тема, план, сроки, способ, средство)
Применение тренажера «Тучка». Подуй на тучку. Цель: сохранение высокой работоспособности и здоровья детей умение правильно дышать
- Вдыхать воздух надо как можно глубже, через нос.
- Выдыхать воздух носом или ртом плавно без рывков.
- Кто из вас сможет сформулировать тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения”
Цель: Узнать, (второстепенные член) - что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
Разделимся на группы: заболевания зрения, опрно-двигательного аппарата, нервной системы. (Выбор тренажеров)
- Реализация построенного объекта.
Я предлагаю каждой группе работать по маршрутному листу по 3 станциям: обстоятельство, определение, дополнения.
На каждой станции лежат тренажеры, пожалуйста, проходите свой путь от станции к станции со своими тренажерами.
- Станция. Тренажер «Мешочки с солью, с горохом, пшеном»
Кладем на голову мешочки с солью. Спина сразу выпрямляется. Держим мешочки на голове 5-6 минут, пока ребята пишут в тетрадях дату, чистописание, словарь. Во время урока можем использовать их несколько раз. Вес мешочков около 300г, размер-17/13см.
Цель:
- стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;
- влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;
- улучшение циркуляции крови;
- активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.
- Станция. «Зрительные тренажеры». Цель: тренировка глазных мышц у детей с заболеванием зрения. На линейку надевается квадрат с нарисованным кружком. Линейку держим на уровне глаз, фокусируем зрение на кружке. Передвигая квадрат по линейке, мы - то придвигаем, то удаляем кружок от глаза, тем самым тренируем мышцы, изменяющие кривизну хрусталика глаза.
- Станция. Тренажер «Ручка-помощница». Цель: снимаем напряжение с мышц руки, укрепляем основные органы нашего организма (мозг желудок, кишечник, печень сердце)
Дети обводят свою руку на картоне, вырезается, на каждый палец руки наклеивается разный материал: бархатная, наждачная бумага, гофрированный картон, песок, ткань.
Маршрутный лист № 1
1 станция: Обстоятельство
Задание 1.
А)Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Обстоятельство: зависит от ………………………..; обозначает ...........……………………………….........
………………………………………………………… его совершения; отвечает на вопросы:……………….. ………………………………………………………………………………………………………………………….
Б) Поставьте вопрос к данным обстоятельствам, подчеркните графически.
Ночью (………………..?) ударил сильный мороз.
Лежит (….. …?) на ветке пушистый снежок.
2 станция: Определение
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Определение: зависит от……………………………….
обозначает……………………………………………….; отвечает на вопрос ………………………………………
Б) Поставьте вопрос к каждому определению, подчеркните графически.
Холодный (……………..) ветер и мороз не страшны белке.
Под ногами хрустит ( ? ) белоснежный ковер.
3 станция: Дополнение.
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Дополнение: зависит от……………………………….; обозначает……………………….., с которым связано действие; отвечает на …………………………вопросы имён существительных ( кроме именительного)
Б) Поставьте вопрос к каждому дополнению, подчеркните графически.
На стекле (…………………?)появились удивительные рисунки
Свежий пушистый снег укрыл (……………..7) землю.
Маршрутный лист № 2
2 станция: Определение
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Определение: зависит от……………………………….
обозначает……………………………………………….; отвечает на вопрос ………………………………………
Б) Поставьте вопрос к каждому определению, подчеркните графически.
Холодный (……………..) ветер и мороз не страшны белке.
Под ногами хрустит ( ? ) белоснежный ковер.
3 станция: Дополнение.
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Дополнение: зависит от……………………………….; обозначает……………………….., с которым связано действие; отвечает на …………………………вопросы имён существительных ( кроме именительного)
Б) Поставьте вопрос к каждому дополнению. Подчеркните графически.
На стекле (…………………?)появились удивительные рисунки
Свежий пушистый снег укрыл (……………..?) землю.
1 станция: Обстоятельство
Задание 1.
А)Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Обстоятельство: зависит от ………………………..; обозначает ...........……………………………….........
………………………………………………………… его совершения; отвечает на вопросы:……………….. ………………………………………………………………………………………………………………………….
Б) Поставьте вопрос к данным обстоятельствам. Подчеркните графически.
Ночью (………………..?) ударил сильный мороз.
Лежит (….. …?) на ветке пушистый снежок.
Маршрутный лист №3
3 станция: Дополнение.
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Дополнение: зависит от……………………………….; обозначает……………………….., с которым связано действие; отвечает на …………………………вопросы имён существительных ( кроме именительного)
Б) Поставьте вопрос к каждому дополнению. Подчеркни графически.
На стекле (…………………?)появились удивительные рисунки
Свежий пушистый снег укрыл (……………..?) землю.
1 станция: Обстоятельство
Задание 1.
А)Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Обстоятельство: зависит от ………………………..; обозначает ...........……………………………….........
………………………………………………………… его совершения; отвечает на вопросы:…………………………………………………………………………
Б) Поставьте вопрос к данным обстоятельствам. Подчеркните графически.
Ночью (………………..?) ударил сильный мороз.
Лежит (….. …?) на ветке пушистый снежок.
2 станция: Определение
Задание 1.
А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.
Определение: зависит от……………………………….
обозначает……………………………………………….; отвечает на вопрос ………………………………………
Б)Поставьте вопрос к каждому определению. Подчеркните графически.
Холодный (……………..) ветер и мороз не страшны белке.
Под ногами хрустит ( ? ) белоснежный ковер.
- Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи (4–5 мин)
Тренажер «Массажные коврики». Цель: тренажер восстанавливает правильный свод стопы (профилактика плоскостопия), улучшает циркуляцию крови, активизирует биологические точки, представительства всех внутренних органов, снимает усталость у детей с плоскостопием.
Индивидуальный тренажёр для стоп (массажный коврик). Это квадрат 30 см х 30 см. На плотную ткань каждый ученик пришивает в произвольном порядке 20 пуговиц разных размеров. Теперь можно снять обувь и потоптаться на коврике.
Вы завершили свою работу.
- В конвертах лежат определения второстепенных членов. (Каждая группа рассказывает о данном второстепенном члене и дополняет древо знаний)
- Составление конструктора. (Из каждой группы 1 ученик составляет конструктор)
Обстоятельство: как? когда? где? куда? откуда?, что обозначает, графическое изображение.
Определение: какой? какая? какое?, что обозначает, графическое изображение.
Дополнение: падежные вопросы, что обозначает, графическое изображение
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(3–5 мин)
Элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Вернемся к нашему тексту. Ваши знания. которые вы получили на уроке помогут вам составить и записать текст, в котором говорится о ранней весне. Самостоятельная запись.
- Сравнение с эталоном.
Наступила ранняя весна. Моросит мелкий дождь. Посинел толстый лед. Весело зажурчали ручьи. Надулись смолистые почки. Шумно галдят веселые воробьи. Проснулось яркое солнышко.
- Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)
Тренажер «Цветок здоровья»
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. Цель: развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.
Проверим ваши предположения. На ваших столах лежат лепесточки. Подтвердились ваши предположения?
*Второстепенные члены не входят в основу предложения?
*Предложение может быть без второстепенных членов?
*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?
*Подлежащее всегда выражено существительным?
*Сказуемое всегда выражено глаголом?
*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?
*В предложении всегда есть подлежащее?
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)
Самоанализ
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения, потому что……
2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно ………….
Самооценка
II. Задание на самооценку. Закончите предложения:
- Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом Джону.
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
- Домашнее задание. ( Вы берите задание по желанию)
- Подчеркните второстепенные члены.
По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой.
Снег стелила розовый,
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели
Снег взвивали, как хотели,
И кидали, хрустели.
2. Составьте распространённое предложение.
Идет снег
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка (члены предложения)
Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...
Конспект урока русского языка Тема: «Предложения с однородными членами»
Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; ра...
Конспект урока "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но".
Конспект урока по русскому языку, 4 класс, УМК "Школа 2100"...
Конспект урока по русскому языку. Предложения с однородными членами. 3 класс «Перспектива».
Конспект урока по русскому языку. Предложения с однородными членами.3 класс «Перспектива»....
Конспект урока "Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений"
Учить называть и употреблять простые и сложные предложения....
Конспект урока «Использование в речи предложений с однородными членами» 4 класс УМК "Гармония"
laquo;Использование в речи предложений с однородными членами»...
Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока «Члены предложения .Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются...