Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока «Члены предложения .

Тип урока: открытие нового знания;

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются  главными членами предложения.

Задачи урока

Дидактические:

-сформировать представление о том,что такое члены предложения и какие члены предложения являются главными;

-научить находить главные члены предложения;

Развивающие:

-развивать логическое мышление при  помощи  наглядного материала;

-развивать внимание при выполнении учебных заданий в рабочей тетради;

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность и внимательность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 21.09.2021

Школа: Многопрофильный лицей №148

Класс: 2 кад

Урок: 2

Время: 8:55 – 9:35

Кабинет: 106

Студент: Овсянникова Ксения

Группа: 46

Учитель: Гришкевич Валентина Викторовна

Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока «Члены предложения .

Что такое главные члены предложения?»

Тип урока: открытие нового знания;

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются  главными членами предложения.

Задачи урока

Дидактические:

  • сформировать представление о том,что такое члены предложения и какие члены предложения являются главными;
  • научить находить главные члены предложения;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при  помощи  наглядного материала;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий в рабочей тетради;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;

Оборудование:учебник «Русский язык»2 класс,1 часть УМК «Школа России» Канакина,Горецкий;рабочая тетрадь,учебная презентация,раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.

- Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. Запишите в тетради число, классная работа.

1. Приветствуют учителя;

2. Показывают готовность к уроку;

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: решение грамматико-орфографических задач; Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала

1. Учитель организует счет с целью актуализации знаний.

2. Ставит проблемную ситуацию.

-Сегодня у нас с вами будет необычный урок ,а урок путешествие .Мы отправимся в дальнее плаванье к острову знаний.

-Вы будете бесстрашными и смелыми пиратами ,а я буду вашим капитаном.

-А что же ищут пираты?Давайте отгадаем загадку:

Мечтает каждый день пират

Найти сундук,в котором…

-Правильно,молодцы!Но чтобы отправиться в путешествие за кладом нам надо подготовить корабль к плаванью,

Для этого нужно выполнить мое поручение .И так приступим.

-Для начала нам необходимо проверить домашнее задание .

Идет проверка домашнего задания.

-Ребята, напомните ,с какой темой вы знакомились на прошлом уроке?

-Верно. Кто хочет рассказать 2 правила, с которыми вы ознакомились на прошлом уроке?

-Правильно.Молодец!

-Дома было необходимо выполнить упражнение 25.Ребята,все справились?

-Что нужно было сделать в этом упражнении?

-Давайте проверим,как вы справились с этим заданием

-Ребята,вы молодцы!Вы справились с моим первым поручением .

- Наш корабль почти готов к плаванью .

-Нам осталось выполнить лишь одно задание и мы совершим путешествие к острову знаний .

 -Обратите внимание на доску.

-Вам даны 4 слова(солнышко,светит,ярко,осеннее)

-Прочитайте их и попробуйте составить с ними предложение.

-Но сначала скажите,что мы называем предложением?

-Правильно,молодцы!

-А сейчас попробуйте составить с этими словами предложение

-Молодцы!Вы отлично справляетесь.

1. Выполняют задания учителя.

2. Участвуют в диалоге.

-Клад

-Как составить из слов предложение

-Первое правило:Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

-Второе правило:В каждом предложении есть важное по смыслу слово ,которое выражает главную мысль предложения

-Определить из какой группы слов можно составить предложение и как это сделать.  

-Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев .

-Предложение-это несколько слов связанных по смыслу и грамматически

-Ярко светит осеннее солнышко

П: знать постоянные и непостоянные признаки сущ., уметь определять падеж

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог;

1. Учитель помогает сформулировать тему урока;

2. Учитель помогает составить план работы на уроке;

3. Учитель помогает сформулировать задачи на урок;

-А теперь запишите это предложения в тетрадь .

-Ребята,скажите, о чем говорится в предложении?

-Верно,а что делает солнышко?

-А какое солнышко?

-А как оно светит?

-А как вы думаете чем эти слова являются в предложении?

-Ребята,у  каждого из этих слов есть свое название .А что за название вы узнаете в течение урока.

-У нас с вами возникла небольшая проблема .Без этого знания мы не можем отправиться с вами в плаванье .Но я готова помочь вам и раскрыть 1 секрет ,но обещайте мне ,что дальше вы со всеми трудностями справитесь сами .

-Ребята,эти слова в предложении являются членами предложения

-Ребята,когда слова объединяются в предложение ,каждое из них становится одним из членов предложения .У каждого члена предложения свое назначение.

-Ребята,как вы думаете ,какая пара слов составляет основу данного предложения?

-А это и будет целью нашего плаванья :узнать,какие же слова являются главными в  предложении.

-Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?

-А цель урока?

-Верно.

-Тогда давайте составим план сегодняшнего урока.Как вы думаете,чем мы будем заниматься на уроке?

-Тогда не будем терять время и отправимся в путешествие на остров знаний!

1. Ученики формулируют тему урока;

2. Составляют план работы на уроке;

3. Ставят цели на урок;

Записывают предложение в тетрадь

-О солнышке

-Светит

-Осеннее

-Ярко

-Мы не знаем

-Обещаем.

-Пока мы не можем ответить на этот вопрос.

-Члены предложения. Что такое главные члены предложения.

-Узнать ,что такое члены предложения и какие слова являются главными в предложении.

-1)Вспомним,что такое предложение.

2)Узнаем ,что такое члены предложения

3)Научимся находить главные члены предложения

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Иллюстративный метод

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: упражнение

1. Помогает определить варианты окончаний.

2. Помогает выполнять задания из учебника.

-Ребята,по дороге в вашу школу я нашла бутылку с картой сокровищ.Давайте посмотрим на эту карту вместе.Нам предстоит посетить 3 острова.На кажом острове нам будет необходимо выполнить задание.

-Мы прибываем на первый остров .На этом острове нам предлагают вновь обратиться к предложению которое мы с вами составили.На первом острове я нашла записку .В записке написано :

-« Можете ли вы назвать главные члены этого предложения?

-Да,ребята,жизнь слов в предложении похожа на жизнь людей в семье .

-А кого принято называть главой или главными членами семьи?

-Верно.Так и в предложении есть слова которые называются главными .

-Обратите внимание на упражнение 30 на странице 29

-Давайте попробуем сравнить данные предложения.В чем их сходство и различие?

Солнышко ярко светит.

Ярко светит солнышко.

Осеннее солнышко ярко светит.

-О чем говорится в каждом предложении?Что говорится о солнышке?

-Верно.А какие слова повторяются в каждом предложении?

-Верно.А что если бы этой пары слов не было?Понятен ли был бы смысл этих предложений?

-Тогда можно ли сказать,что слова солнышко светит являются главными членами предложения?

-Правильно ,ребята.В предложении всегда есть главные члены .Они составляют основу предложения.В ней заключается главный смысл предложения.

1. Ученики выводят правило на нахождение неизвестного делимого.

2. Выполняют задания из учебника

-Мы затрудняемся ответить.

-Маму  и папу

-О солнышке.Оно светит

-Солнышко светит.

-Нет

-Можем

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

М: уметь работать в группах

Учебная презентация, учебник

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Учитель организует динамическую паузу.

-А мы отправляемся на второй остров ,но для начала нам нужно немного отдохнуть .

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Выполняют упражнения.

Видеофрагмент

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог,

Практический: упражение

1. Учитель проводит учебный диалог.

2. Осуществляет проверку работы с учебником.

-Ребята,мы прибыли с вами на второй остров .Нам уже оставили задание .Нам дали предложение(Осенью журавли улетают на юг) в котором необходимо доказать ,что выделенные слова действительно составляют основу предложения)

-Олег красиво пишет в тетради.

-Собака погналась за зайцем

Закрываю полоской бумаги сначала оба выделенных слова ,затем только одно из них)

-Ребята,поняли ли вы смысл прочитанного без этих слов?

-Составляют ли эти слова предложение?

-Верно.Теперь вы убедились ,что основой предложения или его главными членами являются слова журавли улетают.

-Какой вывод мы можем сделать?

1. Работают с учебником.

-Нет

-Выделенные слова являются основой предложения поскольку без них предложение бы не имело смысла

-Что в каждом предложении есть главные члены предложения. Без них оно не имеет смысла

П: уметь работать с открытым правилом;

Учебная презентация,

Раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: метод решения грамматико-орфографических задач

Наглядный: проверка по эталону

1.Проводит самостоятельную работу.

2. Организует самопроверку

-Ребята ,а прежде чем отправиться на третий остров нам необходимо проверить как вы усвоили то,что мы сейчас изучили.

-Перед вами предложения .Вам необходимо выделить  главные члены в предложениях.

1. В берлоге спит медведь.

2. Ученик решает трудную задачу.

3. Брат купил коньки.

4. Цветёт душистая сирень.

5. Лампы ярко светят

-А сейчас давайте проверим как вы выполнили задание .Обратите внимание на слайд.

1. Выполняют самостоятельную работу.

2. Выполняют самопроверку

1. В берлоге спит медведь.

2. Ученик решает трудную задачу.

3. Брат купил коньки.

4. Цветёт душистая сирень.

5. Лампы ярко светят

М: уметь проводить самоанализ;

П: знать правило написания окончаний сущ. во мн. ч. в Р. п.

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

-Мы наконец прибыли на третий остров знаний .На этом острове нам вновь необходимо составить и записать ответы на вопросы,используя слова которые вы видите на доске .А работать мы будем в парах.

1)Где росла рябина?                            У школы

2)Кто прилетел к рябине                     Дрозды

3)Что делали птицы?                           Стали клевать ягоды

4)Куда улетели птицы?                       На соседнее дерево

-А сейчас ,ребята,обменяйтесь с соседом по парте тетрадками .

1)Рябина росла у школы

2)Дрозды прилетели к рябине

3)Птицы стали клевать ягоды

4)На соседнее дерево улетели птицы

Проверяют задание

П: знать правило написания окончаний сущ. во мн. ч. в Р. п.

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Учебник,

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

1. Подводит итог урока;

2. Проводит работу по самооценке;

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема урока?

- Какая была цель урока?

- Молодцы!Давайте вспомним,что такое члены предложения

-Верно.А что такое главные члены предложения?

- Давайте сыграем в игру «Проверь себя».Я называю предложение ,а ваша задача выделить из него главные члены предложения.

Весной папа построил кирпичный дом.

Почтальон принес огромную посылку.

В лесу растут деревья.

На улице пошел сильный дождь.

- Оцените свою работу на уроке, используя круг самооценки.

- Почему ты выбрал такой смайлик?

- Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок!

-Главные члены предложения.

-Узнать ,что такое члены предложения.Узнать какие слова являются главными членами предложения.

-Члены предложения –это все слова объединенные в предложении.

-Это слова которые составляют основу предложения

-Папа построил

-Почтальон принес

-Деревья растут

-Пошел дождь

-До свидания!

М: рефлексия способов и условий действия (П);

П: знать как находить неизвестное делимое

Л: самооценка

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русский язык во 2 классе УМК "Школа России".

Предмет: Русский язык.Класс: 2 классТип урока: усвоение новых знаний.                Технологическая карта изучения темы «Сог...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Школа России"

Тема урока русского языка в 3 классе "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"...

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка по ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Программа «Школа России».

Разработка урока русского языка в 4 классе, согласно требованиям ФГОСПрограмма «Школа России»...