Тема урока: «Творительный падеж»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока: «Творительный падеж»
Тип урока: Открытие нового знаний
Цель урока: Создание условий для развития умений устанавливать признаки творительного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
- Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Предметные (образовательные): умение отличать устанавливать признаки творительного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте.
Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Орг. момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 1 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 2 |
5 | Постановка проекта выхода из затруднений | 7 |
6 | Реализация проекта | 15 |
7 | Первичное закрепление с произношением во внешней речи | 5 |
8 | Сам. Работа с проверкой по эталону | 5 |
9 | Включение в систему знаний | 5 |
10 | Итог | 2 |
11 | Рефлексия | 1 |
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формирование УУД |
Орг. Момент | - Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи. Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши? | Регулятивные УУД: Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог |
Мотивация к учебной деятельности | ― Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? (Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.) | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Актуализация знаний | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа – Напишите «Классная работа». – В записанных предложениях расставьте знаки препинания, оформите их правильно. Предложения должны соответствовать схемам: Лепестки розы опали и в моей ладони остались шипы. Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Фёдор. (Э. Успенский) И сразу столпился народ на дороге шумит и кричит и на кошку глядит. (Д. Хармс) - Подчеркнуть орфограммы в словах и между словами. - Синтаксический разбор предложения: дать характеристику предложения, указать части речи. - Выписать словарные слова и дописать к каждому по два однокоренных слова. - Найти слова, соответствующие схеме , и записать их. | |
Постановка проблемы | - Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.
- Какое слово получилось? (Падежи) - С какими падежами вы уже знакомы? - На какие вопросы они отвечают? - Чтобы узнать с каким падежом мы сегодня познакомимся вам надо отгавать загадку Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже … (творительном). – О каком падеже идёт речь в отрывке? - Какова же цель нашей работы на уроке? | Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
Постановка проекта выхода из проблемы | - Что мы уже знаем о творительном падеже? (Вопросы, вспомогательное слово) – Составьте план, по которому мы будем работать, чтобы дополнить наши знания 1) Почему падеж получил такое название? 2) Вопросы падежа. 3) Вспомогательное слово. 4) Предлоги | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Реализация проекта | – Почему падеж получил такое название? Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа. – Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает? (Называет орудие, которым что-то делают, творят.) – Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения. (Неводом, голосом, топорами – значит, с помощью этих предметов, «орудий» производится действие.) – На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Назовите вспомогательное слово. – Приведите примеры имён существительных в творительном падеже. – Какие предлоги употребляются с творительным падежом? Упр. 149 – наблюдение над предлогами, с которыми употребляется творительный падеж. – Обведите в кружок предлоги. – Может ли употребляться Т.п. без предлога? Приведите пример. – Сделайте вывод об употреблении предлогов с Т.п. - Сравните предлоги в разных падежах (В., Р., Д., Т.п.) (Предлог с употребляется с Т.п. и Р.п., предлоги за, под – с Т.п. и В.п.) - Выпишите словосочетания глаг + сущ в Т.п с предлогом (Пировал с друзьями, чахнет над златом, ложится перед огнем, простился с царицею) | |
Первичное закрепление с произношением во внешней речи | Упр. 150 – развивается умение составлять словосочетания с существительными в Т.п. с предлогами и предложения с однородными членами. - Составьте словосочетания глаг + сущ в Т.п (Присмотреть за сестрой, остановился перед рекой, повстречался с ручьём, зашла за водой, пролетел над тропой, прополз под мостом.) | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Сам. Работа с проверкой по эталону | – Спишите текст с доски. Поставьте вопрос к существительным в Т.п., у существительных Т.п. выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п. Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель…. - Взаимопроверка. - Коллективная проверка на мультимедийной доске. | |
Включение в систему знаний | Упр. 151 – наблюдение над синонимичными словосочетаниями с существительными в Д.п. и Т.п. - Прочитай. Что общего у выражений каждой группы и чем они отличатся? - Какой вывод ты можешь сделать? (У выражений каждой группы смысл одинаковый, хотя существительное употребляется в разных падежах: в Д.п. и в Т.п. (в этом отличие) - Составьте и запишите четыре сложных предложений с любым из этих выражений. Укажи падеж имён существительных. (Прочитай книгу и иди кушать. (Р.П), ехал по лесу дровосек и свалился в яму. (Д.П), ехал лесом человек потому что ему было плохо (Т.П), шел по полю козёл и кушал сено. (Д.П), шел полем олень и заметил охотника. (Т.П), приехали поездом мои родители. (Т.П.), приехали на поезде мои две сестры. (П.П), шагаю по узкой тропинке (Д.П), шагаю узкой тропинкой и считаю ворон. (Т.П)) - Какой вывод мы можем сделать? (Один и тот же смысл можно передать по-разному (разными падежными формами).) | |
Итог | - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили на уроке? - Смогли ли мы ее достичь? - Какими знаниями мы пользовались? - Что мызакрепляли, что отрабатывали? – Что вы узнали о творительном падеже? Расскажите, опираясь на план. – Какие предлоги употребляются не только с творительным падежом? Покажите на примерах. (Предлог с – с Р.п., за, под – с В.п.) | Личностные УУД:смолообразование |
Рефлексия | - Оцените свою деятельность на уроке. Какие задания вы выполнили с легкостью? - Какое задание показалось сложным? - На какую оценку вы выполнили работу? - Над чем вам нужно еще работать (Выставление оценок) | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"
Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....
Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж
Урок построен в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...
Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж"
Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж" .Логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи (III уровень)», подготовительный специальный (коррекционный) класс V...
Презентация к уроку "Творительный падеж имён существительных"
презентация к уроку...
Тема урока: «Творительный падеж имени существительного» Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы, учебник.Деятельностная цель: исследовать пр...