Тема урока: «Творительный падеж»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока: «Творительный падеж»
Тип урока: Открытие нового знаний
Цель урока: Создание условий для развития умений устанавливать признаки творительного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
- Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Предметные (образовательные): умение отличать устанавливать признаки творительного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте.
Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Орг. момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 1 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 2 |
5 | Постановка проекта выхода из затруднений | 7 |
6 | Реализация проекта | 15 |
7 | Первичное закрепление с произношением во внешней речи | 5 |
8 | Сам. Работа с проверкой по эталону | 5 |
9 | Включение в систему знаний | 5 |
10 | Итог | 2 |
11 | Рефлексия | 1 |
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формирование УУД |
Орг. Момент | - Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи. Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши? | Регулятивные УУД: Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог |
Мотивация к учебной деятельности | ― Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? (Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.) | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Актуализация знаний | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа – Напишите «Классная работа». – В записанных предложениях расставьте знаки препинания, оформите их правильно. Предложения должны соответствовать схемам: Лепестки розы опали и в моей ладони остались шипы. Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Фёдор. (Э. Успенский) И сразу столпился народ на дороге шумит и кричит и на кошку глядит. (Д. Хармс) - Подчеркнуть орфограммы в словах и между словами. - Синтаксический разбор предложения: дать характеристику предложения, указать части речи. - Выписать словарные слова и дописать к каждому по два однокоренных слова. - Найти слова, соответствующие схеме , и записать их. | |
Постановка проблемы | - Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.
- Какое слово получилось? (Падежи) - С какими падежами вы уже знакомы? - На какие вопросы они отвечают? - Чтобы узнать с каким падежом мы сегодня познакомимся вам надо отгавать загадку Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже … (творительном). – О каком падеже идёт речь в отрывке? - Какова же цель нашей работы на уроке? | Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
Постановка проекта выхода из проблемы | - Что мы уже знаем о творительном падеже? (Вопросы, вспомогательное слово) – Составьте план, по которому мы будем работать, чтобы дополнить наши знания 1) Почему падеж получил такое название? 2) Вопросы падежа. 3) Вспомогательное слово. 4) Предлоги | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Реализация проекта | – Почему падеж получил такое название? Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа. – Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает? (Называет орудие, которым что-то делают, творят.) – Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения. (Неводом, голосом, топорами – значит, с помощью этих предметов, «орудий» производится действие.) – На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Назовите вспомогательное слово. – Приведите примеры имён существительных в творительном падеже. – Какие предлоги употребляются с творительным падежом? Упр. 149 – наблюдение над предлогами, с которыми употребляется творительный падеж. – Обведите в кружок предлоги. – Может ли употребляться Т.п. без предлога? Приведите пример. – Сделайте вывод об употреблении предлогов с Т.п. - Сравните предлоги в разных падежах (В., Р., Д., Т.п.) (Предлог с употребляется с Т.п. и Р.п., предлоги за, под – с Т.п. и В.п.) - Выпишите словосочетания глаг + сущ в Т.п с предлогом (Пировал с друзьями, чахнет над златом, ложится перед огнем, простился с царицею) | |
Первичное закрепление с произношением во внешней речи | Упр. 150 – развивается умение составлять словосочетания с существительными в Т.п. с предлогами и предложения с однородными членами. - Составьте словосочетания глаг + сущ в Т.п (Присмотреть за сестрой, остановился перед рекой, повстречался с ручьём, зашла за водой, пролетел над тропой, прополз под мостом.) | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Сам. Работа с проверкой по эталону | – Спишите текст с доски. Поставьте вопрос к существительным в Т.п., у существительных Т.п. выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п. Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель…. - Взаимопроверка. - Коллективная проверка на мультимедийной доске. | |
Включение в систему знаний | Упр. 151 – наблюдение над синонимичными словосочетаниями с существительными в Д.п. и Т.п. - Прочитай. Что общего у выражений каждой группы и чем они отличатся? - Какой вывод ты можешь сделать? (У выражений каждой группы смысл одинаковый, хотя существительное употребляется в разных падежах: в Д.п. и в Т.п. (в этом отличие) - Составьте и запишите четыре сложных предложений с любым из этих выражений. Укажи падеж имён существительных. (Прочитай книгу и иди кушать. (Р.П), ехал по лесу дровосек и свалился в яму. (Д.П), ехал лесом человек потому что ему было плохо (Т.П), шел по полю козёл и кушал сено. (Д.П), шел полем олень и заметил охотника. (Т.П), приехали поездом мои родители. (Т.П.), приехали на поезде мои две сестры. (П.П), шагаю по узкой тропинке (Д.П), шагаю узкой тропинкой и считаю ворон. (Т.П)) - Какой вывод мы можем сделать? (Один и тот же смысл можно передать по-разному (разными падежными формами).) | |
Итог | - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили на уроке? - Смогли ли мы ее достичь? - Какими знаниями мы пользовались? - Что мызакрепляли, что отрабатывали? – Что вы узнали о творительном падеже? Расскажите, опираясь на план. – Какие предлоги употребляются не только с творительным падежом? Покажите на примерах. (Предлог с – с Р.п., за, под – с В.п.) | Личностные УУД:смолообразование |
Рефлексия | - Оцените свою деятельность на уроке. Какие задания вы выполнили с легкостью? - Какое задание показалось сложным? - На какую оценку вы выполнили работу? - Над чем вам нужно еще работать (Выставление оценок) | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-407799-1392792021.jpg)
Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"
Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....
Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж
Урок построен в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-250056-1368980504.jpg)
Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж"
Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж" .Логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи (III уровень)», подготовительный специальный (коррекционный) класс V...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396460-1391333501.jpg)
Тема урока: «Творительный падеж имени существительного» Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы, учебник.Деятельностная цель: исследовать пр...