Тема урока: «Творительный падеж имени существительного» Тип урока: урок открытия нового знания.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для 
групповой работы, учебник.
Деятельностная цель: исследовать процесс определения падежей; формировать умения 
различать падежи.
Образовательная цель:способствовать формированию представлений  об особенностях
имени существительного в форме творительного  падежа и развитию умения определять
падеж по вопросу и предлогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Предмет: русский язык

УМК "Школа России". Учебник: Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: 2021;

Тема урока: «Творительный падеж имени существительного»

Тип урока: урок открытия нового знания.

 Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы, учебник.

Деятельностная цель: исследовать процесс определения падежей; формировать умения различать падежи.

Образовательная цель:способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и предлогу.

  1. Организационный момент.

Чтение и анализ пословицы (с целью создания положительного настроя на урок).

Не спеши языком – торопись делом.

- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа.

- Какие советы дадите своим товарищам, чтобы писать без ошибок, правильно определять падеж имен существительных?

- В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!

II. Актуализация знаний.

1.Игра «Узнай падеж» 

1.Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. 

2.Кого же нет?
  Я очень беспокоюсь,
  Чего же нет?
  Отправлюсь я на поиск
   Прошу, друзья, скорее помогите!
   И как зовут меня, скажите. 

3. Я работаю старательно
    Кому отдать? К чему призвать
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогами к и по порой дружу.
    Но и один гулять хожу.

4. У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного падежа, а другой у родительного падежа.

2. -Как узнать падеж имени существительного? (найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос)

-Запишите в тетрадях словосочетания:

 Хвост дятла, прыгнуть в снег, спрятались от холода, бросали на куст, выследил волка. Определите падеж имён существительных.

- Что мы с вами сейчас повторили? (Чтобы распознать В.п. от Р.п. надо заменить слово на слово ж.р., например -лиса ,если окончание -ы, Р.п., если окончание -у, В.п)

- Какой одинаковый вопрос имеют эти падежи? Это вопрос одушевлённого или неодушевлённого предмета?

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Прочитайте стихотворение Д. Родари.      

Слайд

            У каждого дела запах особый:               

            В булочной пахнет тестом и сдобой.          

           Пахнет маляр скипидаром и краской.      

           Пахнет стекольщик оконной замазкой.

           Рыхлой землёюполем и лугом        

           Пахнет крестьянин, идущий за плугом.     

           Рыбой и морем пахнет рыбак.                  

          Только безделье не пахнет никак.

- В чем основная мысль стихотворения? (трудиться, не лениться)

- В названиях падежей отразилось главное их значение. И сегодня предметом нашего изучения на уроке станет падеж-работяга.

- На какой вопрос отвечают выделенные слова? (Кем? Чем?)

- Существительные в каком падеже отвечают на этот вопрос?

-Творительный. Ведь его название связано со словом творить, т. е. работать

- О чем же будем говорить сегодня на уроке?

- Тема нашего сегодняшнего урока «Творительный падеж имен существительных)

- Как, по вашему мнению, на какие вопросы предстоит ответить на уроке при изучении данной темы? (Наблюдение за признаками, по которым можно определить имена существительные в творительном падеже, определять падежи имен существительных в предложениях и текстах).

-Скажите по каким признакам вы определили, что данное существительное стоит в творительном падеже?( отвечает на вопрос чем?, употребляется с предлогами над, под)

-Прочитаем правило на странице 53 учебника.

– Вернёмся к пословице, которую мы прочитали в начале урока. Определите падеж имен существительных. Запишите её.

Физкультминутка

Вот подснежники проснулись

Улыбнулись, потянулись

Раз-росой они умылись

Два-изящно покружились

Три-нагнулись и присели

И на солнце поглядели

IV. Работа по теме урока. Первичное закрепление

 Работа по учебнику

Упражнение 95 с. 53 (работа в парах по рядам)

- Прочитайте. На сколько групп разделены слова?

- Что нужно сделать со словами?

- Давайте вместе составим предложение со словом траву и доску.

- Укажем падеж у существительных.

- Что помогло определить падеж?

Теперь составьте предложения самостоятельно

1 ряд со словом рыбу

2 ряд со с ловом гвоздь

3 ряд со словом одежду 

Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.

– Предложение разберите по членам

Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения задания.

Сделайте вывод.

Продолжите предложение:

Имена существительные в творительном падеже являются (второстепенным членом предложении)я.

2.Упражнение 96(устно) Прочитайте.

- Найдите имена существительные в творительном падеже.

- По каким признакам определили падеж.

- Что такое сравнение?

- Найдите сравнения в стихотворении. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении?

3. - Составьте и запишите словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу:

Дружит с (природа), нашёл под (дерево), лисичка со (скалочка), находился за (река), оставил под (подушка)

Взаимопроверка

V. Рефлексия.

-Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?

-Как можно определить падеж имён существительных?

 СЛАЙД  Таблица

Творительный падеж

Вопросы

Вспомогательные слова

Предлоги

Окончания

кем?

над, за

-ой, -ом

чем?

доволен

под, перед

-ей, -ем

с, со, между

-ью

– Всё ли получалось сегодня у вас?

– В чём испытали затруднения?

Домашнее задание

-Составить и записать одно предложение с именами существительными в творительном падеже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Тема урока: «Родительный падеж имен существительных»

Место  урока в теме – 4-й урок в разделе «Имя существительное»...

Тема урока: «Родительный падеж имен существительных»

Место  урока в теме – 4-й урок в разделе «Имя существительное»...

конспект урока "творительный падеж имени существительного"

В конспекте содержится материал для урока по теме "Творительный падеж имени существительного". Можно найти индивидуальные задания, для работы в парах, в группе....