Тема урока: «Творительный падеж имени существительного» Тип урока: урок открытия нового знания.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Предмет: русский язык
УМК "Школа России". Учебник: Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: 2021;
Тема урока: «Творительный падеж имени существительного»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы, учебник.
Деятельностная цель: исследовать процесс определения падежей; формировать умения различать падежи.
Образовательная цель:способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и предлогу.
- Организационный момент.
Чтение и анализ пословицы (с целью создания положительного настроя на урок).
Не спеши языком – торопись делом.
- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа.
- Какие советы дадите своим товарищам, чтобы писать без ошибок, правильно определять падеж имен существительных?
- В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!
II. Актуализация знаний.
1.Игра «Узнай падеж»
1.Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже.
2.Кого же нет?
Я очень беспокоюсь,
Чего же нет?
Отправлюсь я на поиск
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите.
3. Я работаю старательно
Кому отдать? К чему призвать
Лишь только я могу сказать.
С предлогами к и по порой дружу.
Но и один гулять хожу.
4. У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного падежа, а другой у родительного падежа.
2. -Как узнать падеж имени существительного? (найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос)
-Запишите в тетрадях словосочетания:
Хвост дятла, прыгнуть в снег, спрятались от холода, бросали на куст, выследил волка. Определите падеж имён существительных.
- Что мы с вами сейчас повторили? (Чтобы распознать В.п. от Р.п. надо заменить слово на слово ж.р., например -лиса ,если окончание -ы, Р.п., если окончание -у, В.п)
- Какой одинаковый вопрос имеют эти падежи? Это вопрос одушевлённого или неодушевлённого предмета?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прочитайте стихотворение Д. Родари.
Слайд
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.
- В чем основная мысль стихотворения? (трудиться, не лениться)
- В названиях падежей отразилось главное их значение. И сегодня предметом нашего изучения на уроке станет падеж-работяга.
- На какой вопрос отвечают выделенные слова? (Кем? Чем?)
- Существительные в каком падеже отвечают на этот вопрос?
-Творительный. Ведь его название связано со словом творить, т. е. работать
- О чем же будем говорить сегодня на уроке?
- Тема нашего сегодняшнего урока «Творительный падеж имен существительных)
- Как, по вашему мнению, на какие вопросы предстоит ответить на уроке при изучении данной темы? (Наблюдение за признаками, по которым можно определить имена существительные в творительном падеже, определять падежи имен существительных в предложениях и текстах).
-Скажите по каким признакам вы определили, что данное существительное стоит в творительном падеже?( отвечает на вопрос чем?, употребляется с предлогами над, под)
-Прочитаем правило на странице 53 учебника.
– Вернёмся к пословице, которую мы прочитали в начале урока. Определите падеж имен существительных. Запишите её.
Физкультминутка
Вот подснежники проснулись
Улыбнулись, потянулись
Раз-росой они умылись
Два-изящно покружились
Три-нагнулись и присели
И на солнце поглядели
IV. Работа по теме урока. Первичное закрепление
Работа по учебнику
Упражнение 95 с. 53 (работа в парах по рядам)
- Прочитайте. На сколько групп разделены слова?
- Что нужно сделать со словами?
- Давайте вместе составим предложение со словом траву и доску.
- Укажем падеж у существительных.
- Что помогло определить падеж?
Теперь составьте предложения самостоятельно
1 ряд со словом рыбу
2 ряд со с ловом гвоздь
3 ряд со словом одежду
Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.
– Предложение разберите по членам
Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения задания.
Сделайте вывод.
Продолжите предложение:
Имена существительные в творительном падеже являются (второстепенным членом предложении)я.
2.Упражнение 96(устно) Прочитайте.
- Найдите имена существительные в творительном падеже.
- По каким признакам определили падеж.
- Что такое сравнение?
- Найдите сравнения в стихотворении. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении?
3. - Составьте и запишите словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу:
Дружит с (природа), нашёл под (дерево), лисичка со (скалочка), находился за (река), оставил под (подушка)
Взаимопроверка
V. Рефлексия.
-Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?
-Как можно определить падеж имён существительных?
СЛАЙД Таблица
Творительный падеж
Вопросы | Вспомогательные слова | Предлоги | Окончания |
кем? | над, за | -ой, -ом | |
чем? | доволен | под, перед | -ей, -ем |
с, со, между | -ью |
– Всё ли получалось сегодня у вас?
– В чём испытали затруднения?
Домашнее задание
-Составить и записать одно предложение с именами существительными в творительном падеже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"
Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....
Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)
Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...
Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)
формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...
Тема урока: «Родительный падеж имен существительных»
Место урока в теме – 4-й урок в разделе «Имя существительное»...
Тема урока: «Родительный падеж имен существительных»
Место урока в теме – 4-й урок в разделе «Имя существительное»...
конспект урока "творительный падеж имени существительного"
В конспекте содержится материал для урока по теме "Творительный падеж имени существительного". Можно найти индивидуальные задания, для работы в парах, в группе....