Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся
| Формирование УУД |
Орг. Момент | - Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи. Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши? - Сегодня мы будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах (Слушать друг друга, приходить к единому мнению, не перебивать товарища, уважать мнение друг друга)
| Регулятивные УУД: Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог |
Мотивация к учебной деятельности | ― Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? (Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.) | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Актуализация знаний
| Фронтальная работа. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа – Напишите «Классная работа». – В записанных предложениях расставьте знаки препинания, оформите их правильно. Предложения должны соответствовать схемам:
Лепестки розы опали и в моей ладони остались шипы. Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Фёдор. (Э. Успенский) И сразу столпился народ на дороге шумит и кричит и на кошку глядит. (Д. Хармс) - Подчеркнуть орфограммы в словах и между словами. - Синтаксический разбор предложения: дать характеристику предложения, указать части речи. - Выписать словарные слова и дописать к каждому по два однокоренных слова. - Найти слова, соответствующие схеме , и записать их.
|
Постановка проблемы | - Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы. - Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)
- Первая буква алфавита (А)
- На какую букву оканчивается приставка в слове «подбежал»? (Д)
- В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)
- Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш». (Ж)
- Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И)
- Какое слово получилось? (Падежи) - С какими падежами вы уже знакомы? - На какие вопросы они отвечают? - Чтобы узнать с каким падежом мы сегодня познакомимся вам надо отгадать загадку Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже … (творительном). – О каком падеже идёт речь в отрывке? - Какова же цель нашей работы на уроке? |
Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать речь других.
|
Постановка проекта выхода из проблемы
| - Что мы уже знаем о творительном падеже? (Вопросы, вспомогательное слово) – Составьте план, по которому мы будем работать, чтобы дополнить наши знания 1) Почему падеж получил такое название? 2) Вопросы падежа. 3) Вспомогательное слово. 4) Предлоги
|
Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
|
Реализация проекта | Работа в группах (смешанные). - Фиксировать новые знания будем в таблице - Вам необходимо выбрать в своей группе человека, который будет читать текст, два человека, которые будут отвечать на вопросы, и одного человека, который будет записывать ответы на вопросы.
Вопрос | Ответ | Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа. | Почему падеж получил такое название? |
| Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает? | Называет орудие, которым что-то делают, творят | Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения. | Неводом, голосом, топорами – значит, с помощью этих предметов, «орудий» производится действие | На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Назовите вспомогательное слово. | Кем? Чем? Доволен | Приведите примеры имён существительных в творительном падеже. | Ловил (чем?) неводом | Какие предлоги употребляются с творительным падежом? |
|
- Что еще осталось выяснить? Упр. 149 – наблюдение над предлогами, с которыми употребляется творительный падеж.
| Может ли употребляться Т.п. без предлога? Приведите пример. |
| Сделайте вывод об употреблении предлогов с Т.п. | Предлог с употребляется с Т.п. и Р.п., предлоги за, под – с Т.п. и В.п. | Выпишите словосочетания глаг + сущ в Т.п с предлогом | Пировал с друзьями, чахнет над златом, ложится перед огнем, простился с царицею |
- Что из намеченного плана мы выполнили? |
Первичное закрепление с произношением во внешней речи
| - Согласно нашему плану, для того, чтобы знания стали прочными, необходима тренировка. Развивается умение составлять словосочетания с существительными в Т.п. с предлогами и предложения с однородными членами. - Составьте словосочетания глаг + сущ в Т.п (Присмотреть за сестрой, остановился перед рекой, повстречался с ручьём, зашла за водой, пролетел над тропой, прополз под мостом.) | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Сам. Работа с проверкой по эталону | - Пришло время самостоятельно применить полученные знания. Задания выполняйте, соответствующие цвету вашей звездочки. Дифференциация заданий. Синие (базовый уровень) Списать словосочетания, определить падеж у имен существительных. Жёлтые (повышенный уровень). Составить и записать два распространенных простых предложения с любыми из словосочетаний, определить падеж. Зелёные (максимальный уровень). Составить и записать два сложных предложения с любыми из словосочетаний, определить падеж. - Уровень трудности выберите себе сами. Если не получится более сложное задание, обратитесь к простому. С. Спишите текст с карточки. Поставьте вопрос к существительным в Т.п., у существительных Т.п. выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п. Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель…. В. Из слов составь и запиши предложения с существительными в творительном падеже. Если надо, добавь предлоги и измени окончания существительных. Укажи падеж существительных. 1. Пашня, кружились, ласточки. 2. Орлята, летят, орлица. 3. Охотник, вернулся, добыча. 4. Речка, блестит, пшеница.
А. Наблюдение над синонимичными словосочетаниями с существительными в Д.п. и Т.п. - Раздели предложения на две группы. Составьте и запишите четыре сложных предложений с любым из этих выражений. Укажи падеж имён существительных. (Прочитай книгу и иди кушать. (Р.П), ехал по лесу дровосек и свалился в яму. (Д.П), ехал лесом человек потому что ему было плохо (Т.П), шел по полю козёл и кушал сено. (Д.П), шел полем олень и заметил охотника. (Т.П), приехали поездом мои родители. (Т.П.), приехали на поезде мои две сестры. (П.П), шагаю по узкой тропинке (Д.П), шагаю узкой тропинкой и считаю ворон. (Т.П)) Коллективная проверка. Базовый уровень – правильный ответ на экране. Повышенный и максимальный уровень – тетрадь ученика проверяет учитель. Оцениваем составленные предложения и правильность определения падежей. - Кто не допустил ошибок? У кого были ошибки? Почему - Какой вывод мы можем сделать? (Один и тот же смысл можно передать по-разному (разными падежными формами).) |
Включение в систему знаний | - Посмотрите на доску (у каждого ребёнка начало предложений на карточках). Прочитайте то, что там написано и предложите задание. На доске Все вокруг засыпано……… Очень тихо в …………… В белом наряде……………. На гладком снегу…………. Под низким кустом…………. На высоком дереве ……… В морозном воздухе слышен ……… - Какое задание можете предложить? - Отступите одну строку для написания заглавия, запишите текст, постарайтесь при построении предложений использовать имена прилагательные в творительном падеже - Проверим, что у вас получилось. - Как можно озаглавить ваши рассказы? |
Итог | - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили на уроке? - Смогли ли мы ее достичь? - Какими знаниями мы пользовались? - Что мызакрепляли, что отрабатывали? – Что вы узнали о творительном падеже? Расскажите, опираясь на план. – Какие предлоги употребляются не только с творительным падежом? Покажите на примерах. (Предлог с – с Р.п., за, под – с В.п.) | Личностные УУД:смолообразование
|
Рефлексия | - Оцените свою деятельность на уроке. Какие задания вы выполнили с легкостью? - Какое задание показалось сложным? - На какую оценку вы выполнили работу? - Над чем вам нужно еще работать (Выставление оценок) - Домашнее задание с. 118 у. 5 – обязательное; Придумать задание по теме урока – по выбору. | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
|