Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской рабочей программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, системы «Школа России», М. Просвещение, 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 7"
Рузаевского муниципального района
"Рассмотрено" "Согласовано" "Утверждено"
Руководитель ШМО заместитель директора по УВР директор МБОУ "СОШ № 7"
____/Бурмистрова С.И. МБОУ "СОШ № 7" ______/Хайдукова А.П.
Протокол № _______ _________/Пилюгина Е.А. Приказ №____________
"___"августа 2017 г. "____"августа 2017 г. от"____"августа 2017 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 4 А класса,
реализующая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения
Базовый уровень: 170 ч
УМК : Учебник Канакиной В.П., .Горецкого В.Г. Русский язык.. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч.
М.: Просвещение, 2014.
Составитель:
Мадяева Г.А.
учитель высшей
квалификационной категории
2017- 2018 уч. г.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской рабочей программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, системы «Школа России», М. Просвещение, 2014г.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Общие предметные результаты освоения программы
•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; •осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
•представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
•овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); спользование
этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии
(в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
•овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией
общения;
•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным
текстам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца;
грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную
тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах си-
нонимы и антонимы;
•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных
текстов);
•оформлять результаты исследовательской работы;
•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка
или к учителю, родителям и др.);
•различать звуки и буквы;
•классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
•понимать этимологию мотивированных слов-названий;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
•работать с разными словарями;
•приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление
о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в на-
стоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном
числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
•понимать роль союзов и частицы не в речи;
•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать
части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
•различать родовые и личные окончания глагола;
•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,
частицу не при глаголах;
•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
•находить в предложении обращение;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
•раздельное написание слов;
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах -ек, -ик;
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
2. Содержание учебного курса
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца),
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное
Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное
Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Числительное
Общее представление о числительных.
Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол
Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.
Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог
Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов
от приставок.
Частица
Частица не, её значение.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Сложное предложение (общее представление)
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
•разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
•мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
•запятая при обращении в предложениях;
•запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Практическое овладение монологической формой речи.
Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
по плану | факти- чески | ||||
1 | Повторение | 11 | |||
1 | 1.1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык | 1 | ||
2 | 1.2 | Язык и речь. Формула вежливости | 1 | ||
3 | 1.3 | Текст и его план | 1 | ||
4 | 1.4 | Обучающее изложение | 1 | ||
5 | 1.5 | Анализ изложения. Типы текстов | 1 | ||
6 | 1.6 | Предложение как единица речи | 1 | ||
7 | 1.7 | Виды предложения по цели высказывания и по интонации | 1 | ||
8 | 1.8 | Диалог. Обращение | 1 | ||
9 | 1.9 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | ||
10 | 1.10 | Проверочный диктант по теме «Повторение» | 1 | ||
11 | 1.11 | Словосочетание | 1 | ||
2 | Предложение | 9 | |||
12 | 2.1 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | ||
13 | 2.2 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | ||
14 | 2.3 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | ||
15 | 2.4 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | ||
16 | 2.5 | Наши проекты | 1 | ||
17 | 2.6 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного | 1 | ||
18 | 2.7 | Сложное предложение и предложение с однородными членами | 1 | ||
19 | 2.8 | Обучающее изложение | 1 | ||
20 | 2.9 | Проверочный диктант по теме «Предложение» | 1 | ||
3 | Слово в языке и речи | 19 | |||
21 | 3.1 | Слово и его лексическое значение | 1 | ||
22 | 3.2 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 | ||
23 | 3.3 | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | ||
24 | 3.4 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | 1 | ||
25 | 3.5 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 1 | ||
26 | 3.6 | Завершение работы по теме: «Состав слова. Распознавание значимых частей слова» | 1 | ||
27 | 3.7 | Контрольное списывание | 1 | ||
28 | 3.8 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 | ||
29 | 3.9 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах | 1 | ||
30 | 3.10 | Правописание приставок и суффиксов | 1 | ||
31 | 3.11 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 1 | ||
32 | 3.12 | Обучающее изложение | 1 | ||
33 | 3.13 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи | 1 | ||
34 | 3.14 | Склонение имен существительных и имен прилагательных | 1 | ||
35 | 3.15 | Имя числительное. Глагол | 1 | ||
36 | 3.16 | Наречие как часть речи | 1 | ||
37 | 3.17 | Правописание наречий | 1 | ||
38 | 3.18 | Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 | ||
39 | 3.19 | Контрольный диктант за I четверть | 1 | ||
4 | Имя существительное | 41 | |||
40 | 4.1 | Распознавание падежей имен существительных | |||
41 | 4.2 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных | 1 | ||
42 | 4.3 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | 1 | ||
43 | 4.4 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | 1 | ||
44 | 4.5 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | 1 | ||
45 | 4.6 | Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных | 1 | ||
46 | 4.7 | Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения | 1 | ||
47 | 4.8 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | ||
48 | 4.9 | 2-склонение имен существительных | 1 | ||
49 | 4.10 | Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения | 1 | ||
50 | 4.11 | 3-е склонение имен существительных | 1 | ||
51 | 4.12 | Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения | 1 | ||
52 | 4.13 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | 1 | ||
53 | 4.14 | Обучающее изложение | 1 | ||
54 | 4.15 | Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | ||
55 | 4.16 | Именительный и винительный падежи | 1 | ||
56 | 4.17 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | 1 | ||
57 | 4.18 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | 1 | ||
58 | 4.19 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | ||
59 | 4.20 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | 1 | ||
60 | 4.21 | Завершение работы по теме: «Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах» | 1 | ||
61 | 4.22 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | ||
62 | 4.23 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | ||
63 | 4.24 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | ||
64 | 4.25 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | ||
65 | 4.26 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1 | ||
66 | 4.27 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | ||
67 | 4.28 | Завершение работы по теме: «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | ||
68 | 4.29 | Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» | 1 | ||
69 | 4.30 | Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 1 | ||
70 | 4.31 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 | ||
71 | 4.32 | Склонение имен существительных во множественном числе | 1 | ||
72 | 4.33 | Именительный падеж имен существительных множественного числа | 1 | ||
73 | 4.34 | Родительный падеж имен существительных множественного числа | 1 | ||
74 | 4.35 | Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа | |||
75 | 4.36 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа | 1 | ||
76 | 4.37 | Обучающее изложение | 1 | ||
77 | 4.38 | Анализ изложение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | ||
78 | 4.39 | Контрольный диктант за I полугодие | 1 | ||
79 | 4.40 | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа | 1 | ||
80 | 4.41 | Наши проекты | 1 | ||
5 | Имя прилагательное | 31 | |||
81 | 5.1 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | ||
82 | 5.2 | Род и число имен прилагательных | 1 | ||
83 | 5.3 | Описание игрушки | 1 | ||
84 | 5.4 | Склонение имен прилагательных | 1 | ||
85 | 5.5 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов» | 1 | ||
86 | 5.6 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | ||
87 | 5.7 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | 1 | ||
88 | 5.8 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | 1 | ||
89 | 5.9 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 1 | ||
90 | 5.10 | Именительный, винительный, родительный падежи | 1 | ||
91 | 5.11 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | ||
92 | 5.12 | Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||
93 | 5.13 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты | 1 | ||
94 | 5.14 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | ||
95 | 5.15 | Склонение имен прилагательных женского рода | 1 | ||
96 | 5.16 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | ||
97 | 5.17 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | ||
98 | 5.18 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | ||
99 | 5.19 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | 1 | ||
100 | 5.20 | Изложение описательного текста | 1 | ||
101 | 5.21 | Анализ изложение. Правописание падежных окончаний имен прилагательных | 1 | ||
102 | 5.22 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | ||
103 | 5.23 | Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости» | 1 | ||
104 | 5.24 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | ||
105 | 5.25 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | ||
106 | 5.26 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | ||
107 | 5.27 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
108 | 5.28 | Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | ||
109 | 5.29 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний | 1 | ||
110 | 5.30 | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
111 | 5.31 | Анализ проверочного диктанта. Повторение | 1 | ||
6 | Местоимение | 9 | |||
112 | 6.1 | Местоимение как часть речи | 1 | ||
113 | 6.2 | Личные местоимения | 1 | ||
114 | 6.3 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | 1 | ||
115 | 6.4 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | 1 | ||
116 | 6.5 | Изменение личных местоимений по падежам | 1 | ||
117 | 6.6 | Изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 | ||
118 | 6.7 | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» | 1 | ||
119 | 6.8 | Проверочный диктант по теме «Местоимение» | 1 | ||
120 | 6.9 | Анализ проверочного диктанта. Повторение | 1 | ||
7 | Глагол | 32 | |||
121 | 7.1 | Роль глаголов в языке | 1 | ||
122 | 7.2 | Изменение глаголов по временам | 1 | ||
123 | 7.3 | Неопределенная форма глагола | 1 | ||
124 | 7.4 | Завершение работы по теме «Неопределенная форма глагола» | 1 | ||
125 | 7.5 | Изменение глаголов по временам | 1 | ||
126 | 7.6 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 | ||
127 | 7.7 | Анализ изложения. Спряжения глаголов | 1 | ||
128 | 7.8 | Спряжение глаголов | 1 | ||
129 | 7.9 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | ||
130 | 7.10 | Контрольный диктант за III четверть | 1 | ||
131 | 7.11 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | ||
132 | 7.12 | I и II спряжение глаголов настоящего времени | 1 | ||
133 | 7.13 | I и II спряжение глаголов будущего времени | 1 | ||
134 | 7.14 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | ||
135 | 7.15 | Продолжение работы по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | 1 | ||
136 | 7.16 | Завершение работы по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | 1 | ||
137 | 7.17 | Закрепление знаний по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | 1 | ||
138 | 7.18 | Возвратные глаголы | 1 | ||
139 | 7.19 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах | 1 | ||
140 | 7.20 | Завершение работы по теме «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» | 1 | ||
141 | 7.21 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | 1 | ||
142 | 7.22 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | ||
143 | 7.23 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | ||
144 | 7.24 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | 1 | ||
145 | 7.25 | Изложение повествовательного текста по вопросам | 1 | ||
146 | 7.26 | Проверочный диктант по теме «Глагол» | 1 | ||
147 | 7.27 | Анализ проверочного диктанта. Повторение | 1 | ||
148 | 7.28 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 | ||
149 | 7.29 | Завершение работы по теме «Обобщение по теме «Глагол» | 1 | ||
150 | 7.30 | Контрольное изложение | 1 | ||
151 | 7.31 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 | ||
152 | 7.32 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | 1 | ||
8 | Повторение | 18 | |||
153 | 8.1 | Язык. Речь. Текст | 1 | ||
154 | 8.2 | Предложение и словосочетание | 1 | ||
155 | 8.3 | Продолжение работы по теме «Предложение и словосочетание» | 1 | ||
156 | 8.4 | Завершение работы по теме «Предложение и словосочетание» | 1 | ||
157 | 8.5 | Лексическое значение слова | 1 | ||
158 | 8.6 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» | 1 | ||
159 | 8.7 | Состав слова | 1 | ||
160 | 8.8 | Продолжение работы по теме «Состав слова» | 1 | ||
161 | 8.9 | Завершение работы по теме «Состав слова» | 1 | ||
162 | 8.10 | Закрепление знаний по теме «Состав слова» | 1 | ||
163 | 8.11 | Части речи | 1 | ||
164 | 8.12 | Завершение работы по теме «Части речи» | 1 | ||
165 | 8.13 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 | ||
166 | 8.14 | Анализ изложения. Части речи | 1 | ||
167 | 8.15 | Итоговый контрольный диктант за II полугодие | 1 | ||
168 | 8.16 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 | ||
169 | 8.17 | Звуки и буквы | 1 | ||
170 | 8.18 | Игра «По галактике частей Речи» | 1 | ||
Итого: | 170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языкудля 2 класса УМК "Гармония"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования нового поколения...

Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...

Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"
рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
РП содержит поснительную записку и КТП...

Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык...