Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи" 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Глазырин Данил Михайлович

"Значение и употребление глаголов в речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: № 148        Учитель: Утарбекова Д.К

Класс: 3 «Д»                Студент: Глазырин Данил 43 гр.

Дата: 17.02.17        

Кабинет: 214        

Время: 8.30-9:10                                                                                                                        

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Значение и употребление глаголов в речи».  

Цель урока: формировать умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности, применяют навыки делового сотрудничества в группе; выполняют творческие задания; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают себя, границы своего знания и незнания.

Предметные: обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других частей речи; создают условия учащимся для самостоятельного формирования выводов на основе своих наблюдений и сравнений; находят глаголы в предложении и  правильно ставят вопросы  Что делать?  Что делают? Что сделал?;

Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс 2,3ч Школа России, Канакина В.П., Горецкий В.Г., презентация.

Тип урока: открытие новых знаний.

Этап   урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

2 мин

Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьёшься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

- О чем нам хотел сказать автор?

Откройте тетради и запишите  число. Сегодня у нас 17 марта, классная работа. Кто готов, руку на локоток.

Эмоционально настраивать на урок

Записывать число

Л: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.        

2.Актуализация  опорных знаний.

Метод-словесный; практический.

Приём - словарно-орфографическая работа.

5 мин.

Выступление с проектами по загадкам.

Словарно – орфографическая работа.

К..ртофель, ч…рный, р…бина, ж…лать, ж…лтый, ш…л.

- Прочитайте слова.

- Что вы о них можете сказать? (это словарные слова).

- На какие 3 группы можно разделить? (записать) (сущ., прил., гл.).

- Что можете сказать о словах каждого столбика? (это слова разных частей речи).

- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает  предмет  и отвечает на вопрос кто? что?).

- Что знаете об имени прилагательном? (обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?).

- О части речи, слова которой записали в 3 столбик, мы поговорим чуть позже.

Выступать с проектами

Разбирать слова по группам

Отвечать на вопросы.

Строить высказывания.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

П: обобщают.

3.Постановка и решение учебной задачи

Метод - словесный Прием - беседа по целям и задачам урока.

2 мин.

Послушайте  строки авторов и попробуйте догадаться, какая тема нашего урока.

Глагол-самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…кровь языка (А.Югов).

Гудят глаголы, как деревья,

Промёрзшие и в хлопьях птиц! (В. Соснора).

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (« Значение и употребление глаголов в речи»).

А какую цель и задачи, мы поставим перед собой? (познакомиться с глаголом и его ролью в речи).

Задачи:

- научиться распознавать глаголы среди других частей речи;

-находить глаголы в предложении и  правильно ставить вопросы  Что делать?  Что делают? Что сделал?;

- употреблять глаголы в речи.

Слушать учителя и отвечать на вопросы

Формулировать цель и задачи урока

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

П: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

4. Решение частных учебных задач

  Практич.: письм. граммат.упр; сранение текстов.

Практич.: фронтал. проверка.

Словес.: чтение правила;

Практич: составление предложений; нахождение глаголов в тексте.

20 мин.

http://skrinshoter.ru/s/160317/TWoQMr7Q.png

Из каких частей речи состоит этот текст? (сущ., прил.и тд).

Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен? (потому что отсутствуют глаголы).

Прочитайте второй текст.

http://skrinshoter.ru/s/160317/sO3EUS7a.png

Как изменился  текст? (появились глаголы).

Почему неподвижная картина ожила и даже как бы зазвучала? (потому что появились гл., которые предали ясность и выразительность этому тексту). С помощью, какой части речи это произошло? (глагола).

Откройте учебник на стр. 100 упр. 169.

Прочитайте задание.

— Прочитайте первую группу слов.  (Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр)

— Определите часть речи. (это имена сущ., т.к. отвечают на вопрос кто?).

— Прочитайте вторую группу слов. (учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует).

— Определите часть речи. (это гл. т.к. отвечает на вопрос что делает? и обозначает действие предмета).

Составьте и запишите предложения из данных слов. Подчеркните в предложения основу.

Прочитайте предложения, которые вы составили.

Художник рисует. Строитель строит. Доктор лечит. Учитель учит. Швея шьёт. Маляр красит.

— Каким членом предложения является глагол? (является сказуемым).

Выполним упр. 170.

Прочитайте стихотворение.

Какова главная тема и мысль стихотворения? (Тема стихотворения «Умелые руки»; главная мысль-это умелые руки украшают мир).

Найдите в стихотворении глаголы. Что они обозначают и на какой вопрос отвечают? (не знают, вышивают, строгают, копают,

украшают-что делают?; обозначают действие предмета).

Выпишите глаголы из стихотворения и подчеркните их. Над глаголами укажите часть речи.

А теперь читаем правило на стр. 101

— Что такое глагол? (это часть речи, которая обозначает действие предмета). — На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?) — Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.

Отвечать на вопросы.

Читать тексты

Выполнять упражнения

Сравнивать тексты

Составлять предложения

Определять часть речи

Делать вывод.

Узнавать новую информацию.

Выбирать необходимую информацию.

Выписывать глаголы

Работать с правилом

Отвечать на вопросы

П: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

5. Физминутка

2 мин.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поморгайте, улыбнитесь,

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И  трудиться  вновь  начните.

выполнять упражнения

Л: установка на ЗОЖ

6. Первичное закрепление

Метод: словесный; практический.

Практич.: письменное выполнение зад-ия; нахождение в тексте глаголов; подбор вопросов к глаголам.

10 мин.

Выполним упр. 171 на стр. 101

Прочитайте текст. Озаглавьте текст. (Пингвин-забияка; Пингвины-драчуны).

Объясните значение слова половник. (большая разливательная ложка для супа).

Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина. (бежал, налетел, вернулся, налетает, бьёт, клюёт, злится, поджидал, набрасывался, вцепится, боялся).

В чём различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит?

(налетел-значит сделал это раз, налетает-значит это происходит постоянно; звенит-значит это происходит сейчас, зазвенит-значит это произойдет позже).

Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают. (есть).

Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?

Есть, бежал, налетел, зазвенел, вернулся, налетает, бьёт, оттаскиваю,  клюёт, злится, жил, поджидал, набрасывался, вцепится, ходил, брал, налетит, боялся.

Выпишите из стихотворения глаголы.

http://skrinshoter.ru/s/160317/1IBmBmJF.png

Прочитайте слова, которые вы выписали. (Полоскала, треснул, пошла, поплыла, охает, стонет, утонет, попала, спасите, пропаду).

На какие вопросы они отвечают? (что делала? что сделал? что сделала? что делает? что сделаете? что сделаю?).

Выполнять упражнения

Озаглавливать текст

Отвечать на вопросы

Самостоятельно выполнять задание.

Находить в текст е глаголы

Определять на какой вопрос

отвечают глаголы

Проверять работу.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

К: умение излагать свое мнение.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

7.Рефлексия

 (итог урока)

Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к теме урока, обобщение

2 мин.

Итак, давайте подведем итог урока. Вспомним, какая тема нашего урока? («Значение и употребление глаголов в речи»).

Какие цели  ставили в начале урока? (познакомиться с глаголом и его ролью в речи). Достигли ли мы этих целей? Замечательно!

—  Что такое глагол? (часть речи, которая обозначает действие предмета). —  На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?) —  Приведите свои примеры.

Какую роль выполняют глаголы в нашей речи? (с помощью глаголов наша речь становится более выразительной. Мы можем подобрать различные глаголы для передачи различных состояний. Например: погнать, перегнать, догнать, выгнать.

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Учебник-стр. 102 упр. 172

Замечательно! Урок окончен.

Анализировать полученные знания

Определять уровень усвоения темы урока

Записывать домашнее задание

Л: Участие в подведении итогов урока.

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам "

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам " к учебнику Поляковой...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему" Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать».

Учебный предмет - Русский язык Класс - 2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»Программы по учебным предметам: 1-4 кл.: в 2 ч/Сост Р.Г. Чуракова- М.: Академкнига/Учебник, 2011. -Ч.1: 240 с.Уче...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Глагол. Закрепление.

Формировать умение  учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов....

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Употребление слов с суффисами" УМК "Планета Знаний"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по программе УМК "Планета Знаний" составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока по русскому языку Тема: Обобщение знаний о глаголе.

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Обобщение   знаний   о глаголе....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одевать, одевать. По программе "Перспективная начальная школа&quo...