Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Употребление слов с суффисами" УМК "Планета Знаний"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по программе УМК "Планета Знаний" составлена в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Шутова Мария Сергеевна

Класс 3 А

Предмет: русский язык

УМК «Планета Знаний».

Тема урока: Употребление слов с суффиксами.

Дидактическая задача: систематизировать знания о суффиксе.

Цели для учителя

Образовательные:

-создать условия для формирования навыка нахождения суффикса;

-совершенствовать умения образовывать новые слова с помощью изученных суффиксов;

-научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Развивающие:

-развивать УУД: способность осуществлять самостоятельный поиск информации;

-формировать умение аргументировать своё мнение, развивать образное мышление;

-развивать любознательность и интерес к учебной деятельности

-развивать умение работать в коллективе.

Воспитательные: воспитывать уважение к мнению собеседника, расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Средства обучения: учебник, мультемедийная презентация, интерактивная доска, интерактивная игра, тест, карточки с заданиями, интерактивные плакаты, ноутбуки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, формы, приёмы, СОТ

Формируемые УУД

I/Организационный эмоциональный настрой на урок

Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, мотивирует на учебно-познавательную деятельность.

Приветствуют учителя, оформляют рабочие тетради.

Личностно-ориентированные технологии.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность

Коммуникативные

-формирование умения слушать и слышать.

II.Актуализация знаний

Сегодня мы отправимся на прогулку. Узнаете куда, когда разгадаете кроссворд.

-Дом  со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём.(лес)

2.Небольшой лес (лесок)

3.Охранник леса (лесник)

4.Имя прилагательное жен.р. ед.числа (лесная)

5.Ласкательное значение слова лес (лесочек)

-Как называется группа данных слов?

-Чем они отличаются?

Учитель читает задание, ставит перед детьми вопросы.

Уточнить понятия эталона. Эти слова однокоренные, близки по значению. Отличаются оттенками значения.

Открывают слова, нажимая на затемнённые ячейки.

Дают ответы на вопросы, записывают слова, выделяют суффикс графически.

Делают вывод согласно эталону.

Словесный метод.

ИКТ-технологии

Фронтальная работа

Интерактивный плакат

(кроссворд)

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания

III.Постановка цели учебных задач.

Хитрые вопросы

Слайд 2.

-Как превратить большую реку в маленькую?(река-речка)

-Как лес может превратиться в охранника леса? (лес-лесник)

От какого слова и при помощи какой части образовались эти слова?

-Какое место занимает в слове суффикс?

-для чего он употребляется?

Попробуйте определить тему урока. Чему мы будем учиться на уроке? Слайд 3

Слайд 4.

-Ставит проблему, помогает определить цели, задачи урока, нацеливает на позитивный результат работы, активную познавательную деятельность.

Отвечают на вопросы, решают проблему: определяют тему урока, сравнивают её с учебником, записывают в тетрадь определяют цели:

Тема урока: употребление слов с суффиксами.

Закрепим знания о суффиксах, научимся различать суффиксы, будем образовывать новые слова.

Метод обучения: проблемный.

Личностные:-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

IV.Организация познавательной деятельности.

Работа с учебником.

Помоги семье собраться вместе.

Упр.90 с. 74

Прочитайте задание. Наметьте план выполнения: что сделаем сначала, что потом. Найдите подсказку в учебнике. Выполните упражнение самостоятельно. Обсудите в парах: какие суффиксы образуют названия детёнышей животных, какие -их мам.

Проводит инструктаж по выполнению задания, нацеливает учащихся на успешное выполнение задания, подводит детей к самостоятельному выводу.

Читают задания, называют порядок выполнения заданий. Выполняют упражнение в тетради самостоятельно.

Делают вывод: названия детёнышей

животных образуются при помощи суффиксов-онок,ёнок, их мам-ых,-их,-иц.

Практический метод.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Познавательные:-находят и выделяют изучаемую орфограмму в словах, правильно записывают слова с суффиксами

Регулятивные

-:оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные:

-способность к самостоятельной учебной деятельности

2)Распознавание суффиксов в словах.

-Распределите слова

с суффиксами-чик и –ик по группам:

ключик, супчик, кирпичик, сарайчик, лучик, стульчик, мячик, магазинчик.

-Как вы определяли, где какой суффикс?

Организует работу с интерактивной доской.

2 человека выполняют задание у доски, остальные эксперты.

Делают вывод.

Практический метод.

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа.

Интерактивный плакат (Распредели слова на группы)

Познавательные:

-На основе анализа объектов делать выводы, классифицировать объекты(объединять

в группы по

существенному

признаку)

Регулятивные:

-умение действовать

по плану и

планировать свою деятельность

Физминутка

Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу. В стороны руки-плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложили назад.

Организует выполнение физминутки.

Выполняют

 движения.

Здоровьесберегающая технология.

Игровая технология.

3) Развитие навыка словообразования

Работа с интерактивной доской

В лесу мы увидели белочку, но девочкам приглянулись цветы.

Вставить подходящий суффикс

Сидит бел…а на тележ…е.

Продаёт она ореш…и

Лис…е-сестр…е, воробью. син…е.

Какие суффиксы «продала» белка?

Какое значение придали суффиксы словам?

Организует индивидуальную работу у доски.

2 девочки выбирают цветы на доске, составляют слова из корня и суффикса, записывая их в столбик

Остальные работают с интерактивной доской2 человека работают у доски, остальные эксперты.

Делают вывод, что белка продавала суффиксы-к-,-ичк-. Они придают словам уменьшительно-ласкательное значение.

Индивидуальная работа у доски

Практический метод.

Фронтальная работа

Интерактивный плакат

(Вставить подходящий суффикс)

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания

Познавательные:

Находить и выделять изучаемую орфограмму в слове.

Регулятивные:

-умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

V.Обобщение и систематизация знаний.

1)Подготовка учащихся к обобщённой деятельности

Слайд 5

А в лесу ещё живут незаметные жители, которые не относятся ни к животным, ни к растениям. Кто они?(грибы)

-Какой гриб живёт под берёзой? (подберёзовик)

-А под осиной? (подосиновик)

Разберите их по составу. Работаем в парах (по одному слову).Обменяемся тетрадями, проверим по слайду и оценим работу соседа.

Организует подводящий диалог, стимулирует учащихся к выполнению задания

Выполняют разбор по составу, передают тетрадь соседу, проверяют по слайду и оценивают

Фронтальная работа.

Работа в парах.

Регулятивные:

-оценивать(сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности с целью обнаружения отличий от эталона.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные:

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы.

Коммуникативные:

-умение работать в паре

2) Составление кластера

У вас на столе лежат карточки. У каждой группы своя часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Выберите те карточки, которые относятся к ващей части слова и разместите их на кластере на доске. Защитите свою работу.

Организует работу в группах, назначает экспертов.

Из предложенных карточек выбирают верные ответы и размещают их на доске.

Защищают свою работу. Эксперты оценяют: верно, неверно.

Технология ТРИЗ

Работа в группах.

Познавательные:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы;

- на основе анализа объектов строить выводы.

Коммуникативные:

-умение работать в группе, слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Личностные:

-высказывать предложения, несогласие в социально приемлемой форме.

Регулятивные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

3)Тестирование

Работа с ноутбуками

Тест «Состав слова» 

(приложение 1)

Слайд 6

Оцените свои знания по образцу на слайде. Запишите в тетради слово: тест, на полях поставьте себе оценку:

7 верных ответов-«5»

6верных ответов-«4»

5,4 верных ответа-«3»

3 и менее- «2»

Инструктирует, организует работу в парах, результат работы предлагает оценить по слайду

Выполняют тест, производят предварительную оценку работы по слайду. Ставят оценку на полях в тетради.

Работа в парах.

Личностно-ориентированная технология

ИКТ-технологии

ЭОР (Тест)

Регулятивные:

-оценивать(сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:

-умение работать в парах, делегировать полномочия, распределять роли.

Личностные:

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

-готовность к сотрудничеству и дружбе.

V.Заключительный этап и рефлексия. КОД(контрольно-оценочная деятельность)

-Какие цели мы ставили в начале урока? Выполнили мы их?

Как вы поступите с информацией, которую получили на уроке?

Слайд 7

-Знания мне не пригодятся. Выброшу их в контейнер при выходе из леса.

Не всё понятно. Надо бы ещё поработать(сачок)

Всё понятно. Мы уходим с полной корзиной знаний.

Подводит итог и обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроке.

Голосуют карточками 3-х цветов, получают позитивный настрой от урока.

Регулятивные:

-оценка-осознание качества и уровня усвоения и владения теми или иными учебными действиями.

Личностные:

-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.

VI.Этап разъяснения домашнего задания.

Слайд 8

С 74, упр 91,92-по выбору.

Откройте учебник. Выберите домашнее задание.

Даёт настрой на адекватный выбор задания по своим возможностям. Проводит разбор домашнего задания, даёт пояснения у упражнению

Записывают задание на дом, задают вопросы

Технология уровневой дифференциации

Коммуникативые:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»

Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Обобщение знаний о глаголе" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. повторить материал по теме «Времена глаголов»;2. обобщи...