Конспект урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imena_sobstvennye_i_naritsatelnye.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «б»

Тема: «Имена существительные: собственные и нарицательные»

Цели деятельности учителя:

- формировать представления об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии;

- воспроизводить в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных   имён существительных.

предметные:

- научатся различать собственные и нарицательные имена существительные;  

- научатся правописанию слов, относящихся к данным группам.

личностные: 

- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать успешность при изучении темы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл, 2 часть, УМК «Школа России» автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, презентация.

Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и настроились на урок.

Приветствовать

Настраиваться на урок;

Л:формировать положительное отношение к уроку;

2.

Постановка учебных задач и её решение

Практич.:

словарня работа;

Словесн.: ответы на вопросы;

Формулирование темы и цели урока;

7

3

Словарная работа.

- Записываем слова в строчку через запятую, первое слово с красной строки с заглавной буквы.        

Береза, песок, костёр, газета, трамвай, билет, ветер, вагон, топор, горячий.

- М., прочитай записанные слова по слогам, остальные внимательно слушаем и проверяем.

- Поднимите руку те, у кого также.

-Молодцы!

        

- Посмотрите на слайд. Дополните пропущенные слова.

Париж – Франция,

Москва – (Россия)…

дом – (квартира)

- Назовите лишние слова. (дом, квартира)

- Почему вы так считаете? (имена нарицательные, остальные собственные)

Итак, как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?  («Имена существительные: собственные и нарицательные») 

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке? (различать собственные и нарицательные имена существительные, правильно их писать)

Записывать слова

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Практич.:

формул. правила;

Практич.:

Распределение слов по группам;

Практич.:

распределение слов по группам;

Практич.: проверка

5

Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте на слайде слова: Аня, Петя, Саша.

- Почему данные слова написаны с заглавной буквы? (имена людей)

- Верно, имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать.

- Прочитайте следующие слова на слайде: стол, потолок, диван.

- Почему данные слова написаны с маленькой буквы? (они называют любой предмет, не дают ему имени)

- Какой вывод можем сделать? (имена собственные называют имена и фамилии людей,  клички животных пишутся с заглавной буквы, а нариц. называют оставшиеся существ., пишутся со строчной буквы.)

- Верно, прочитайте в рубрике «Тайны русского языка» подробнее об этих словах.

Учебник, с.54-55 – чтение правила.

- Повторим еще раз, что называют имена собственные? Приведите примеры. Как они пишутся? (называют имена и фамилии людей,  клички животных, названия городов, рек и т.д. пишутся с заглавной буквы.)

- Что называют имена нарицательные? Приведите примеры. Как они пишутся? (называют все остальные существ., пишутся со строчной буквы.)

Анализировать;

Отвечать на вопросы;

Приводить примеры;

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

Дин.пауза

2

- Я буду называть слова, если это им. собственное - руки вверх. Нарицательное - присесть.

Анжелика, девочка, кукла, Прохоровка, Волга, море, Марс, книга.

Выполнять физ.упр.

Практический:

списывание с грамм.заданием;

Практич.: морф.разбор

Практич.: 

работа в парах;

запись имен собств.

3

3

2

6

4

Изучение нового материала.

- А сейчас мы понаблюдаем, изменяются ли по числам нарицательные и собственные имена существительные. Давайте проверим сначала нарицательные имена сущ - е.

Попробуйте изменить по числам след. слова: стол, собака, девочка. (Столы, собаки, девочки.)

- Какой вывод мы можем сделать? (нарицательные имена сущ-е – изменяются.)

- А теперь попробуйте изменить имена собственные. (Москва, Россия, Рязань.)

- Сделайте вывод по этому заданию. (имена собственные по числам не изменяются.) 

Слова «омонимы»

- Рассмотрите пары слов.

  Дружок- дружок             Серёжка- серёжка                   Роза-роза

- Почему одинаковые слова записаны по-разному? (в одном случае это им. собств., в другом – им.нариц.)

- С данными словами придумайте и запишите сочетания слов или предложение.

(Собачка по кличке Дружок. Серёжка – мой лучший друг. Мне подарили розы.)

Рубрика «Это интересно»

- Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет.

Пломбир – от названия французского города Пломбьер.

Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира.

Геркулес (силач) от имени героя.

Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись.

Петр (греч)–камень.

Софья (греч)–мудрость.

Марина (лат) – морская.

Упр 9, стр.54.

- Прочитайте задание. Выпишите сначала имена собственные, затем остальные слова.

(1)Гнедко, Иванов, Москва, Григорий, Петровка, Пушок, Кузьмич, Эльбрус, Бурёнка, Байка; конь, 2) озеро, товарищ, столица, сын, улица, кот, сторож, хохлатка, курица, гора, корова.)

- М., прочитай имена собственные, которые ты выписал.

-Поднимите руку те, кто согласен.

- Скажите еще раз, как называются слова, которые не являются именами собственными? (имена нариц.)

- Н., прочитай имена нарицательные.

-Поднимите руку те, у кого не так.

Упр. 12, стр.55.

- Из данной цепочки букв составьте сначала имена собственные, затем имена нарицательные.

- М., прочитай, пожалуйста, слова, которые ты выписал в первую группу.

 (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля и т.д.)

- Поднимите руку, у кого есть дополнения.

- К., прочитай слова из второй группы. (овал, вал, гол и т.д.)

- Молодцы, вы отлично справились с заданием!

Изменять имена собств. и нар. по числам;

Делать выводы;

       

   

Анализировать упражнение;

Записывать словосочетания и предложения;

Слушать учителя;

Выполнять письменное задание к упражнению;

Выполнять проверку упр;

Составлять слова;

П: поиск и выделение необходимой информации;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

4

Домашнее задание: страница 57, упражнение 15. Правило на стр. 54.

Выставление оценок.

- Итак, что мы сегодня узнали и повторили о написании собственных и нарицательных имён существительных?

(им.собств. пишутся с заглав. буквы, остальные со строчной)

- Какие существительные относятся к собственным именам существительным, а какие к нарицательным? (к именам собственным - имена и фамилии людей,  клички животных, названия городов, рек и т.д., остальные к нариц.)

- Продолжите фразы:

« Я узнал…»

«В ходе урока удалось научиться…»

«Порадовался тому, что…»

 «Расскажу дома о…»

- На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

Записывать домашнее задание;

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:•  формировать...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"

На уроке дети учатся различать имена существительные собственные и нарицательные....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"

Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...