Конспект урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 3 «б»
Тема: «Имена существительные: собственные и нарицательные»
Цели деятельности учителя:
- формировать представления об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии;
- воспроизводить в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных.
предметные:
- научатся различать собственные и нарицательные имена существительные;
- научатся правописанию слов, относящихся к данным группам.
личностные:
- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать успешность при изучении темы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл, 2 часть, УМК «Школа России» автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, презентация.
№ | Этап, методы и приёмы | Хро-номе-траж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Организационный Мотивационный Словесн.: слово учителя | 1 | - Здравствуйте, ребята! Вот звенит для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, потянулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели и настроились на урок. | Приветствовать Настраиваться на урок; | Л:формировать положительное отношение к уроку; |
2. | Постановка учебных задач и её решение Практич.: словарня работа; Словесн.: ответы на вопросы; Формулирование темы и цели урока; | 7 3 | Словарная работа. - Записываем слова в строчку через запятую, первое слово с красной строки с заглавной буквы. Береза, песок, костёр, газета, трамвай, билет, ветер, вагон, топор, горячий. - М., прочитай записанные слова по слогам, остальные внимательно слушаем и проверяем. - Поднимите руку те, у кого также. -Молодцы!
- Посмотрите на слайд. Дополните пропущенные слова. Париж – Франция, Москва – (Россия)… дом – (квартира) - Назовите лишние слова. (дом, квартира) - Почему вы так считаете? (имена нарицательные, остальные собственные) - Итак, как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? («Имена существительные: собственные и нарицательные») - Как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке? (различать собственные и нарицательные имена существительные, правильно их писать) | Записывать слова Отвечать на вопросы; Определять тему урока; Ставить цели урока; | П: поиск и выделение необходимой информации; Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; |
3. | Решение частных задач Практич.: формул. правила; Практич.: Распределение слов по группам; Практич.: распределение слов по группам; Практич.: проверка | 5 | Актуализация опорных знаний. - Прочитайте на слайде слова: Аня, Петя, Саша. - Почему данные слова написаны с заглавной буквы? (имена людей) - Верно, имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. - Прочитайте следующие слова на слайде: стол, потолок, диван. - Почему данные слова написаны с маленькой буквы? (они называют любой предмет, не дают ему имени) - Какой вывод можем сделать? (имена собственные называют имена и фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы, а нариц. называют оставшиеся существ., пишутся со строчной буквы.) - Верно, прочитайте в рубрике «Тайны русского языка» подробнее об этих словах. Учебник, с.54-55 – чтение правила. - Повторим еще раз, что называют имена собственные? Приведите примеры. Как они пишутся? (называют имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек и т.д. пишутся с заглавной буквы.) - Что называют имена нарицательные? Приведите примеры. Как они пишутся? (называют все остальные существ., пишутся со строчной буквы.) | Анализировать; Отвечать на вопросы; Приводить примеры; | К: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание; |
Дин.пауза | 2 | - Я буду называть слова, если это им. собственное - руки вверх. Нарицательное - присесть. Анжелика, девочка, кукла, Прохоровка, Волга, море, Марс, книга. | Выполнять физ.упр. | ||
Практический: списывание с грамм.заданием; Практич.: морф.разбор Практич.: работа в парах; запись имен собств. | 3 3 2 6 4 | Изучение нового материала. - А сейчас мы понаблюдаем, изменяются ли по числам нарицательные и собственные имена существительные. Давайте проверим сначала нарицательные имена сущ - е. Попробуйте изменить по числам след. слова: стол, собака, девочка. (Столы, собаки, девочки.) - Какой вывод мы можем сделать? (нарицательные имена сущ-е – изменяются.) - А теперь попробуйте изменить имена собственные. (Москва, Россия, Рязань.) - Сделайте вывод по этому заданию. (имена собственные по числам не изменяются.) Слова «омонимы» - Рассмотрите пары слов. Дружок- дружок Серёжка- серёжка Роза-роза - Почему одинаковые слова записаны по-разному? (в одном случае это им. собств., в другом – им.нариц.) - С данными словами придумайте и запишите сочетания слов или предложение. (Собачка по кличке Дружок. Серёжка – мой лучший друг. Мне подарили розы.) Рубрика «Это интересно» - Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет. Пломбир – от названия французского города Пломбьер. Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира. Геркулес (силач) от имени героя. Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись. Петр (греч)–камень. Софья (греч)–мудрость. Марина (лат) – морская. Упр 9, стр.54. - Прочитайте задание. Выпишите сначала имена собственные, затем остальные слова. (1)Гнедко, Иванов, Москва, Григорий, Петровка, Пушок, Кузьмич, Эльбрус, Бурёнка, Байка; конь, 2) озеро, товарищ, столица, сын, улица, кот, сторож, хохлатка, курица, гора, корова.) - М., прочитай имена собственные, которые ты выписал. -Поднимите руку те, кто согласен. - Скажите еще раз, как называются слова, которые не являются именами собственными? (имена нариц.) - Н., прочитай имена нарицательные. -Поднимите руку те, у кого не так. Упр. 12, стр.55. - Из данной цепочки букв составьте сначала имена собственные, затем имена нарицательные. - М., прочитай, пожалуйста, слова, которые ты выписал в первую группу. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля и т.д.) - Поднимите руку, у кого есть дополнения. - К., прочитай слова из второй группы. (овал, вал, гол и т.д.) - Молодцы, вы отлично справились с заданием! | Изменять имена собств. и нар. по числам; Делать выводы;
Анализировать упражнение; Записывать словосочетания и предложения; Слушать учителя; Выполнять письменное задание к упражнению; Выполнять проверку упр; Составлять слова; | П: поиск и выделение необходимой информации; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя П: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание; П: поиск и выделение необходимой информации; | |
4. | Итог урока. Рефлексия. Словесн.: ответы на вопросы; | 4 | Домашнее задание: страница 57, упражнение 15. Правило на стр. 54. Выставление оценок. - Итак, что мы сегодня узнали и повторили о написании собственных и нарицательных имён существительных? (им.собств. пишутся с заглав. буквы, остальные со строчной) - Какие существительные относятся к собственным именам существительным, а какие к нарицательным? (к именам собственным - имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек и т.д., остальные к нариц.) - Продолжите фразы: « Я узнал…» «В ходе урока удалось научиться…» «Порадовался тому, что…» «Расскажу дома о…» - На этом наше занятие подошло к концу. До свидания! | Записывать домашнее задание; Отвечать на вопросы; Подводить итог урока; | Р: осуществлять итоговый контроль Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:• формировать умение писать с заглавно...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:• формировать...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"
На уроке дети учатся различать имена существительные собственные и нарицательные....
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс (Школа России)...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"
Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...
Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном.Планируемые результаты:Предметные:- знать: что такое имя прилагательное, его признаки, на какие вопросы отвечает;- уметь: находит...