Конспект урока "Правописание ъ в словах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
--------------------------------------------------------------------------------------------
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_onz_1.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: Беляева Е.В.МБОУ СОШ №14 «Зелёный шум» г. Волжский Волгоградская обл.
Класс: 3
Тема: « Правописание Ъ в словах» .
Тип урока. ОНЗ.
Цели:
1.Образовательная: вывести правило правописания Ъ в словах.
2. Развивающая: развивать воображение учащихся, орфографическую зоркость, зрительное и слуховое восприятие, навыки самоконтроля, работать над пониманием текста.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к школьному предмету «Русский язык».
Оборудование для учителя:
Учись учиться, чтоб собой гордиться. |
1. карточка с текстом поговорки
2. конверт со стихотворением
3. Карточки со словами.
Оборудование для учащихся: маршрут открытия, набор моделей, эталон для проговаривания, карточка с дом.заданием, карточка и шкала личных достижений.
Полноправными участниками учебного процесса на уроке являются учитель, учебник и ученики.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | ||
1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») 2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок (могу») 3)Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») | На доске поговорка: Учись учиться, чтобы собой гордиться. - Прочитайте поговорку. - Как вы понимаете её смысл? ( Учиться трудно. Но надо преодолевать эти трудности. Человек, который много знает, интересен другим, может выполнить хорошо работу, добиться в жизни многого, им будут гордиться другие и он сам.) - Чтобы добиться успеха в учёбе, какие шаги должен сделать каждый ученик на пути к открытию нового знания? Как он делает эти шаги? (Самостоятельно). - Чтобы узнать, что вы не знаете, что надо сначала сделать? (Надо повторить, что мы уже знаем.) - А где эти знания могут вам помочь? (При открытии новых знаний.) - Желаю вам успеха! | Слайд 1 |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3.Выявление места и причины затруднения
1)Организовать восстановление выполненных операций 2)Организовать фиксацию места (шага, операции),где возникло затруднение 3)Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.) 4)На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще | -В каком месте возникло затруднение? (Какую букву писать после С) -Почему оно возникло? (Мы не знаем правило написания Ъ в словах.) -Верно. Вы не знаете правила (эталона) для записи слов с Ъ. |
4.Построение проекта выхода из затруднения
Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1)Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения) 2)Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока 3)Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) 4)Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели | -Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (1.Узнать правило написания Ъ в словах. 2.Научиться правильно писать слова с Ъ) -Сформулируйте тему урока. Учитель записывает на доске: «Правописание Ъ в словах» -Как вы будете открывать новое правило? (Сами.) -Я вам, ребята, предлагаю работу в группах по плану. Слайд 4 1.Провести анализ предложенных слов и разбить их на две группы. 2.Сравнить между собой группы слов, выполняя разбор по составу. 3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока. 4.Сформулировать правило (эталон) о правописании ъ в словах. |
5.Реализация построенного проекта
1)Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом 2)Организовать фиксацию нового способа действия в речи 3)Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона) 4)Организовать фиксацию преодоления затруднения 5)Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа) | Ребята работают в группах. Карточка 1.Прочитайте. Выезд, съезд, въезд, наезд, подъезд, разъезд, поезд, переезд. 2.Разделите слова на две группы, записывая их в два столбика. 3. Разберите все слова по составу. 4. Ответьте на три вопроса: -На какую букву оканчиваются приставки в словах каждого столбика? -С какой буквы начинается корень каждого слова? -В какой ситуации в слове употребляется Ъ? 5.Сформулируйте вывод, заполняя пропуски: а) Ъ показывает,что согласный звук и следующий за ним звук произносятся_____________________ (раздельно или слитно) б) Ъ знак пишется после__________________,которые оканчиваются на _____________________ перед гласной__________ . Учитель. -Как называются слова, данные для разбора по составу? (Однокоренные, родственные) Докажите. (Слова близкие (по смыслу, одинаковый корень –езд.) -Какие группы слов у вас получились?(С ъ, без ъ; с приставкой ,которая оканчивается на гласную, с приставкой, которая оканчивается на согласную) -Прочитайте первую часть вывода. -Прочитайте вторую часть вывода. -Ребята, так какой Ъ? (Разделительный) -Когда пишется разделительный Ъ в словах? -Ребята, вы получили(открыли) новое правило. А как проверить своё открытие? (Посмотреть в учебнике) -Откройте в учебнике стр. 57 Проверьте, читая про себя правило в рамочке. -Прочитаем вслух хором. Какое дополнение нам нужно внести? (Пишется перед Е, Ё, Ю,Я) -Какая цель была перед нами ? (Получить правило написания Ъ в словах) -Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.) -Что можете теперь делать? (Писать слова с Ъ по правилу(эталону). - А для чего нам нужно это правило? (Чтобы писать правильно слова с Ъ) -Так какой следующий важный шаг(этап) на уроке? (Учиться, применяя правило, писать слова с Ъ) |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса с их проговариванием во внешней речи: -в парах | Слайд 5 -Спишите, объясняя на месте пропуска постановку ъ. об..явление с..едобный с..ёжился (Работая в парах ученики комментируют постановку в слове Ъ) -Ребята, так почему на месте пропуска стоит Ъ? (Стоит на месте раздельного произношения согласного и гласного звуков .Пишется после приставок, оканчивающихся на согласную: об-,с-,раз- перед гласными я,е,ё.) -Чем является ъ? (Орфограммой) -По какому правилу пишется данная орфограмма? (Звучит правило) |
7.Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.
1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом). 3)Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. * В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом. | -Сейчас каждый попытается сам выполнить задание по эталону для самопроверки: - Спишите слова, вставляя орфограмму: Раз…яснил, с…ехал, под…ём. -Кто ошибся? Поднимите руку. -Какие слова у вас вызвали затруднение? -Каким правилом вы должны были воспользоваться? (О разделительном Ъ) -А что необходимо определить в слове, чтобы написать Ъ? (Приставку с согласной на конце) -Какой вывод сделаете для себя, те ребята, которые ошиблись? (Нужно ещё тренироваться) -У кого задание выполнено без ошибок? -Какой вывод вы сделаете для себя? (Я понял правило.) |
8.Включение в систему знаний и повторение.
1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия 2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | - Я сейчас вам предложу для выполнения такое задание. 1 вариант - Составьте и запишите предложение, используя слова: Школа и объявление. 2 вариант - Составьте и запишите предложение, используя слова: Коля и съел. - Какое правило вам помогло в написании этих слов в предложениях? |
9.Рефлексия учебной деятельности.
1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2)Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3)Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4)Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5)Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | - Какую цель перед собой ставили?(Открыть правило написания Ъ в словах) -Удалось ли достичь поставленной цели? (Да. Мы открыли правило написания ъ. Учились писать слова с Ъ) -Соотнесите свою оценку с нужной картинкой. - Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Для выполнения домашнего задания возьми карточку, номер которой соответствует номеру картинки. Слайд 6 Картинки:
- Молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебные слова" конспект занятия кружка "Русское слово"
Данный конспект может быть использован как занятие кружка "Русское слово" и как самостоятельный классный час в начальной школе...
Конспект урока "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки" (2ч) 2 класс
2 класс. пнш...
Конспект урока "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы" 2 класс
2 класс. пнш...
Конспект урока "Способы проверки слов с непроизносимым согласным в корне слова" (3 класс)
Русский язык...
Конспект урока по теме "Слова-названия предметов, слова-названия действий"
Разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока : " Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".3 класс.
Тип урока: Открытие новых знанийКласс: 3 ...
Конспект урока чтение «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне» (УМК Школа России 3 класс)
ЦельСпособствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звукТип урокаРешение частных учебных задачПланируемыерезультаты(предметные)Участвуют в устном общении на уро...