Конспект урока "Правописание ъ в словах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

--------------------------------------------------------------------------------------------

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_onz_1.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Беляева Е.В.МБОУ СОШ №14 «Зелёный шум» г. Волжский  Волгоградская обл.

Класс: 3

Тема: « Правописание Ъ в словах» .

Тип урока. ОНЗ.

Цели:

1.Образовательная: вывести правило правописания Ъ в словах.

2. Развивающая: развивать воображение учащихся, орфографическую зоркость, зрительное и слуховое восприятие, навыки самоконтроля, работать над пониманием текста.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к школьному предмету «Русский язык».

Оборудование для учителя: 

Учись учиться, чтоб собой гордиться.

 1. карточка с текстом  поговорки

 2. конверт со стихотворением

3. Карточки со словами.

Оборудование для учащихся: маршрут открытия, набор моделей, эталон для проговаривания, карточка с дом.заданием, карточка и шкала личных достижений.

Полноправными участниками учебного процесса на уроке являются учитель, учебник и ученики.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок (могу»)

3)Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

На доске поговорка:

Учись учиться, чтобы собой гордиться.

- Прочитайте поговорку.

- Как вы понимаете её смысл?

( Учиться трудно. Но надо преодолевать эти трудности. Человек, который много знает, интересен другим, может выполнить хорошо работу, добиться в жизни многого, им будут гордиться другие и он сам.)

- Чтобы добиться успеха в учёбе, какие шаги должен сделать каждый ученик на пути к открытию нового знания? Как он делает эти шаги? (Самостоятельно).

- Чтобы узнать, что вы не знаете, что надо сначала сделать? (Надо повторить, что мы уже знаем.)

- А где эти знания могут вам помочь? (При открытии новых знаний.)

- Желаю вам успеха!

Слайд 1

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2)Зафиксировать актуализированные способы действия в речи.

3)Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны)

4)Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5)Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6)Мотивировать к пробному действию (надо-могу-хочу)

7)Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8)Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

   Слайд 2 ( Ъ и Ь знаки)

 -Сегодня к нам на урок русского языка пришли в гости два брата. Кто они?(Ь и Ъ )

- Верно. Буквы мягкий знак  и твёрдый знак.

- Что вы знаете о них? (Ь и Ъ знаки не обозначают звуков.)

-Где живут (употребляются) эти буквы? (В словах)

-С каким из знаков у вас ранее состоялась встреча на уроках русского языка, и вы знаете правила, по которым  он употребляется, пишется в словах? (Мы встречались с Ь)

- А что вы знаете о Ъ? А хотели бы узнать, что это за загадочная буква?

-Вы ,наверное, догадались. Какой урок у нас сегодня?(Урок открытия новых знаний.)

А как вы будете получать новое знание? (Я выясню, что я не знаю, и сам найду способ.)

-Ребята, с чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

- Перед вами карточки со стихотворением. Прочитайте его.

Что сказать про жизнь мою?

П…ю, пою, клюю и сплю.

Гнёзд не в…ю и слёз не л…ю.

- Подумайте, какая буква пропущена в словах? (буква Ь)

-Какую роль мягкий знак выполняет в данном случае? (Он разделяет написание буквы, обозначающие согласные и гласные звуки).

- Выберите эталон.

-Когда пишется разделительный мягкий знак?( «Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными е,ё,и,ю,я»)

-Найдите слова, в которых букв меньше, чем звуков? (Мою,пою,клюю)

-В каких ещё словах буква ю обозначает два звука?(Лью,пью,вью)

-Какие ещё вы знаете «хитрые» йотированные буквы? (Я,ё,е)

-Когда эти буквы обозначают два звука?

е – [й’э]

  • В начале слова
  • После гласных
  • После     ь

ё – [й’о]

ю – [й’у]

я – [й’а]

-Итак, какое правило мы повторили мы повторили? (Правописание разделительного Ь в словах, о йотированных гласных)

- А теперь послушайте стихотворение:

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника.

Сел он башню, сел он дом,

Сел он мельницу…

А потом и говорит:

-У меня болит живот!

- Вы ничего странного не заметили?

(Вы неправильно сказали. Надо – «скушал», а не «сел».Скушал, т.е. - съел.

Пробное действие

-Запишите слово «съел» (Дети записывают на планшетах)

-Проверьте себя.

Слайд 3

съел

-Поднимите руку. Кто не смог выполнить?

-Что ты не смог сделать? (Записать слово съел)

- Поднимите руку. Кто допустил ошибку? Почему?

(Я не знаю правило написания Ъ)

- Кто написал правильно слово? Вы можете обосновать, Почему вы так написали?

(Нет. Я не знаю правила написания Ъ в слове)

3.Выявление места и причины затруднения

1)Организовать восстановление выполненных операций

2)Организовать фиксацию места (шага, операции),где возникло затруднение

3)Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)

4)На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач  такого класса или типа вообще

-В каком месте возникло затруднение?

(Какую букву писать после С)

-Почему оно возникло? (Мы не знаем правило написания Ъ в словах.)

-Верно. Вы не знаете правила (эталона) для записи слов с Ъ.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1)Учащиеся ставят цель проекта

(целью всегда является устранение причины возникшего затруднения)

2)Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока

3)Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)

4)Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (1.Узнать  правило написания Ъ  в словах.

2.Научиться правильно писать слова с Ъ)

-Сформулируйте тему урока. Учитель записывает на доске: «Правописание Ъ в словах»

-Как вы будете открывать новое правило? (Сами.)

-Я вам, ребята, предлагаю работу в группах по плану.

Слайд 4

1.Провести анализ предложенных слов и разбить их на две группы.

2.Сравнить между собой группы слов, выполняя разбор по составу.

3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

4.Сформулировать правило (эталон) о правописании ъ в словах.

5.Реализация построенного проекта

1)Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом

2)Организовать фиксацию нового способа действия в речи

3)Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона)

4)Организовать фиксацию преодоления затруднения

5)Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

Ребята работают в группах.

Карточка

1.Прочитайте.

Выезд, съезд, въезд, наезд, подъезд, разъезд, поезд, переезд.

2.Разделите слова на две группы, записывая их в два столбика.

3. Разберите все  слова по составу.

4. Ответьте на три вопроса:

-На какую букву оканчиваются приставки в словах каждого столбика?

-С какой буквы начинается корень каждого слова?

-В какой ситуации в слове употребляется Ъ?

5.Сформулируйте  вывод, заполняя пропуски:

а) Ъ показывает,что согласный звук и следующий за ним звук произносятся_____________________

                                                              (раздельно или слитно)

б) Ъ знак пишется после__________________,которые оканчиваются на _____________________ перед гласной__________ .

Учитель.

-Как называются слова, данные для разбора по составу? (Однокоренные, родственные)

Докажите. (Слова близкие (по смыслу, одинаковый корень –езд.)

-Какие группы слов у вас получились?(С ъ, без ъ; с приставкой ,которая оканчивается на гласную, с приставкой, которая оканчивается на согласную)

-Прочитайте первую часть вывода.

-Прочитайте вторую часть вывода.

-Ребята, так какой Ъ? (Разделительный)

-Когда пишется разделительный Ъ  в словах?

-Ребята, вы получили(открыли) новое правило. А как проверить своё открытие? (Посмотреть в учебнике)

-Откройте в учебнике стр. 57

Проверьте, читая про себя  правило в рамочке.

-Прочитаем вслух хором. Какое дополнение нам нужно внести? (Пишется  перед Е, Ё, Ю,Я)

-Какая цель была перед нами ? (Получить правило написания Ъ в словах)

-Смогли  вы преодолеть затруднение? (Да.)

-Что можете теперь делать? (Писать слова с Ъ  по правилу(эталону).

- А для чего нам нужно это правило? (Чтобы писать правильно слова с Ъ)

-Так какой следующий важный шаг(этап) на уроке? (Учиться, применяя правило, писать слова с Ъ)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса с их проговариванием во внешней речи:

-в  парах

Слайд 5

-Спишите, объясняя на месте пропуска постановку ъ.

об..явление

 с..едобный

 с..ёжился

(Работая в парах  ученики комментируют постановку в слове Ъ)

-Ребята, так почему на месте пропуска стоит Ъ?

(Стоит на месте раздельного произношения согласного и гласного звуков .Пишется после приставок, оканчивающихся на согласную: об-,с-,раз- перед гласными я,е,ё.)

-Чем является ъ? (Орфограммой)

-По какому правилу пишется данная орфограмма? (Звучит правило)

7.Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3)Организовать  сопоставление работы с эталоном для самопроверки

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.

-Сейчас каждый попытается сам выполнить задание по эталону для самопроверки:

- Спишите слова, вставляя орфограмму:

  Раз…яснил, с…ехал, под…ём.

-Кто ошибся? Поднимите руку.

-Какие слова у вас вызвали затруднение?

-Каким правилом вы должны были воспользоваться?

(О разделительном Ъ)

-А что необходимо определить в слове, чтобы написать Ъ? (Приставку с согласной на конце)  

-Какой вывод сделаете для себя, те ребята, которые ошиблись? (Нужно ещё тренироваться)

-У кого задание выполнено без ошибок?

-Какой вывод вы сделаете для себя?

 (Я понял правило.)

8.Включение в систему знаний и повторение.

1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

- Я сейчас вам предложу для выполнения такое задание.

1 вариант

- Составьте и запишите предложение, используя слова: Школа и объявление.

2 вариант

- Составьте и запишите предложение, используя слова: Коля  и съел.

- Какое правило вам помогло в написании этих слов в предложениях?

9.Рефлексия учебной деятельности.

1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2)Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3)Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4)Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5)Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

- Какую цель перед собой ставили?(Открыть правило написания Ъ в словах)

-Удалось ли достичь поставленной цели?  (Да. Мы открыли правило написания ъ. Учились писать слова с Ъ)

-Соотнесите свою оценку с нужной картинкой.

- Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Для выполнения домашнего задания возьми карточку, номер которой соответствует номеру картинки.

Слайд 6

Картинки:

  1. Я понял правило написания  Ъ в словах, но у меня есть сомнение.
  2. Я понял правило написания Ъ в словах и могу работать по эталону.
  3. Я понял правило написания Ъ в словах и могу объяснить другим.

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебные слова" конспект занятия кружка "Русское слово"

Данный конспект может быть использован как занятие кружка "Русское слово"  и как самостоятельный классный час в начальной школе...

Конспект урока по теме "Слова-названия предметов, слова-названия действий"

Разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока чтение «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне» (УМК Школа России 3 класс)

ЦельСпособствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звукТип урокаРешение частных учебных задачПланируемыерезультаты(предметные)Участвуют в устном общении на уро...