"Волшебные слова" конспект занятия кружка "Русское слово"
план-конспект урока (2 класс) по теме
Данный конспект может быть использован как занятие кружка "Русское слово" и как самостоятельный классный час в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._volshebnye_slova.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1. «Волшебные слова»
Задачи: создание условий для формирования этических понятий «здравствуйте», «благодарю», «извините», «желаю счастья», «пожалуйста»;
Воспитание добрых чувств: благодарности, прощения, мотивации к позитивному общению в коллективе, в семье;
Развитие речи, эмоций детей.
Оборудование: куклы кукольного театра, слайды, рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», мягкая игрушка –солнышко, медальки-солнышки из картона.
Ширма. Буратино и Мальвина. Мальвина, я пришёл к тебе учиться! Быстренько научи меня читать, и я побегу! Меня друзья ждут играть в футбол.
Мальвина. Здравствуй, Буратино! Я вижу, тебя сначала надо научить волшебные слова говорить, а потом уж учить читать и писать!
Буратино. Волшебные? Вот здорово! Абракадабра- и все желания исполнятся! Научи скорее! Только я не люблю один учиться. Хочу с ребятами учиться!
Мальвина. Хорошо. Вот и ребята. Только сначала давай-ка поздороваемся с ребятами!
Буратино. Вот еще, время тратить! Какая разница, здороваться или нет? Надо дело делать , а не болтать попусту!
Мальвина. Ты не прав! Здороваются все люди на планете Земля! А почему, ты вместе с ребятами сегодня узнаешь!
Буратино. Ладно, ладно, я согласен. Давай поздороваемся:
Здравствуйте, ребята!
Учитель. Здравствуйте, Мальвина и Буратино! А мы как раз сегодня собрались с ребятами, чтобы все про волшебные слова узнать. Присоединяйтесь к нам!
У детской писательницы Валентины Осеевой есть рассказ, который так и называется «Волшебное слово». Кто-нибудь читал его? Давайте прочитаем! (читаем рассказ)
-Какое волшебное слово сказал мальчику старичок?
-А почему оно оказалось волшебным? (исполняет желания)
-Хотите узнать, как происходит волшебство?
-Давайте заглянем внутрь этого слова. Подберите однокоренные слова к слову «пожалуйста», выделите корень. («жал»). Так о чем же просит человек, говоря это слово? ( Пожалейте меня, исполните мою просьбу!)
И если у человека есть в душе свой сад, а в нем деревце под названием «жалость», то он исполнит просьбу.
Мальвина. Я даже игру такую знаю «Пожалуйста». Давайте поиграем!
Правила: выполнять упражнения за водящим только тогда, когда он говорит слово «пожалуйста». (Играем)
Буратино. Надоело мне играть! Давайте лучше загадки загадывать. Я первый!
-Встану я рано, бело да румяно, да как распушу золотые волосы, да как выйду по синему лужочку, - и человек, и зверь обрадуются. Что это? (Солнце).
Интересно, а солнце волшебное? Как вы думаете, ребята? А почему? (ответы детей)
Учитель. Да, действительно волшебное, ведь оно дарит свет и тепло, радует всех на земле.
В старину в дохристианской Руси люди поклонялись многим Богам. Это и Даждь-Бог, и Перун, и Велес, и Макошь, и Лада… А также и бог Солнышко. У него было много имен- Хорос, Ярило, Ра… (слайды) А какой цвет мы имеем в виду, когда говорим «золотой»? ( жёлтый, солнечный).
В русском языке существует чередование звуков и их выпадение: друг-друзья, город-град, вечор- вечер и др.
«Золотой- солотой» произошло чередование з-с.
А что может быть золотым? (украшения).
А иногда о человеке говорят «у него золотые руки» или « у него золотой характер». Как вы это понимаете? (ответы детей).
-Давайте образуем имена прилагательные от древних названий Солнца. Ра- радостный, красивый, Хорос-хороший, Ярило-яркий. И к слову «золотой» подберем синоним «солнечный». А еще есть радостный победоносный клич «Ура!». Образ какого слова есть в каждом из этих слов? (солнышка). Нарисуйте солнышко в каждом слове.
-А как вас мама называет ласково? (солнышко мое, золотко мое) Почему? (любит меня, я её радую)
-А вы можете назвать так же свою маму? Почему?
(Она как солнышко, дарит нам тепло и свет, дарит радость жизни).
Тренинг:
Буратино. А давайте наше волшебное солнышко изобразим все вместе как-нибудь? (дети встают в хоровод) Я понял, понял! Даже слово «хоровод» волшебное. Солнечное! В нём есть имя бога Хорса!
Учитель. Давайте подарим свет своей души друг другу. Как это сделать? ( Взглядом, улыбкой).
А как передать тепло своей души? (рукопожатием в хороводе)
А теперь давайте превратим все волшебные слова, какие вы знаете, в лучики солнца. (слайды)
Вы поняли, почему эти слова можно считать волшебными? (Они, как лучики солнца, греют нашу душу, радуют нас).
А еще эти слова волшебные, потому, что если вглядеться в их образ, можно понять их суть, их смысл.
Исследование.
А теперь попробуем сами расшифровать значение волшебных слов. Каждая группа вытягивает одно слово для рассмотрения («спасибо», «извините»; «здравствуйте», «желаю счастья», «благодарю»). (В это время звучит старинная волынка. (гусли). Выступления детей по расшифровке слова.)
-Вы хотите быть солнышком для окружающих? Для чего? А что для этого нужно? Посмотрим, умеете ли вы это делать? Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»:
-Кто в жару, в мороз, в ненастье говорит знакомым «Здрасте!»
-А кому все время лень сказать при встрече «Добрый день!»
-Кто из вас всегда стыдится, если надо, извиниться?
-Научился кто прощать? Взглядов злых не замечать?
Рефлексия. А сейчас снова встанем в круг и. передавая друг другу солнышко, пожелаем что-нибудь хорошее соседу справа, или просто скажем ему светлые, добрые слова. А я желаю всем счастья! (всем раздаются медальки-солнышки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебная страна- занятие творческого объединения "Весёлый карандаш"
Тема проведенного занятия «Волшебная страна». Цель урока:Цели:1. Создание образа феи или эльфа, сказочного, средневекового замка, способом рисования...
Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова
Грамматическая тема занятия: Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...
Презентация "Путешествие в волшебный мир звуков и слов"
В презентации собран игровой материал по всем разделам русского языка....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» 1 класс
Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...
Методическая разработка. Конспект занятия " Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова".
конспект занятия...
Конспект занятия «Корень слова.Однокоренные слова».
Учить определять корень слова, однокоренные слова.Задачи:Обучающие: 1. Уточнить имеющиеся представления детей о составе слова. 2. Учить определять корень слова. 3. Учить детей работать ...