"Волшебные слова" конспект занятия кружка "Русское слово"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Данный конспект может быть использован как занятие кружка "Русское слово"  и как самостоятельный классный час в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._volshebnye_slova.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятие 1. «Волшебные слова»

Задачи:  создание условий для формирования этических понятий «здравствуйте», «благодарю», «извините», «желаю счастья», «пожалуйста»;

Воспитание добрых чувств: благодарности, прощения, мотивации к позитивному общению в коллективе, в семье;

Развитие речи, эмоций детей.

Оборудование: куклы кукольного театра, слайды, рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», мягкая игрушка –солнышко, медальки-солнышки из картона.

Ширма. Буратино и Мальвина. Мальвина, я пришёл к тебе учиться! Быстренько научи меня читать, и я побегу! Меня друзья ждут играть в футбол.

Мальвина. Здравствуй, Буратино! Я вижу, тебя сначала надо научить волшебные слова говорить, а потом уж учить читать и писать!

Буратино. Волшебные? Вот здорово! Абракадабра- и все желания исполнятся! Научи скорее! Только я не люблю один учиться. Хочу с ребятами учиться!

Мальвина. Хорошо. Вот и ребята. Только сначала давай-ка поздороваемся с ребятами!

Буратино. Вот еще, время тратить! Какая разница, здороваться или нет? Надо дело делать , а не болтать попусту!

Мальвина. Ты не прав! Здороваются все люди на планете Земля! А почему, ты вместе с ребятами сегодня узнаешь!

Буратино. Ладно, ладно, я согласен. Давай поздороваемся:

Здравствуйте, ребята!

Учитель. Здравствуйте, Мальвина и Буратино! А мы как раз сегодня собрались с ребятами, чтобы все про волшебные слова узнать. Присоединяйтесь к нам!

У детской писательницы Валентины Осеевой есть рассказ, который так и называется «Волшебное слово». Кто-нибудь читал его? Давайте прочитаем! (читаем рассказ)

-Какое волшебное слово сказал мальчику старичок?

-А почему оно оказалось волшебным? (исполняет желания)

-Хотите узнать, как происходит волшебство?

-Давайте заглянем внутрь этого слова. Подберите однокоренные слова к слову «пожалуйста», выделите корень. («жал»). Так о чем же просит человек, говоря это слово? ( Пожалейте меня, исполните мою просьбу!)

И если у человека есть в душе свой сад, а в нем деревце под названием «жалость», то он исполнит просьбу.

Мальвина. Я даже игру такую знаю «Пожалуйста». Давайте поиграем!

Правила: выполнять упражнения за водящим только тогда, когда он говорит слово «пожалуйста». (Играем)

Буратино. Надоело мне играть! Давайте лучше загадки загадывать. Я первый!

-Встану я рано, бело да румяно, да как распушу золотые волосы, да как выйду по синему лужочку, - и человек, и зверь обрадуются. Что это? (Солнце).

Интересно, а солнце волшебное? Как вы думаете, ребята? А почему? (ответы детей)

Учитель. Да, действительно волшебное, ведь оно дарит свет и тепло, радует всех на земле.

В старину в дохристианской Руси люди поклонялись многим Богам. Это и Даждь-Бог, и Перун, и Велес, и Макошь, и Лада… А также и бог Солнышко. У него было много имен- Хорос, Ярило, Ра…  (слайды) А какой цвет мы имеем в виду, когда говорим «золотой»? ( жёлтый, солнечный).

В русском языке существует чередование звуков и их выпадение: друг-друзья, город-град, вечор- вечер и др.

«Золотой- солотой» произошло чередование з-с.

А что может быть золотым? (украшения).

А иногда о человеке говорят «у него золотые руки» или « у него золотой характер». Как вы это понимаете? (ответы детей).

-Давайте образуем имена прилагательные от древних названий Солнца. Ра- радостный, красивый, Хорос-хороший, Ярило-яркий. И к слову «золотой» подберем синоним «солнечный». А еще есть радостный победоносный клич «Ура!». Образ какого слова есть в каждом из этих слов? (солнышка). Нарисуйте солнышко в каждом слове.

-А как вас мама называет ласково? (солнышко мое, золотко мое) Почему? (любит меня, я её радую)

-А вы можете назвать так же свою маму? Почему?

(Она как солнышко, дарит нам тепло и свет, дарит радость жизни).  

Тренинг:

Буратино. А давайте наше волшебное солнышко изобразим все вместе как-нибудь? (дети встают в хоровод) Я понял, понял! Даже слово «хоровод» волшебное. Солнечное! В нём есть имя бога Хорса!

Учитель. Давайте подарим свет своей души друг другу. Как это сделать? ( Взглядом, улыбкой).

А как передать тепло своей души? (рукопожатием в хороводе)

А теперь давайте превратим все волшебные слова, какие вы знаете, в лучики солнца. (слайды)

Вы поняли, почему эти слова можно считать волшебными? (Они, как лучики солнца, греют нашу душу, радуют нас).

А еще эти слова волшебные, потому, что если вглядеться в их образ, можно понять их суть, их смысл.

Исследование.

 А теперь попробуем сами расшифровать значение волшебных слов. Каждая группа вытягивает одно слово для рассмотрения («спасибо», «извините»; «здравствуйте», «желаю счастья», «благодарю»). (В это время звучит старинная волынка. (гусли). Выступления детей по расшифровке слова.)

-Вы хотите быть солнышком для окружающих? Для чего? А что для этого нужно? Посмотрим, умеете ли вы это делать? Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»:

-Кто в жару, в мороз, в ненастье говорит знакомым «Здрасте!»

-А кому все время лень сказать при встрече «Добрый день!»

-Кто из вас всегда стыдится, если надо, извиниться?

-Научился кто прощать? Взглядов злых не замечать?

Рефлексия. А сейчас снова встанем в круг и. передавая друг другу солнышко, пожелаем что-нибудь хорошее соседу справа, или просто скажем ему светлые, добрые слова. А я желаю всем счастья! (всем раздаются медальки-солнышки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная страна- занятие творческого объединения "Весёлый карандаш"

Тема проведенного занятия  «Волшебная страна». Цель урока:Цели:1.    Создание образа феи или эльфа,  сказочного, средневекового замка, способом рисования...

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...

Презентация "Путешествие в волшебный мир звуков и слов"

В презентации собран игровой материал по всем разделам русского языка....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» 1 класс

Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...

Конспект занятия «Корень слова.Однокоренные слова».

Учить определять корень слова, однокоренные слова.Задачи:Обучающие: 1. Уточнить имеющиеся представления детей о составе слова. 2. Учить определять корень слова. 3. Учить детей работать ...