Конспект урока : " Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: Открытие новых знаний
Класс: 3
Учебный предмет: русский язык.
ОС: Школа России
Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Студен: Федькова В.И
Тип урока: Открытие новых знаний
Класс: 3
Учебный предмет: русский язык.
ОС: Школа России
Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Цели:
Содержательная: Сформировать умение распознавать многозначные и однозначные слова.
Деятельностная: развивать умение распознавать слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.
Задачи:
Дидактическая:
1.Формировать понятие лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова;
2. Формировать умение распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
Воспитательная:
1. Воспитывать самостоятельность, внимательность, наблюдательность, активность.
2.Воспитывать чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа
Развивающие:
1. развивать умение отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
2.развивать умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
1. Умение распознавать многозначные и однозначные слова.
2. Уметь формировать понятие о лексическое значение слова.
Личностные УУД:
1. Умение пробуждать познавательный интерес и мотивацию к изучению учебной деятельности.
2. Формировать умение к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
Регулятивные УУД:
1. Умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
2. Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
3. Умение высказывать своё предположение;
4. Умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Познавательные УУД:
1. Умение отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
2. Умение дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников.
Коммуникативные УУД:
1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;
2. Умение слушать и понимать речь других;
3. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом;
4. Умение участвовать в диалоге на уроке;
5. Умение участвовать в работе в паре.
План урока:
1.Этап мотивации.
1.1.Приветствие.
1.2.Проверка готовности к уроку.
1.3.Эмоциональный настрой.
2.Этап актуализации и пробное учебное действие.
2.1 Повторения пройденного материала
2.2 Работа над новым материалом.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
5.Этап реализации построенного проекта.
5.1Вводная беседа
5.2Работа по учебнику упр.64 стр.40
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
9.Этап рефлексии учебной деятельности.
Оборудование: Русский язык . 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений в комплексе с аудиоприл. на электрон. носителе. В 1ч. Ч.1 /2-е издание – М. :Просвещение, 2013.-223 с. :ил.- (Школа России).-ISBN 978-5-09-03-02-23-6, презентация.
Сценарий урока
Этапы урока | Описание деятельности учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1.Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу | 1.1.Приветствие. -Здравствуйте меня зовут Вероника Игоревна и сегодняшней урок русского языка , у вас проведу я. 1.2.Проверка готовности к уроку. -Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. 1.3.Эмоциональный настрой. - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Приветствуют учителя Проверяют все ли у них лежит на партах. Слушают учителя, | Устный, визуальный внешний контроль за готовность детей к уроку | Л2; Л3; Л4; П1; П2; К2 |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 2.1 Повторения пройденного материала -Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 24 сентября, а внизу с большой буквы классная работа. -Скажите, что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.) -Какое бывает предложение? (По цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации – восклицательные, невосклицательные. Простые и сложные.) -Какая самая наименьшая языковая единица в предложение? (Слово.) 2.2 Работа над новым материалом. -Ребята, откройте учебник на странице 39. -Прочитает название раздела? (Слово в языке и речи) (сама читаю) -Что вы видите? -Ребята, а это какие слова? -Сегодня это мы с вами и узнаем. -Давайте прочитаем чему мы будем учиться в это разделе? -Отлично! Тогда начинаем изучение этого раздела. | Записывают число и кл.работ. Отвечают | Фронтальный | Л1; Л2; П2; П3; К1; К2 |
3.Этап выявления места и причины затруднения Задача: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | - Отгадайте загадку. Живёт в норке, Грызёт корки. Короткие ножки, Боится кошки.(Мышь) Друг без друга мы скучаем, -Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре) - Найдите в толковом словаре на с.153 слово мышь. - Какие значения имеет это слово? - Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?(Многозначные.) -А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова «дружба» . - Что вы можете сказать об этом слове? -Сколько у него значений? -Значит какое это слово? ( Это однозначное слово.) | Отгадывают загадку Работа по словарю | Фронтальная работа | Л2; Л3; Л4; П1; П3; Р2; Р3; К1; К2 |
4. Этап построения проекта решения проблемы. Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации. | -Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? (Лексическое значение слова .Многозначные и однозначные слова ) -Какую цель перед собой поставим? (распознавать многозначные и однозначные слова.) -Какие задачи поставим перед собой? 1.Умение определять лексическое значение слова. 2.Распозновать однозначные и многозначные слова. 3.Умение работать с толковым словарём. | Высказывают свое мнение, осуществляют обобщение, формулируют причину затруднения. | Фронтальный, устный опрос | Л1; Л2; Л4; П1; П3; Р2; К1; К2 |
5. Этап построения проекта выхода из затруднения. Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | 5.1Вводная беседа -Как вы понимаете однозначные слова? -А многозначные? 5.2Работа по учебнику упр.64 стр.40 -Откройте учебник на странице 40, смотрим на 64 упражнение, какое задание нам нужно выполнить? -Кто прочитает? -О чем говориться в тексте? -Что хотел передать автор текста? -Согласны ли вы с мнением автора? -Хорошо, а какое оно по цели высказывания? -Правильно, восклицательное, его нужно произносить с восклицанием. Произнеси….. -Начинаем выполнять задания. -Спишите первое предложение. -Запишите выделенные слова через запетую на следующей строке. Какие слова мы запишем? Прочитай пожалуйста……. -Теперь нужно объяснить лексическое значение каждого слова. Не забываем пользоваться полковым словарём. (Когда учащиеся отвечают, нужно спрашивать сколько значений имеет это слово) А теперь, давайте вспомним, что же такое лексическое значение слова, под упражнением нам дана подсказка, кто ее прочитает? | Фронтальное Фронтальное, письменное | Л2; Л3; Л4; П1; П2; К2 | |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задачи: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д | Работа с упражнением 65 Рассмотрите схему на странице 41 -Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». -Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные? -А что такое синонимы? (слова близкие по значению) -Какие слова относятся к синонимам? Что такое антонимы?(слова противоположные по значению) Какие слова относятся к антонимам? -А теперь, в паре составляем предложение с одним из данных в схеме слов, и записываем его. Работа в парах. -Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов. Физкультминутка | Работают по учебнику Работа в пере | Фронтальный, письменный | Л1; Л2; Л3; П1; П3; Р1; Р3 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Распределение слов по группам -А сейчас мы будем распределять слова по группам. -Пользуясь толковым словарем, который находится на стр. 152-153, разделите слова на две группы: 1) однозначные 2) многозначные. Кисть, яблоко, игла , мышь ,олень, молния ,грач, василёк (слайд) -Теперь меняемся тетрадями, и проверяем со слайдам .(слайд) 1группа : яблоко, олень, грач, василёк. 2группа:мышь,кисть,игла,мышь,молния. Ребята, почему вы именно эти слова поместили в 1 группу? Ребята, почему вы именно эти слова поместили 2 группу? | Распределяют слова по группам
| Индивидуальная работа , писменая | Л2; Л3; П1; П3; Р1; Р3 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Работа с упражнением 66 на стр.41 -Смотрим на 41 стр., упражнение 66. Ребята ,прочитайте текст. -О каком явлении природы идет речь? -Правильно. -Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нем. -Обратите внимание на слайд, вот какая бывает роса. ( картинка с видом росы) -А теперь списываем вторую часть текста, очень внимательно, не допускайте ошибок. -Теперь каждый ряд будет определять лексическое значение слово из текста.(слайд) -Первый ряд ЛИСТЬЯ.( основной орган растения, который служит для питания и газообмена.) -Второй ряд ГРОЗДЬЯ.( кисть ягод или мелких плодов, а также скопление цветов в виде кисти) Третий ряд ИСКОРКИ.( частичка горящего или раскаленного вещества) Давайте проверим, как вы выполнили задание ? Ребята, слово листья многозначные или однозначные. Почему? (многозначные) Ребята, слово гроздья многозначные или однозначные. Почему?(однозначное) Ребята, слово искорки многозначные или однозначные. Почему?(многозначное) | Работа с упражнением Определяют лексическое значение слова . | Фронтальная работа | Л1; Л2; П2; П3; К1; К2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | - Что такое лексическое значение слова? - С каким словом из словаря вы познакомились сегодня на уроке? -Какова была тема нашего урока? (Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова)(слайд) -Назовите цель нашего урока? (распознавать многозначные и однозначные слова.) -Какие задачи мы ставили перед собой? 1.Умение определять лексическое значение слова. 2.Распозновать однозначные и многозначные слова. 3.Умение работать с толковым словарём. -Ребята, поднимите руку, кто считает что мы достигли цели сегодняшнего урока. -Ребята , поднимите руку кто считает что мы не достигли цели урока ?Почему ты так считаешь? Спасибо за урок ,до новых встреч ! Запишите домашнее задание. | Фронтальный опрос Определение поставленных целей и задач ранее на уроке | Подведение итогов работы урока, определение реализована либо нет цели на уроке | Л3; Л4; П1; П2; К2; Р2; Р3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...
Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Конспект урока по русскому языку 3 класс тема : "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова"....
Технологическая карта с презентационным сопровождением по русскому языку на тему: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".3 класс.
Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка для 3 класса....
Анализ урока по русскому языку на тему:" Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".
Краткий анализ урока русского языка на тему: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова."....
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс
Конпект урока на тему "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова". 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...