Конспект урока : " Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Федькова Вероника Игоревна

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 3                               

Учебный предмет: русский язык.

ОС: Школа России

Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

Студен: Федькова В.И

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 3                               

Учебный предмет: русский язык.

ОС: Школа России

Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Цели:

Содержательная: Сформировать умение распознавать многозначные и однозначные слова.

                  Деятельностная: развивать умение распознавать   слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.

Задачи:

Дидактическая:

1.Формировать понятие лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова;

2. Формировать умение  распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Воспитательная:

1. Воспитывать самостоятельность, внимательность, наблюдательность, активность.

2.Воспитывать чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа

Развивающие:

1. развивать умение  отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

2.развивать умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

1. Умение  распознавать многозначные и однозначные слова.

2. Уметь формировать понятие о лексическое значение слова.

Личностные УУД:

1. Умение пробуждать познавательный интерес и мотивацию к изучению учебной деятельности.

2. Формировать умение  к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

Регулятивные УУД:

1. Умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

2. Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

3. Умение высказывать своё предположение;

4. Умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

1. Умение отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

2. Умение дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников.

Коммуникативные УУД:

1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;

2. Умение слушать и понимать речь других;

3. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом;

4. Умение участвовать в диалоге на уроке;

5. Умение участвовать в работе в паре.

План урока:

1.Этап мотивации.

1.1.Приветствие.

1.2.Проверка готовности к уроку.

1.3.Эмоциональный настрой.

2.Этап актуализации и пробное учебное действие.

2.1 Повторения пройденного материала

2.2 Работа над новым материалом.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

5.Этап реализации построенного проекта.

5.1Вводная беседа

5.2Работа по учебнику упр.64 стр.40

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

9.Этап рефлексии учебной деятельности.

Оборудование: Русский язык . 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений в комплексе с аудиоприл. на электрон. носителе. В 1ч. Ч.1 /2-е издание – М. :Просвещение, 2013.-223 с. :ил.- (Школа России).-ISBN 978-5-09-03-02-23-6, презентация.

Сценарий урока

Этапы урока

Описание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1.Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу

1.1.Приветствие.

-Здравствуйте меня зовут Вероника Игоревна  и сегодняшней урок русского языка , у вас проведу я.

1.2.Проверка готовности к уроку.

-Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку.

1.3.Эмоциональный настрой.

-  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Приветствуют учителя

Проверяют все ли у них лежит на партах.

Слушают учителя,

Устный, визуальный внешний контроль за готовность детей к уроку

Л2; Л3; Л4; П1; П2; К2

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1 Повторения пройденного материала

-Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 24 сентября, а внизу с большой буквы классная работа.

-Скажите, что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

-Какое бывает предложение?

(По цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации – восклицательные, невосклицательные. Простые и сложные.)

-Какая самая наименьшая языковая единица  в предложение? (Слово.)

2.2 Работа над новым материалом.

-Ребята, откройте учебник на странице 39. 

-Прочитает название раздела?

(Слово в языке и речи)

(сама читаю)

-Что вы видите?

-Ребята, а это какие слова?

-Сегодня это мы с вами и узнаем.

-Давайте прочитаем  чему мы будем учиться в это разделе?

-Отлично! Тогда начинаем изучение этого раздела.

Записывают число и кл.работ.

Отвечают

 Фронтальный

Л1; Л2; П2; П3; К1; К2

3.Этап выявления места и причины затруднения

Задача: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

- Отгадайте загадку.

Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки.(Мышь)

Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее …
 (дружба )

-Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре)

- Найдите в толковом словаре на с.153 слово мышь.

- Какие значения имеет это слово?

- Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?(Многозначные.)

-А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова «дружба» .

- Что вы можете сказать об этом слове?

-Сколько у него значений?

-Значит какое это слово?

 ( Это однозначное слово.)

Отгадывают загадку

Работа по словарю

Фронтальная работа

Л2; Л3; Л4; П1; П3; Р2; Р3; К1; К2

4. Этап построения проекта решения проблемы.

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

-Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? (Лексическое значение слова .Многозначные и однозначные слова )

-Какую цель перед собой поставим? (распознавать многозначные и однозначные слова.)

-Какие задачи поставим перед собой?

1.Умение определять лексическое значение слова.

2.Распозновать однозначные и многозначные слова.

3.Умение работать с толковым словарём.

Высказывают свое мнение, осуществляют обобщение, формулируют причину затруднения.

Фронтальный, устный опрос

Л1; Л2; Л4; П1; П3; Р2; К1; К2

5. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

5.1Вводная беседа

-Как вы понимаете однозначные слова?

-А многозначные?

5.2Работа по учебнику упр.64 стр.40

-Откройте учебник

на странице 40, смотрим на 64 упражнение, какое задание нам нужно выполнить?

-Кто прочитает?

-О чем говориться в тексте?

-Что хотел передать автор текста?

-Согласны ли вы  с мнением автора?

-Хорошо, а какое оно по цели высказывания?

-Правильно, восклицательное, его нужно произносить с восклицанием.

Произнеси…..

-Начинаем выполнять задания.

-Спишите первое предложение. 

-Запишите выделенные слова через запетую на следующей строке.

Какие слова мы запишем?

Прочитай пожалуйста…….

-Теперь нужно объяснить лексическое значение каждого слова. Не забываем пользоваться полковым словарём.  (Когда учащиеся отвечают, нужно спрашивать сколько значений имеет это слово)

А теперь, давайте вспомним, что же такое лексическое значение слова, под упражнением нам дана подсказка, кто ее прочитает?

Фронтальное

Фронтальное, письменное

Л2; Л3; Л4; П1; П2; К2

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задачи: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый

способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

Работа с упражнением 65

Рассмотрите схему на странице 41

-Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение  на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

-Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные?

-А что такое синонимы? (слова близкие по значению)

-Какие слова относятся к синонимам?

Что такое антонимы?(слова противоположные по значению)

Какие слова относятся к антонимам?

 -А теперь, в паре  составляем предложение с одним из данных в схеме слов, и записываем его.

Работа в парах.

-Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.

Физкультминутка

Работают по учебнику

Работа в пере

Фронтальный, письменный

Л1; Л2; Л3; П1; П3; Р1; Р3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Распределение слов по группам

-А сейчас мы будем распределять слова по группам.

-Пользуясь толковым словарем, который находится на стр. 152-153, разделите слова на две группы:

 1) однозначные

2) многозначные.

Кисть, яблоко, игла , мышь ,олень, молния ,грач, василёк (слайд)

-Теперь меняемся тетрадями, и проверяем со слайдам .(слайд)

1группа : яблоко, олень, грач, василёк.

2группа:мышь,кисть,игла,мышь,молния.

Ребята, почему вы именно эти слова поместили в 1 группу?

Ребята, почему вы именно эти слова поместили 2 группу?

Распределяют слова по группам

 

Индивидуальная работа , писменая

Л2; Л3; П1; П3; Р1; Р3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Работа с упражнением 66 на стр.41

-Смотрим на 41 стр., упражнение 66.

Ребята ,прочитайте текст.

-О каком явлении природы идет речь?

-Правильно.

-Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нем.

-Обратите внимание на слайд, вот какая бывает роса. ( картинка с видом росы)

-А теперь списываем вторую часть текста, очень внимательно, не допускайте ошибок.

-Теперь  каждый ряд будет определять лексическое значение  слово из текста.(слайд)

-Первый ряд ЛИСТЬЯ.( основной орган растения, который служит для питания и газообмена.)

-Второй ряд ГРОЗДЬЯ.( кисть ягод или мелких плодов, а также скопление цветов в виде кисти)

Третий ряд ИСКОРКИ.( частичка горящего или раскаленного вещества)

Давайте проверим, как вы выполнили задание ?

Ребята, слово  листья многозначные или однозначные. Почему? (многозначные)

Ребята, слово гроздья многозначные или однозначные. Почему?(однозначное)

Ребята, слово искорки многозначные или однозначные. Почему?(многозначное)

Работа с упражнением  

Определяют лексическое значение слова .

Фронтальная работа

Л1; Л2; П2; П3; К1; К2

9. Этап рефлексии учебной деятельности 

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Что такое лексическое значение слова?

- С каким словом из словаря вы познакомились сегодня на уроке?

-Какова была тема нашего урока? (Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова)(слайд)

-Назовите цель нашего урока?

 (распознавать многозначные и однозначные слова.)

-Какие задачи мы ставили перед собой?

1.Умение определять лексическое значение слова.

2.Распозновать однозначные и многозначные слова.

3.Умение работать с толковым словарём.

-Ребята, поднимите руку, кто считает что мы достигли  цели сегодняшнего урока.

-Ребята , поднимите руку кто считает что мы не достигли цели урока ?Почему ты так считаешь?

Спасибо за урок ,до новых встреч !

Запишите домашнее задание.

Фронтальный опрос Определение поставленных целей и задач ранее на уроке

Подведение итогов работы урока, определение реализована либо нет цели на уроке

Л3; Л4; П1; П2; К2; Р2; Р3

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Конспект урока по русскому языку 3 класс тема : "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова"....

Анализ урока по русскому языку на тему:" Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".

Краткий анализ урока русского языка на тему: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова."....

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс

Конпект урока на тему "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова". 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...