Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Однокоренные слова и формы слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_moy.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Большой Толкай муниципального района Похвистневский Самарской области
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
ТЕМА: «Однокоренные слова и формы слов»
Учитель: Голышева Ольга Михайловна
Дата проведения: 14.11.2014 г.
Класс: 3
Используемый учебник: «Русский язык. 3 класс».
Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Тип урока: урок «открытия» нового знания с использованием ЭОР
Формы работы: фронтальная (Ф), индивидуальная (И).
Образовательные технологии: здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, ЭОР сети Интернет, электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 4 класс.
Электронные образовательные ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru
1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF
2. http://files. school-collection. *****/dlrstore/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D. html
Цель урока: формировать у обучающихся первичное представление об однокоренных словах и формах слова , учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.
Задачи:
- Образовательные: развивать умение распознавать однокоренные слова и формы слов.
- Практические: совершенствовать умение определять в слове основу, окончание, приставку, суффикс. Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка, формировать познавательную активность, воспитывать чувство ответственности каждого за свои действия.
- Развивающие: обогащать словарный запас обучающихся, формировать специальные технические умения работы компьютерными программами.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные | Метапредметные | Личностные |
научатся: распознавать однокоренные слова и формы слова, разбирать слова по составу, устанавливать соответствие слов с моделями слов, устанавливать методы образования однокоренных слов и их форм у разных частей речи. получат возможность научится: работать со словарём; классифицировать и объединять слова по их принадлежности к однокоренным словам или к формам слова, раскрывать значение понятий «однокоренное слово» , «форма слова» и использовать их в активном словаре . | Познавательные- овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление, делать выводы; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни. Регулятивные – оценивает свои достижения на уроке. Коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи. | Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Организационная структура урока.
№ этапа урока | Этап урока | Цель | Время | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика на уровне формирования УУД | ||||
I. | Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Включить учащихся в учебную деятельность | 2 мин. | Сегодня нам предстоит быть не просто учениками, а учёными- лингвистами. Кто знает, кто такие лингвисты? Чем они занимаются? Лингвисты занимаются изучением языка, исследуют различные явления языка, делают выводы. Мы будем исследовать такие явление в русском языке как образование новых слов и их форм и делать выводы. Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость открытия новых знаний. Успеха и удачи вам! | Мотивация на изучение новой темы | |||||
II. | Каллиграфичес-кая минутка Формы работы: И | Проанализировать и записать данные буквы | 2 мин. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF «Каллиграфия». | Предъявляет информационный ЭОР, способствующий правильному написанию букв. Просит назвать сходство и различие между строчными буквами о, а, запись строчки строчных букв о, а. | Анализирует информационный ЭОР, самостоятельно прописывает буквы в тетради. Самоконтроль. | ||||
III. | Актуализация знаний Формы работы: И, Ф | Актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала. Создать условия для мотивации учащихся к новому материалу. | 5 мин | http://files. school-collection. *****/dlrstore/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D. html (интерактивные рисунки) | Чтобы провести исследования нам необходимо вспомнить всё о частях слова: Назовите главную часть слова.(корень). Почему она главная? Что называется корнем? (Общая значимая часть родственных слов). Назовите изменяемую часть слова, дайте ее определение. (Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении). Назовите части слова, которые служат для образования новых слов.(Приставка, суффикс). Слайд с моделями слов: Рассмотрим модели слов, из каких частей может состоять слово? Какие части присутствуют в каждом слове? (корень, окончание). | Вспоминают материал о частях слова, который изучали во втором классе. Отвечают на вопросы учителя. Со слайда повторяют определения.
Читают информацию на слайде, рассказывают из каких частей может состоять слово. | ||||
IV. | Организация деятельности по изучению нового материала Формы работы: И, Ф | Создание проблемной ситуации | 10 мин. | Дана группа слов (интерактивная доска, слайд): Сила, силища, сильное, силач, усилила, силёнка, силушка, сильный, осилит, бессильный, непосильный, силы, силе, о силе, силой, силу, сильный, сильная, сильным, сильные, сильному. Итак, приступаем к исследованию. Сформулируем цель нашего исследования: определить, чем отличаются однокоренные слова, и формы слова. Гипотеза: у однокоренных слов и у форм слов есть отличительное качество. С чего начнём? Разберём слова по составу, выделим основу и окончание. Что общего в этих словах? (Корень, у некоторых слов одинаковая основа). Чем они отличаются друг от друга? (В некоторых словах разная основа). Сравниваем пары слов, где основа разная (сила-силушка; сильный - бессильный) . Чем отличаются основы в данных словах? Добавляются суффиксы и приставки. Заполняем таблицу (интерактивная доска, фронтальная работа)
Делаем вывод: у форм слова основа одинаковая, а у однокоренных слов основа разная, добавляются суффиксы и приставки. | Формулируют цель исследования. Анализируют данные слова, разбирают их по составу, выделяют основу и окончание, наблюдают, сравнивают, делают вывод. | |||||
V. | Физкультминутка | Минимизировать утомляемость обучающихся. | 2 мин. | Предлагает сделать упражнения для спины и глаз. | Выполняют упражнения. | |||||
VI. | Практикум. Закрепление изученного Формы работы: И, Ф | Закрепление на практике понятий «однокоренные слова» и «форма слова» Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. | 14 мин. | Предлагается новая группа слов. свет, рассвет, рассветный, световой, светило, светить, высветить, засветить, осветить, посветить. Какие это слова? Почему вы так думаете? Чтобы доказать это необходимо произвести ряд действий: 1. Найди и выдели в слове окончание. 2. Обозначь основу слова. 3.Посмотреть из каких частей состоит основа. 4. Сравнить одинаковая основа в словах или разная. Делаем вывод какие же это слова? Куда мы их запишем? А теперь образуем формы некоторых слов Заполняем таблицу (заранее заготовленный шаблон):
Выполнить упражнение «Четвёртый лишний» Горка, горы, пригорок, гора Кость, кости, косточка, костью Дороженька, дороженьку, бездорожье, дороженькой Носовой, носы, носик, нос. Лесник, лесная, лесное, лесной. | Составляют план действий, проговаривают его, действуют по заданному алгоритму. Определяют однокоренные слова, образуют формы предложенных учителем слов, доказывают правильность своего ответа. | |||||
VII. | Рефлексия. Формы работы: Ф, И | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Оценить собственную деятельность на уроке. Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока. | 5 мин. | Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык 1 класс. Проверочная работа Тест http://files. school-collection. *****/dlrstore/fdb3d96b-2a56-481c-903b-0e9f2ac6e3cf/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_014A%5D. html | Самостоятельная работа: 1.Образуй ряд однокоренных слов от слова поле. 2. Образуй формы слова берёза Самооценка: (отвечают да, нет) 1. Я знаю, как образуются однокоренные слова. ______ 2. Я знаю, как образуются формы слов._________ 3. Мне было интересно на уроке. _________ | Выполняют самостоятельную работу, делают выводы о своём новом знании. Оценивают свои знания |
Заместитель директора по УВР: __________/ Марухова Н.Ю./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2-м классе "Родственные слова и формы слова".
Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа": Родственные слова и формы слова....
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"
Предмет: Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...
Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...
Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс
Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....
Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"
Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме " Слова с безударными гласными в корне слова. Обобщение"
План-конспект содержит технологическую карту....
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой част...