Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
материал по русскому языку (2 класс) по теме
Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения, понимать нежелательность повтора слов речи, использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_sinonimy.docx | 16.53 КБ |
pochemu_porugalis_pes_i_kot.pptx | 86.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1065.
Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе.
Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Подготовила учитель начальных классов
Плиско Галина Аркадьевна.
Москва, 2013
Цель: углубить знания о словах, близких по значению.
Задачи:
- знать значение термина «синонимы»;
- понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
- уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
- знать слова-синонимы речевого этикета;
- использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;
- понимать нежелательность повтора слов речи;
- повторить орфограмму «Безударные гласные в корне слова».
Ход урока.
- Словарная работа, с использованием карточек с набором букв.
- Минутка чистописания.
- Запись числа в тетради.
- Актуализация темы урока (объяснение сопровождается презентацией).
- Создание проблемной ситуации при выполнении задания завершить сказку.
(слайд 1)
- Чтение сказки.
- Учитель: «Что сказала сорока?».
Учащиеся должны догадаться, что для ссоры у кота и пса действительно не было причины, потому что слова «умный» - «толковый», «любезно» - «вежливо» очень близки по значению.
(слайд 2)
- Объявление темы и целей урока.
(слайд 3)
- Основной этап урока.
- Откройте учебники на стр. 26 и найдите упражнение 36. Работа по заданиям к упражнению (устно). Характеристика слов-синонимов по сфере употребления.
- Чтение сообщения профессора Самоварова (учебник, стр. 27). Введение термина «синонимы».
(слайд 4)
- Учитель: «Где можно узнать значения слов-синонимов?» (в словаре синонимов).
(слайд 5)
- Работа со словарем синонимов при выполнении упражнения 37. Определение оттенка значения в словах-синонимах. Учитель: «Чем различаются синонимы?» (оттенками значения).
(слайд 6)
- Наблюдение над возможностью замены одного синонима другим (учебник, упражнение 38 выполняется письменно с объяснением орфограммы «Безударные гласные в корне слова»). Один ученик на доске выписывает слова с орфограммой и обозначает ее.
- Физкультминутка «Гимнастика для укрепления глазных мышц» (показ презентации).
- Подбор синонимов к данным словам (упражнение 124, РТ).
- Учитель: «Для чего нужны в нашей речи синонимы?». Чтение высказывания профессора Самоварова (стр. 31, учебник).
Работа по устранению в тексте повторяющихся слов (упражнение 45, учебник) и замене их синонимами из слов для выбора. После исправления недостатков текст вторично прочитывается, озаглавливается, проводится работа с орфограммами в словах «прекрасный», «воздушный», «с шарами».
Учитель: «Стал ли от замены текст лучше?»
(слайд 7)
Текст записывается учащимися самостоятельно в тетради.
- Итога урока.
Учитель:
- «Какие слова называются синонимами?»;
- «Чем могут различаться синонимы?»;
- «Для чего в нашей речи надо использовать синонимы?»;
- «Оцените свою работу на уроке. Если хорошо работали на уроке и было все понятно, то поднимите красный кружок, если нет – зеленый» (на партах лежат кружки красного и зеленого цвета).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
умный – толковый любезно – вежливо
Тема: Слова, близкие по значению ( синонимы ). Цели: углубить знания о словах, близких по значению; повторить орфограмму «Безударные гласные в корне слова».
Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами .
Значение слов-синонимов указано в специальном словаре (словаре синонимов ).
Синонимы различаются оттенками значений.
Слова-синонимы делают нашу речь богаче, помогают более точно выразить мысль, избежать повто-рения одного и того же слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку во 2 «А» классе. Тема: «Заочная экскурсия по местам боевой славы. Правописание безударной гласной в корне слова.»
На основе разработанного урока дети закрепляют правила на тему: "Правописание безударной гласной в корне слова",...
Открытый урок по русскому языку, УМК "Гармония", 2 класс "Поговорим о значении слов"
Материал содержит конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (УМК "Гармония) "Поговорим о значении слов"....
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)
Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Написание слов типа орел и Орел»
Урок русского языка по системе "Школа 2100", направленный на введение написания слов типа "орел" и "Орел" на основе развития критического мышления...
Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе. Тема: Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.
Цель: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные прилагательные; пользоваться толковым и этимологическим словарями.Планируемые резуль...
Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»
Цели урока: 1. Формировать умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2. Формировать...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых знаний.Задачи:...