Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях.

Цель урока:

  1. закрепить знания учащихся о способах связи слов в словосочетаниях;
  2. проверить умения учащихся различать способы связи слов в словосочетаниях;
  3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Задачи урока:

Образовательные:

  1. повторить изученное о словосочетании и о способах связи слов в словосочетаниях;
  2. совершенствовать каллиграфический навык письма;
  3. совершенствовать орфографическую зоркость;
  4. учить  обобщать, делать выводы;
  5. развивать умение работать с различными источниками информации;
  6. формировать умение целенаправленно работать в парах;

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к русскому языку;
  2. прививать любовь к родной природе;
  3. формировать умение работать в коллективе;

Развивающие:

  1. развивать психические процессы: мышление память, внимание, речь, воображение;

Оздоровительные:

  1. профилактика утомления, нарушения осанки  и зрения;

Тип урока: урок- закрепление

Оборудование:

  1. раздаточный материал: тест «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях»,
  2. напечатанные слова,
  3. картины «Весенний пейзаж»,
  4. модели словосочетаний,
  5. музыкальный центр,
  6. записи классической музыки «Весна».

1. Организационный момент.

Создание эмоционального фона.

Сегодня на уроке русского языка нам предстоит серьезная и непростая работа. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков весенней природы.

2. Работа по закреплению изученного материала.

    К нам на урок, ребята, сегодня заглянуло солнышко. Но его лучики закрыли тучки, давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Ваша помощь заключается в следующем: тучки приготовили для вас «Зачетную минутку». На каждой тучке есть вопросы о словосочетании, о способах связи слов в словосочетаниях. Тучки уйдут в том случае, если вы покажите свои знания правил о словосочетании, и солнышко подарит вам свои лучики.

1. Что такое словосочетание? Приведите примеры.

2. Что такое согласование? Приведите примеры.

Как найти словосочетание с согласованием?

3. Что такое управление? Приведите примеры.

Как найти словосочетание с управлением?

4.Что такое примыкание? Приведите примеры.

Как найти словосочетание с примыканием?

Молодцы, ребята! /Открываю солнышко./ Засияло солнышко и нам пора узнать, чем мы будем заниматься на уроке.

На уроке мы закрепим полученные знания

О способах слов в словосочетаниях.

Я думаю, поработаем мы с вами на славу. И заслужим все награду.

Пусть солнышко, которому вы помогли освободиться от тучек , поможет каждому из вас и сохранит вам хорошее настроение до конца урока и на весь день.

/ Раздаю каждому «солнышко»/

3. Проверка домашнего задания.

Алексей Плещеев

«Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
"Весна!"- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!

Откройте свои тетради и прочитайте, какие словосочетания вы выписали. Какими способы связи вы встретили в этом стихотворении.

На примере стихотворения Алексея  Плещеева «Весна» мы с вами  восхищаемся красотой весенней природы и должны бережно относиться к ней.

4. Синтаксическая пятиминутка.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь!

За работу я возьмусь.

Записываем в тетради:

Восемнадцатое апреля.  

Классная работа.

Есть замечательная народная пословица: «Весенний день год кормит ».

Запишите это предложение в тетрадь.

Определите способ связи слов.

Какие словосочетания вам встретились в этой пословице?

Весенний день – способ связи: согласование.

Кормит год- способ связи: управление.

Разберем это предложение синтаксически.

По цели высказывания это предложение повествовательное, потому что в нем заключается сообщение, невосклицательное. Грамматическая основа: день кормит, подлежащее выражено именем существительным, сказуемое - глаголом. Это предложение распространенное, потому что кроме главных членов есть второстепенные.  Ставлю вопрос от подлежащего:  день какой? весенний – определение, выражено именем прилагательным. Однородных членов в данном предложении нет.

Ребята, запишите в тетрадь эти словосочетания, отметьте главное и зависимое  слова.

5. Работа по закреплению изученного материала.

А сейчас мы будем выполнять задания, которые помогут нам закрепить способы связи слов в словосочетаниях.

Внимание на доску.

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Все вторит весело громам.

Найдите  в этом  текста возможные варианты словосочетаний и определите способы связи слов.

6. Работа в парах.

Ребята, возьмите свои индивидуальные карточки на ваших партах. Соедините стрелками словосочетания и соответствующие им способы связи слов. (Включаю музыку Феликса Мендельсона «Весенняя песня»)

Серебристый ручей                          Примыкание

Засияло ярко                                     Согласование

Первые цветы                                   Управление

Поют звонко                                     Согласование

Рады весне                                        Примыкание

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками друг с другом.

7. Физкультминутка

Все встали, закрыли глазки, представили, что мы в лесу весной. (Включаю музыку Эдварда Грига Лирическая пьеса «Весной»)

Вдохнули полной грудью свежий весенний воздух. Потянулись к солнышку, погрелись его ласковыми лучами. Идем дальше. Осторожно, не наступите на подснежники, нагнитесь понюхать цветочки, присядьте, чтобы рассмотреть их. Справа от вас бьет родник, помойте ручки под ним, встряхните их. Встали, выходим из леса. Открыли глазки, сели за парты.

Заочно мы с вами побывали в весеннем лесу. А теперь давайте попутешествуем по весенним пейзажам на картинах.

А чтобы вы путешествовали, сохраняя настроение, я вам предлагаю музыку (Включаю музыку Фредерика Шопена «Весенний вальс»)

8. Выборочное списывание.

А теперь внимание, я  вам предлагаю еще одно испытание. На вашей парте лежат тексты о весне.

Работа в парах:

1 ряд - согласование.

2 ряд - управление.

3ряд - примыкание.

Наступила радостная и шумная весна. Звонко поют птицы. Звенят весенние ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает по верхушкам деревьев. Скоро лес оденется зеленой листвой. Зацветет на опушке черемуха. Запоют голосистые соловьи. Хорошо и радостно весной в лесу!

Ребята, прочитайте какие словосочетания у вас получились.

Проверка

9. Творческая работа над картиной В. И. Бакшеева «Голубая весна».

/ Работа учащихся по составлению словосочетаний /

/ Чтение полученных словосочетаний /

10. Итог урока.

И так, ребята, урок приблизился к концу,

я у вас спросить хочу

С какими способами слов в словосочетании мы с вами сегодня работали?

Давайте еще раз закрепим эти способы.

*Работа с моделями словосочетаний.

К какому типу связи слов относится данная модель?

Показываю модели способов связи слов.

Ученики определяют способы связи слов и говорят правило.

прилаг. + сущ.                           сущ. + сущ.

глагол + сущ.                             глагол + наречие

числит. + сущ.                          

Ответы учащихся

11. Рефлексия.

Ребята, мне хочется узнать , как вы себя чувствовали на уроке , помогло ли вам солнышко сохранить ваше настроение.

Поднимите свои солнышки.

/ Дети поднимают карточки /

Улыбнитесь друг другу.  

Вы все ребята, молодцы!

Спасибо за урок!

12. Домашнее задание.

Открыли дневники, записали д/з :

Написать дома мини-сочинение на тему: «Весна в лесу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"

Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...

открытый урок по русскому языку на тему: Обобщение о составе слова

Данный урок помогает конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с ...

открытый урок по русскому языку на тему: Обобщение о составе слова

Данный урок помогает конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с ...

Открытый урок по русскому языку на тему:"Правописание приставок и предлогов" в 3 классе

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами. Задачи урока:1.      Обра...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Заглавная буква в словах"

Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме: "Заглавная буква в словах"...

Открытый урок по русскому языку на тему« Что такое родственные слова?»

Тип  урока.Открытие нового знанияКласс.2Тема« Что такое родственные слова?»Образовательная программа, автор.«Школа России»   В. П. Канакина, В . Г. ГорецкийОпред...