Разработка урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Атютина Альбина Николаевна

Краткая аннотация. Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Тема для учащихся  новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы: 1 – Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок. 2 – Актуализация знаний – проверка знаний в форме блиц-опроса"Верю- не верю" 3 – Постановка проблемы урока, на основе примеров должны сформулировать тему и цели урока. 4 – Изучение нового материала. Исследовательская работа.Какие существительные относятся к именам собственным, а какие к именам нарицательным. А потом сравнить с образцом, который дается в учебнике, применив метод инсерта. 5 – Физкультминутка, где основной целью является не только снятие утомления на уроке, но и в игровой форме проверить знания и умения. 6 – Первичное закрепление. Основываясь правилом в учебнике, составить алгоритм, а затем выполнить задание в парах с самопроверкой по эталону. В процессе работы найти орфограмму и сформулировать правило. 2 7 – Самостоятельная работа. Выполнить задание и найти изученную орфограмму, оценить свою работу. Задания делятся на 2 уровня: базовый и повышенный, по выбору учащихся. 8 – Рефлексия. Подвести итог урока и оценить свою работу. 9 – Домашнее задание также дается на выбор разного уровня. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся (составление кластера); осуществление обратной связи с помощью сигнальных карточек; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения (наличие заданий разного уровня); использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки
 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

с позиции системно-деятельностного подхода

Тема урока «Имена собственные и нарицательные»

(2класс, УМК«Перспектива»)

                                            Разработала: учитель начальных классов

         МБОУ «Протопоповская СОШ Буинского

                                          муниципального района РТ» Атютина А.Н

                                                                                                                         

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.

Задачи:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных.
  2. Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемый результат

Познавательные умения:

— объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения:

— писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия:

- имя существительное (без определения);

- имя собственное;

- имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

Ноутбук. Учебник «Русский язык», ч.2. Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Ход урока:

1.Орг. момент Приветствие учащихся.. Правило1 (Посадка)Аутотренинг.

-Положите голову на руки, повторите про себя или вслух.

-У меня спокойное состояние. Я буду хорошо работать на уроке. У меня всё получится.

-Правило2 (Тетрадь)

-Правило3 (Ручка)

-Правило4 (Хором не отвечаем)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

В тетрадях 2 строки вниз. Продиктует по слогам 1 ученик число, кл. работа.

Минутка чистописания. Москва москвичи московские

Что общего у этих слов? Какое слово лишнее? Почему?

Москва и москвичи имена существительные.

 Вспомним, что нам  известно об имени существительном.(На доске собираем вместе с детьми кластер об имени существительном)

-Давайте поиграем в игру «Верю-не верю»(Дети +-)

  • Имя существительное обозначает признак предмета.(-)Почему? Вывешивается.
  • Имя существительное отвечает на вопросы  что делает? Что сделает?(-) Почему? Вывешивается
  • Имя существительное бывает одушевленным или неодушевленным.(+)
  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос  что?(-) Почему? Вывешивается
  • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?(+)
  • Имена существительные бывают только собственными.(-) Почему? Вывешивается

-А какие ещё бывают?

Проблема.Чем отличаются Москва и москвичи?

Москва- имя собственное.

Звуко – буквенный разбор слова Москва

Слайд 1. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

-Что мы уже знаем по этой теме? (Что такое имя собственное)

-Какие слова относятся к именам собственным?( Названия рек, морей, городов, фамилия, имя, отчество…)

-Тогда какую цель мы поставим на уроке, что по этой теме мы ещё не знаем?     ( Что такое нарицательное существительное)

Слайд 2 Цель: Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.

-Как достичь поставленной цели? Чему мы ещё должны учиться на уроке? Вам помогут ответить на поставленный вопрос слова.

Слайд3

 Учиться слушать…

Размышлять …

Сотрудничать…

Думать…

Рассуждать…

Работать…

Сравнивать…

 Обобщать…

Слайд4 Я обобщаю.

Цели:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных
  2. Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность
  3. Воспитывать  умение работать в коллективе.

3.Изучение нового материала. Работа в парах. Проблемный вопрос

(задание на карточках)

-У вас на столах лежат карточки со словами. Они все перепутались. Составьте пары слов, подходящие по смыслу.

Доктор Ряба братец Емеля сын Алёнушка сестрица Иванушка курочка Айболит

-Что получилось? (1 пара зачитает. Остальные +-)

-Посмотрите, чем отличаются слова в каждой паре? Почему 1 написано с маленькой буквы, а другое с большой? (Потому что одно является именем собственным, а другое-нет)

-Поднимите руку группа «Помощники»

-Для вас задание: выяснить по словарю, что такое имя собственное.

-Что мы знаем про имена собственные? (Пишутся с большой буквы, обозначают имена, клички, названия города, моря…)

Физминутка. Собственное-руки вверх. Нарицательное-присесть.

Анжелика, девочка, кукла, Прохоровка, Волга, море, Марс, книга.

Подведение итогов группы «Помощники» (читает 1 по словарю)

Слайд 5

Имя собственное - личное, индивидуальное название кого-нибудь или чего-нибудь.

-Как вы понимаете слово индивидуальное (Отдельный, единичный)

Работа по учебнику

-Давайте откроем учебник с. 81, упр. 106.Прочитайте текст самостоятельно. Что вы узнали из текста? Выпишите имена собственные.

-Кто не знает как отличить имя собственное?

-Кто подскажет как это сделать? ( Пишутся с большой буквы, обозначают единичное название). Раздаются карточки-помощники для слабых с алгоритмом действий. 

3х первых я проверяю, они проверяют остальных.

-Давайте прочитаем вывод профессора Самоварова, какие слова называются именами собственными с 81

-Чем мы можем дополнить данное правило? Какие существительные мы будем называть   собственными? (Составляется кластер на доске:

Имя собственное

Единичное название

-Кто среди данных названий в тетради назовёт города? (Новгород, Ярославль, Тверь)

-Кто запомнил названия рек? (Волга, Волхов)

-Что такое Россия? (название страны)

-Что особенного в написании этого слова нужно запомнить? (Орфограмма удвоенный согласный, безударный гласный) Подчеркните, правильно выделив эти орфограммы.

-Какая орфограмма есть во всех словах? (Заглавная буква) Подчеркните.

-Как вы думаете, какие тогда  существительные называются нарицательными?

Я тоже заглянула в словарик и нашла определение нарицательным именам существительными поняла, что это такое существительное, которое противоположно имени собственному. 

Слайд6

- Давайте продолжим составление кластера.

Имя нарицательное

Много предметов

-Попробуйте сами привести примеры нарицательных имен существительных.

-Откройте с 141(словарик) Выпишите 3 нарицательных существительных.

-Кто справился? Какие примеры?

-Давайте попробуем тогда составить предложение с2-мя такими словами на выбор.

Слайд7   шарик-Шарик

                 Роза-роза

Запишите 1 любое предложение. Почему одно из слов с маленькой буквы, а другое- с большой?

Закрепление. Работа в группах. Выполнение теста

Сейчас будет задание на время. Вы будете работать в парах. Нужно за 1 минуту успеть написать как можно больше имен собственных с данными в каждой группе значениями.

1группа. Названия городов (Помощник - карта)

2 группа. Названия рек (Помощник - карта)

3 группа. Клички животных (Помощник-анаграммы)

8 группа. Названия планет. (Рисунок Солнечной системы)

  1. от каждой группы выходит с листочком и зачитывает.(+-)

-  Кто знает, в каком селе мы живём? На какой реке стоит наше село?  В какой стране мы живём? Столица нашей Родины?

-Что, какое правило объединяет написание всех этих слов? (Имя собственное пишется с большой буквы)

 Физминутка (для глаз)- Мультимедийный проектор

Слайд8-9

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.

Слайд 10

- Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне - повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.

а) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

 *Подчеркните одной чертой слова, имеющие не одно значение.

Б) Исправь ошибки, запиши правильно.

Я живу в городе калининграде, на улице зелёной, в 7 доме.  Река преголя недалеко от дома моей бабушки иры.

В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.

Меня зовут… Я  живу в городе… Вечером я кормлю котёнка …  

 Подведение итогов урока.

  • Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Что мы узнали на уроке?
  • Какие существительные называются собственными?
  • С какой буквы они пишутся?
  • Какие существительные называются нарицательными?

Рефлексия

Закончите предложение, выбрав понравившееся вам начало.

Слайд11.

      1.Сегодня я узнала…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

Слайд12

VIII. Домашнее задание. На выбор.

*Составить 3-4 предложения о своей улице, городе, любимой книге.

*Упр.154 раб. тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:•  формировать...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"

На уроке дети учатся различать имена существительные собственные и нарицательные....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных"

Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных" 2 класс (Школа России)...