Планируемое время | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
4 минуты | 1.Организованное начало урока. |
1 минута | Цель: готовность учащихся к полноценной работе на уроке, самопроверка на наличие всех письменных принадлежностей и учебных пособий, необходимых для работы на уроке; организация рабочего пространства учащихся. |
1.1.Проверка организации рабочего места учащихся.
| - Ребята, прозвенел звонок, и сейчас начинается урок русского языка. Проверьте, все ли письменные принадлежности, рабочая тетрадь и учебник лежат у вас на партах. Посмотрите, как организовано ваше рабочее место: удобно ли вам будет работать. Помните, что во время урока ваши вещи не должны мешать работать вам и вашим соседям по парте. | Учащиеся проверяют наличие на парте: - учебника; - рабочей тетради; - письменных принадлежностей; - сигнальных карточек и организацию рабочего пространства. |
1 минута | Цель: создание положительного эмоционального настроя учащихся, снятие психологического напряжения учащихся из – за присутствия гостей на уроке, создание доброжелательной позитивной атмосферы в классе. |
1.2.Психологический и эмоциональный настрой учащихся на урок. | - Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Встаньте ровно возле парт. Глазки на меня глядят! Поприветствуем гостей, С ними будет веселей!
- А теперь улыбнитесь, девочки. Садитесь. Улыбнитесь, пожалуйста, мальчики. Садитесь.
- Ребята, а у вас настроение хорошее? - Дети, вам тепло? - А в классе у нас светло?
- Я очень рада, что в начале урока вам уютно и тепло. Надеюсь, что в течение всего урока, а так же к его концу вам будет тепло и уютно. |
Учащиеся поворачиваются к гостям и приветствуют их наклоном головы.
Учащиеся садятся за парты.
- Да! - Да! - Да! |
2 минуты | Цель: подготовка тетрадей учащихся для дальнейшей работы на уроке. |
1.3.Оформление рабочей тетради. | - Ребята, а теперь давайте подготовимся к дальнейшей работе: откройте ваши тетради. - Сколько строк надо отступить от предыдущей работы? - Что вы запишите сначала? - Какое сегодня число? - Какие орфограммы есть в слове «января»?
- Запишите дату в тетрадь. - Какую запись вы должны сделать дальше?
- Какая орфограмма есть в слове «классная»? Какая орфограмма есть в слове «работа»? Сделайте эту запись в тетради, правильно выполняя соединения букв. - Сверьте, пожалуйста, ваши записи с образцом. (Используется слайд №1 презентации к уроку) 14 января. Классная работа. |
|
- Мы должны отступить 2 рабочие строки вниз. - Мы запишем дату. - Сегодня 14 января. - В этом слове есть непроверяемая безударная гласная буква «я» и проверяемая безударная гласная буква «а».
- Мы должны записать предложение «Классная работа».
- В слове «классная» есть удвоенная согласная буква «с». В слове «работа» есть непроверяемая безударная гласная буква «а». |
2 минуты | 2. Минутка чистописания. |
Цель: закрепление навыка каллиграфии, умения списывать с образца, не допуская ошибки, сличать написанное с образцом, исправлять ошибки, допущенные при списывании9при их наличии); подготовка учащихся к следующему этапу урока. |
| 2.1. | (Используется слайд №2 презентации к уроку) Ум да разум надоумят сразу. |
- Ребята, прочитайте следующую запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Спишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии и не забывая о правилах оформления предложения на письме. - Сверьте, пожалуйста, вашу запись с образцом и оцените свою работу сигнальной карточкой.
- Пусть эта пословица будет сегодня девизом нашего урока. |
- Грамотный и умный человек найдёт ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.
Учащиеся сверяют свои записи на отсутствие / наличие ошибок и показывают сигнальную карточку соответствующего цвета. |
4 минуты | 3. Актуализация знаний учащихся для дальнейшей совместной формулировки темы. |
2 минуты
2 минуты | Цель: сформулировать тему предстоящего урока. |
3.1. Актуализация знаний.
3.2. Совместная работа учащихся и учителя по формулировке темы урока. | - Ребята, вспомните, какой раздел учебника мы сейчас изучаем? Вы можете воспользоваться учебником. Какой раздел учебника поможет вам сориентироваться в изучаемых темах?
- А как называется тема этого раздела, которую мы изучаем? - Ребята, обратите внимание на пословицу, которую вы написали в тетради в начале урока. Перечитайте её ещё раз. Вы не замечаете какую – нибудь особенность в пословице? - Какие это слова?
- Попробуйте назвать тему нашего урока. Как бы вы её сформулировали?
Учитель корректирует формулировку темы, которую предлагают учащиеся или называет имя того учащегося, который правильно и точно сформулировал тему урока. (На доске появляется слайд №3 презентации к уроку) Тема урока:» Распознавание однокоренных слов.» |
| - Это раздел учебника «Содержание». - Мы изучаем раздел, который называется «Состав слова». (При необходимости учащиеся открывают раздел «Содержание» учебника) - Тема называется «Части слова. Корень.»
- В пословице есть однокоренные слова. - Однокоренными в этой пословице являются слова: ум, разум, надоумят. Учащиеся выдвигают свои предположения, например: «Однокоренные слова», «Родственные слова», «Подбор однокоренных слов» и т.д. |
4 минуты | 4.Целеполагание. Планирование дальнейшей работы. |
Цель: постановка цели урока и совместное планирование дальнейшей работы. |
1 минута | 4.1.Постановка цели урока. | - Ребята, завтра мы начнём изучать новую большую тему раздела «Состав слова». Найдите в учебнике название этой новой темы. Кто прочитает?
- Скажите, каким тогда будет урок сегодня: уроком изучения нового или уроком повторения? |
- Завтра мы начнём изучать тему «Суффикс».
- Сегодня будет урок повторения. |
3 минуты | 4.2. Совместное планирование дальнейшей работы. | - Верно. Что же мы будем делать сегодня? Давайте сформулируем задачи урока. В этом нам помогут опорные слова. У учителя карточки, которые он беспорядочно прикрепляет к доске :
Учитель открывает часть доски, в центре которой прикреплена карточка: Что будем делать на уроке? |
Учитель прикрепляет карточки с действиями вокруг карточки с вопросом, по мере ответов учащихся. Остаётся ещё один незакрытый вопрос. - Ребята, один вопросительный знак остался незакрытым. Как вы думаете, почему? - Ребята, подумайте, что нам надо сделать прежде всего, перед тем, как мы будем совершать все остальные операции? (Учитель указывает на остальные карточки). Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, учитель прикрепляет последнюю карточку
| Учащиеся предлагают свои варианты:
- Мы будем находить: - корень в словах;
- однокоренные слова в группе предложенных слов;
- Мы будем отличать: - однокоренные слова от слов с похожим корнем;
- Мы будем подбирать: - группу однокоренных слов по заданному корню;
- Наверное, мы не указали ещё одну задачу урока.
- Мы должны вспомнить, что такое корень и признаки однокоренных слов. |
2 минуты | 5.Актуализация знаний учащихся: мини – опрос. |
2 минуты | Цель: повторение базовых знаний по теме «Корень слова. Однокоренные слова». |
5.1. Устный опрос (фронтальная работа). | - Давайте вспомним, что вы уже знаете по теме «Корень слова. Однокоренные слова». Закончите мои предложения: 1)Корень слова – это …. 2)Корень слова – это … 3)В корне слова заключается … 4)Корень слова обозначается … 5)Однокоренными называются слова … | - Корень слова – это главная часть слова. - Корень слова – это общая часть однокоренных слов. - В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов. - Корень слова обозначается знаком – дугой. - Однокоренными называются слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень. |
1 минута | 6.Динамическая пауза. | - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
18 – 20 минут | 7.Систематизация знаний по теме. |
6 минут | Цель: развитие умения выделять группы однокоренных слов. |
1 минута
3 минуты
1 минута
1 минута | 7.1. Работа с учебником: стр.87, упр.№ 120 (письменная, парная) | - Ребята, сейчас я хочу, чтобы вы поработали в паре с вашим соседом по парте и выполнили упражнение из учебника. - Откройте учебник и найдите упражнение № 120. Прочитайте задание про себя. - С чем вы будете работать? - Что вы должны сделать? - Чем вы будете пользоваться во время работы?
- Выполняйте задание. (Даю учащимся время). Учитель оказывает помощь, даёт рекомендации учащимся, которые обращаются к учителю за помощью. - Ребята, скажите, что надо сделать, чтобы выяснить верно ли вы выполнили это задание? Давайте, проверим. Сколько групп однокоренных слов у вас получилось? - Проверим слова первой группы. - Какой корень вы выделили в этих словах? - Прочитайте слова этой группы. - Есть ли другие варианты для слов этой группы. - Какое слово в этой группе помогло вам объяснить смысл всех остальных? (Аналогично разбираются слова другой группы). Далее учащиеся выполняют самооценку своей деятельности.
Алгоритм самооценки работы учащихся: - Ребята, какова была цель этого упражнения? - Удалось ли получить результат? - Правильно ли вы выполнили это задание? - Самостоятельно ли вы его выполнили или с чьей – то помощью? Оцените вашу работу сигнальной карточкой. |
Учащиеся работают с учебником.
- Мы будем работать со словами. - Мы должны разделить эти слова на группы однокоренных слов. - Мы будем пользоваться алгоритмом в рамке на стр.87 и образцом на стр.88.
- Надо сравнить свои ответы.
- Две группы.
- В этих словах корень – лист – - Лист, листок, листочек, листопад.
- Хвостик, хвостатый, хвост. - В этих словах корень – хвост –
Учащиеся оценивают свою работу с помощью сигнальных карточек. |
6 минут | Цель: развитие умения подбирать однокоренные слова по заданному корню. |
1 минута
3 минуты
1 минута
1 минута | 7.2.Работа с учебником: стр.88, упр.№ 121 (устная, групповая) | - Чтобы выполнить следующее упражнение, вам надо разделиться на группы и работать совместно. - Решите, с кем в группе вы будете работать. Сядьте так, чтобы вам можно было общаться друг с другом. - Следующим вашим заданием будет упражнение № 121. Найдите его. Прочитайте задание к этому упражнению. - Что вы должны сделать?
- Выполните это задание в группах. Каждая группа записывает свои слова на листке. - Теперь давайте сверим ваши варианты. Решите, как вы будете представлять ваши слова: по очереди или кто-то будет выступать от вашей группы. Варианты однокоренных слов: звон, звонок, звоночек, звонкий, звонить, звонарь.
Далее учащиеся выполняют самооценку своей деятельности. Алгоритм самооценки работы учащихся: - Ребята, какова была цель этого упражнения? - Удалось ли получить результат? - Правильно ли вы выполнили это задание? - Самостоятельно ли вы его выполнили или с чьей – то помощью? Оцените вашу работу сигнальной карточкой. |
Учащиеся работают с учебником.
- Мы должны подобрать и записать однокоренные слова к слову звон и поставить ударение. Учащиеся работают по группам.
Учащиеся самостоятельно выбирают способ представления слов.
Учащиеся оценивают свою работу с помощью сигнальных карточек.
|
6 минут | Цель: развитие умения отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем. |
2 минуты
3 минуты
1 минута
| 7.3.Работа со слайдом презентации (работа коллективная). | - Ребята, осталось ещё одно упражнение, которое мы выполним все вместе. Но сначала ответьте на мои вопросы, которые помогут самому внимательному из вас сформулировать задание к последнему упражнению - Что обозначает слово «родственники»»? - А можно ли по внешности людей догадаться, что они – родственники? - А можно ли утверждать, что люди, имеющие одинаковую фамилию – родственники? - Как называют таких людей? - Вот и в нашем языке встречаются слова, схожие по звучанию, имеющие одинаковый корень, но это не значит, что эти слова однокоренные. - Кто догадался, какое задание вам надо выполнить? - Как вы будете решать, какое слово «лишнее»?
- Так же как и кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам И проверь – ка всё ты сам. Все ли слова родные – однокоренные? (Используется слайд №4 презентации к уроку) Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисёнок. Горный, горка, городок. Пёс, песочный, песок. Моряки, морской, моржи. Корень, корневой, коржи. |
- Все проверили слова? Отвечайте тогда! - Какое слово «лишнее» в первой строчке? - Объясните, почему оно лишнее? - Назовите корень в однокоренных словах. (Аналогично разбираются остальные группы слов).
Далее учащиеся выполняют самооценку своей деятельности. Алгоритм самооценки работы учащихся: - Ребята, какова была цель этого упражнения? - Удалось ли получить результат? - Правильно ли вы выполнили это задание? - Самостоятельно ли вы его выполнили или с чьей – то помощью? Оцените вашу работу сигнальной карточкой. | - Родственники – это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи.
- Родные люди очень часто похожи друг на друга. - Нет.
- Их называют – однофамильцами.
Дети выдвигают предположение о том, что им надо среди родственных слов найти «лишние» слова. - «Лишнее» слово будет отличаться по смыслу от других слов.
Учащиеся называют в каждой строке «лишнее» слово, объясняя свой ответ.
- В первой строчке лишнее слово «белка», т.к. оно обозначает животное. В остальных словах корень – бел – .
Учащиеся оценивают свою работу с помощью сигнальных карточек. |
5 – 6 минут | 8.Рефлексия учебной деятельности. |
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. |
|
| - Подведём итог нашего урока. - Всё ли мы сделали, что запланировали в начале урока? Справились ли мы с теми заданиями, которые вам давались в упражнениях?
- Какое задание сегодня было для вас самым интересным? - Возникали ли у кого – то из вас затруднения при выполнении упражнений? Какие? - Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. |
- Да.
- Мы выполнили все упражнения, которые нам предлагались.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Учащиеся оценивают свою работу с помощью сигнальных карточек. |
2 минуты | 9. Домашнее задание. |
Цель: инструктаж выполнения домашнего задания. |
| Выполнить один из вариантов: 1)Учебник: стр.88, упражнение № 122. 2)Составить и записать 2 группы однокоренных слов (по три слова в каждой группе). | - Ребята, ваше домашнее задание состоит из двух вариантов. Вы самостоятельно решаете, какой вариант будете выполнять. Первый вариант: выполнить упражнение из учебника. - Откройте учебник и найдите упражнение № 122. - Прочитайте задание к этому упражнению. Всё ли вам понятно? Второй вариант: придумать и записать 2 группы однокоренных слов (по три слова в каждой группе).Обозначить корни в словах. - Всё ли вам понятно?
- А если при выполнении домашнего задания у вас будут затруднения, чем вы можете пользоваться для уточнения?
- Спасибо за урок. - Урок закончен. |
- Мы можем пользоваться алгоритмом на стр.87. и правилами из учебника. |