Открытый урок по теме "Корень.Чередование согласной буквы в корне" 3 класс, УМК "Перспектива" с использованием ИКТ и сингапурских структур.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
На уроке ученики работают по созданному ранее алгоритму и появляется проблема. Дети эту проблему выявляют и находят пути ее решения. Вариантом выхода из положения является новый шаг в алгоритме. Акцент урока расчитан на выработку новых знаний, а не готового вложения понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 750.42 КБ |
![]() | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это какие слова?
ТАЙМД- ПЭА -ШЭА Проводится сингапурская структура : даётся время на обмен своего мнения со своим выбранным партнёром ( по предложенной учителем очереди)
Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть – корень. В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Вспоминаем то, что знаем
Это родственные слова? - люстра, светильники 1лампа - торшер - бра
У них общее лексическое значение слов Светильник - любой осветительный прибор . Люстра- светильник с несколькими плафонами. Лампа- небольшой светильник, может быть с абажуром.
Алгоритм – схема разбора 1.Один смысл слова? 2.Это родственные слова? 3.Один корень? 4.Это однокоренное слово?
Найди лишнее слово 1) Борьба, борец, бороться, воевать. 2) Весельчак, веселый, радостный, веселье. 3) Вражда, враг, противник, вражеский. 4) Дорога, путь, подорожник, дорожный. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень . Определи какая группа подходит к теме урока .
Это однокоренные слова? Т/ / Ч //Щ СВЕТ СВЕЧА ОСВЕЩЕНИЕ
Выход из проблемы МЫ вышли из проблемы? Эта замена 1 согласной буквы в корнеоднокоренное слово с чередованием соглассной буквы в корне Алгоритм был такой: 1.Один смысл слова? 2.Это родственные слова? 3.Один корень? 4.Это однокоренное слово? Добавим новые шаги в алгоритм 5) Что произошло? 6) Для чего произошла замена?
А что произошло?
Беглая согласная буква в в корне слова –для чего?
- Однокоренные ли это слова? Почему? - Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне. Открытие новых знаний ,
ИЗМЕНИЛСЯ КОРЕНЬ СЛОВА Чередование согласной буквы в корне –запишем так Так запишем чередование согласной буквы - черточкой Г // Ж // З Г // Ж
Работа в паре с взаимопроверкой Есть проблема? Записывают слова под №1и 2 партнёры по плечу Книга , книжечка, книжный. Лужок луговые, лужайка. Записывают следующую строчку слов под № 3 и 4 партнеры по плечу Книжный , книга , книжечка Луг , лужок , луговые , лужайка Как будем объяснять?
пушок, пушинка, пуховик Книга, книжечка, книжный Луга, лужок, луговые, лужайка. Круги, кругом, кружок, кружились Пух, пуховый , Применяем новые знания. Развиваем умения [ г/ж ] [ г/ж ] [ г/ж ] [ х / ш ] - Прочитайте. Спишите, выделите корень. Однокоренные ли это слова? Почему? - Допишите однокоренные слова в последнюю группу. - Найдите чередующиеся согласные звуки и запишите в конце каждой строки.
Итог урока Запишите ключевое слово – чередование
Спасибо вам всем за внимание!
Чтобы все ученики работали на уроке надо применять оригинальные идеи по системе PBL
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка разработана с решением креативной проблемы и использованием 2 структур по сингапурской системе.
1.Учитель начальных классов : Миндубаева Рима Мирзаяновна
2.Тема урока: «Корень .Чередование согласных букв в корне слова». 3 класс, УМК «Перспектива»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний по теме: «Корень .Чередование согласных букв в корне слова . 3.Создать условия проблемной ситуации о чередовании согласной буквы в слове . Систематизировать усвоения новых понятий-чередование.4 .Активизировать теоретический и практический опыт учащихся через сингапурскую систему (работа в паре, в четвёрке за столом используя структуры : ТАЙМД_ПЭА _ШЭА, СИНГЛ РАУНД РОБИН .
4.Задачи урока:
Образовательные: сформировать умение находить корень слова, обеспечить условия для осознания детьми возможности чередования согласных в корне слова. Развивающие : развивать умения находить группу однокоренных слов и доказать правильность своего решения по алгоритму, обогащать словарный запас учащихся. Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества , равное участие, взаимовыручка, умение слушать друг друга, отрабатывать навыки работать в команде с любыми учениками
5.Методы обучения: продуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, в паре, в четвёрке ( за своим столом)
6.Дидактические средства для учителя: средства ИКТ: видеопроектор, презентация, часы. НА альбомном листе записаны маркером чередования согласных букв :г\\ж, х\\ш, д\\ж, ц\\ч, с\\ш, к\\ч, з\\ж. Выставляются на доску альбомные листы ,где написан алгоритм специально перемешанные листы ( пройденные во 2классе):
добавляется ещё новый шаг : Дети сидят за столом по четыре человека и создаётся групповая работа на уроке.
Для учащихся : на середине стола указаны № стола и глянцевая карточка со словом: МЭНЕЖМЕНТ ,у каждого ученика своя брошюра свод правил - словарик, 1). конверта с Дом\зад ; туда вложен тест для каждого ученика, 2) на каждом столе второй конверт с карточками с чередующимися согласные буквами : г\\ж, х\\ш, д\\ж, с\\з, к\\ч, з\\ж, ц\\ч 3) на каждый стол будет роздан лист А4 со словами :1) шаг-шажок, 2) плач-плакса,3) сапоги –сапожок-сапожки,4) река-речной-речка 5) ухо-уши 6) труд-тружусь-утруждать ; смайлики с 3 видами человечков .
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. | Настрой учащихся на плодотворную работу в стихотворной форме: Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я друзья от вас не скрою ручку правильно возьму . Сяду прямо не согнусь За работу я возьмусь. Улыбнулись друг другу и приглашённым гостям. | Подготовка класса к работе | ЛичностныеУД: самоопределение; КоммуникативныеУД: планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2.Актуализация прежних знаний. Запускается структура ТАЙМД ПЭА ШЭА _ (дети выходят из-за своих стульев ,задвигают их) выбирают себе партнёра любого и встречаются друг с другом ладошкой в знак приветствия. Дальше по команде учителя (устанавливается -таймер в ноутбуке , можно будильник или часы) -Даётся ( t- 30 сек) и он делится своей информацией. Второй участник в паре делится своей информацией с партнёром.(t -30 сек.) | 1.В русском языке есть ли слова без корня? 2.Как найти корень слова? Молодцы! Давайте откроем книжечку- справочник с.27) Появляется слайд №1 3.Практическое задание. Найти однокоренные слова и выделить в них корень. - Одинаковый смысл слова? - Одинаковая часть во всех словах?
- Молодцы, вы научились по алгоритму быстро находить однокоренные слова и безошибочно выделять корень. 4.Поглядите на экран. В магазине продаются осветительные приборы : поглядите на эти слова внимательно :лампа ,торшер, люстра- это родственные слова? 5.Проводится структура :ТАЙМД_ПЭА_ШЭА. -Тот , кто выше ростом говорит своей паре как найти родственное слово и как найти однокоренное слово? Стоп! А теперь тот ,кто ниже ростом делится своей информацией .Какие бывают родственные слова и как мы находим корень слова? - Садитесь. А теперь любая пара расскажет нам как они объясняли друг другу. Поделитесь с нами.
СПАСИБО ВСЕМ! Садитесь все на свои места. Просмотр слайдов № 2 и | 1. Нет 2.Надо подобрать родственные слова в которых заключено основное значение слова - его смыл и найти одинаковую часть. (зачитывают правило в брошюре с.27) 3.Находят слова (род, родной, родня, родственник ,Родина, двоюродной(брат) по алгоритму, хотя все слова разные , но они имеют общий для всех родственный смысл, который заключается в корне -род Вывод: данные слова - однокоренные . 4-Нет. Это не родственные слова ,у них одинаковое значение слова , но у них разный корень . Какие слова бывают родственные и как находим корень у однокоренных слов? - Поблагодарите друг друга за полученную информацию.
| Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Например: Самирханов Данис и другой в паре Путятинский Адель , а другие в это время слушают их ответы. |
3.Создание проблемной ситуации. | Продолжить работу над однокоренными словами. Выписать из текста однокоренные слова и обозначить корень. И так у нас получился алгоритм нахождения корня
-Справились с заданием ? -Что мы имеем? -Получились разные ответы, как вы искали слова? -В чем возникли затруднения? -Что мы получили в результате выполнения задания? 5) -Добавим ещё шаг в алгоритме ------ - А для чего нам это НУЖНО ? - Встречался ли раньше такой шаг алгоритма ? -Что мы с вами сделали? -Для чего это нужно нам в речи? - ВОТ это и есть новая тема нашего урока ! Одна беглая согласная заменилась другой согласной и являются они всё же однокоренными. -Чередование согласных помогает согласованно звучать: красиво, ровно, согласно. | Выписывают из презентации слова и выделяют корень . - Да. -Идём по алгоритму
-Получается что нет т.к у них неточный корень. Он не совпадает -НЕТ, не получается. У них беглая согласная получилась . ч\\ж Мы имеем разный корень. Получились разные корни: одна согласная заменилась другой согласной. - НЕТ - Добавили ещё1 шаг. 5 шаг: Здесь произошла замена? Такая замена называется - чередованием. - Для того ,чтобы слово слышалось правильно , понятно, удобно. -Чтобы согласованно в звучании слова. - Мы вышли из непонятной ситуации. | Регулятивные УД: целеполагание, планирование; ПознавательныеУД: постановка вопросов, формирование проблемы, выдвижение гипотез; КоммуникативныеУД: инициативное сотрудничество; |
4.Постановка выхода из проблемной ситуации. Здесь запускается обучающая сингапурская структура : СИНГЛ РАУНД РОБИН (в которой ответы проговаривают по кругу 1 раз)детей на данный вопрос .Работа в команде ,где учащиеся ( по очереди) глядят на предложенную карточку .Согласовываются . Минута отдыха –релаксация ( смена работы разных групп мышц) | -В чем же мы сегодня должны разобраться? В словах происходит замена 1 буквы – получается разные корни , но мы всё же считаем их однокоренным словом. Какие чередования бывают?. -Как мы будем это делать? Смотрим на слайд №3, 4 и другие -8 -Докажите, что слова СВЕТИЛЬНИК, СВЕТ, свеча, ОСВЕЩЕЩЕНИЕ однокоренные слова. -Что это значит? - Давайте поработаем в команде за столом .Я каждому столу раздам группу слов ,а вы докажите что это родственные слова и есть ли здесь чередование? -Давайте проведем эксперимент. Попробуем убрать букву в корне слова СВЕЧУ и поставить обычную для корня. Сделаем корень одинаковым. -Прочитайте предложение. Что можно сказать о слове? -Что нам помогло понять значение этих слов? -Сколько однокоренных слов в тексте? -Какие корни? -Как пришли к верному решению? -Вы обсудили между собой группу слов. От каждого стола зачитает свою группу слов и покажет какое получилось чередование. Отвечать будет участник по №3 -Сформулируйте тему урока. -Какие буквы чередуются? ФИЗМИНУТКА (смотреть по времени) | - В словах происходит замена -1 буквы –получается разные корни ,но мы всё же считаем их однокоренным словом. Какие чередования бывают?. - Подбирать родственные слова и смотреть на корень -Произносится непривычно, неудобно. -Звучит смешно. -Ч заменили на Т. Значит, в некоторых словах согласные могут заменять друг друга, по очереди работать в корне слова.! Замены-.2 -свет-свеч-свещ -.т//ч//щ -У родственных слов получились в корне 3 разных чередования. -Не знали, что последние буквы в корне могут меняться. -Пользовались известным алгоритмом, проводили эксперимент. -В однокоренных словах согласные могут чередоваться. Стол № 1- река –речной- речка- к\\ч Стол № 2 -ухо –уши- х\\ ш Стол № 3 -плач-плакса- ч\\к Стол № 4 –шаг-шажок- г\\ж Стол № 5 –сапоги –сапожки -сапожок- г\\ж Стол № 6- труд – тружусь- утруждать д-\\т -Здесь произошло чередование:Г//Ж(№5) - Здесь произошло чередование: Г//Ж (№4) -Здесь произошло чередование: К//Ч(№1) -Здесь произошло чередование: Д//Т(№) -Здесь произошло чередование:Х//Ш(№2) -Здесь произошло чередование:Ч//К (№3)
-Чередование согласной буквы в корне. - Беглая согласная меняется в корне слова. - Чередуются согласные буквы. Дети рассказывают стихотворение и выполняют в движении: 1.Нам живётся лучше всех , Потому что с нами СМЕХ! (руки в стороны) С ним нигде не расстаёмся- Где б мы ни были – смеёмся! ( поворачиваем голову с улыбкой в лево и в право) Утром выглянем в окно- (открываем ) 2.Дождик льёт, а нам смешно. Всюду с нами наш дружок- Смех -Смешинка! Смех - Смешок!(повороты в разные стороны и ноги делаем пружинкой) Молодой , задорный Смех! Посмеяться ведь не грех? (руками разводим в разные стороны) С.Михалков | РегулятивныеУД : целеполагание; Коммуникативные УД: постановка вопросов; Познавательные УД: формулирование познавательной цели, формулирование проблемы; |
5.Первичное закрепление | - Проведем наблюдение над другой группой слов: 1 и 2 ученики записывают в тетрадь друг –друзья—подруга дружить .3 и 4 ученики записывают :снег-снежинка- снеговик-снежок СЛАЙД №11 и 12 | Слайд №11 и №12.Запишите слова. Работа в парах - №1 и 2. Слова: друг, друзья, дружить - №.3 и 4 снег, снежинка ,снежный, снежок. Учащиеся делают вывод, что чередоваться могут и другие согласные (показ чередования) | Коммуникативные УД: постановка вопросов, инициативное сотрудничество; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Слайд №15 и проверка №16 Запишем слова и после проверим .Обмениваться работами будем так:№1проверяет у №2 партнёра по плечу и он его взаимно , №3 проверяет №4 и он его взаимно. | Самостоятельная работа учащихся. Осуществляют проверку -ставят оценку у другого учащегося партнёра по плечу, пошагово сравнивая с алгоритмом. | РегулятивныеУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено; ЛичностныеУД: самоопределение; |
7. Рефлексия деятельности и оценивание. | -Что нового узнали на уроке? - Над какой темой работали? -Какое для нас сегодня было ключевое слово? - Дом\зад :1) в конверте лежат тесты на каждого ученика возьмите их.2) Упр. 43,с.34 в раб. \тетрадях Слайд № 17-18 - Поднимите смайлики , как вы оцениваете свою работу. - Вы все сегодня были молодцы! До новых встреч! | -Узнали, что корни в однокоренных словах могут различаться последней буквой. . -- В однокоренных словах согласные могут чередоваться. -Чередование звука сегодня для нас ключевое слово в разборе слова Оценивание своей работы смайликами -1)Я сомневался 2) Мне понравилось. Я доволен 3).Мне было трудно. | КоммуникативныеУД: умение выражать свои мысли; ЛичностныеУД : смыслообразование; ПознавательныеУД: рефлексия |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/02/p9270666szh.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/02/p9270677szh.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/02/p9270694szh.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140971-1352483613.jpg)
Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буква Ь- обозначение мягкости согласных" .
Цели урока: 1)формирование навыка чтения, 2) развитие интереса к чтению и желания читать, 3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением....
Открытый урок по произношению. Тема: "Согласный звук [щ]". 1 класс.
В уроке содержатся упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, фонематического восприятия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-563510-1422006205.jpg)
Урок математики в 4 классе.Тема: Нахождение неизвестного множителя. (Сингапурские структуры).
Тема: Нахождение неизвестного множителя....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/26/picture-650650-1437916332.jpg)
Открытый урок по русскому языку Согласный мягкий звук [й ] и буква "и краткое" 2 класс "Школа России"
Новый материал. Знакомство с особенностями звука й....
Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»
Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-965023-1516628494.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-351242-1548351621.jpg)
Конспект открытого урока произношения по теме: «Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч. Хорошие манеры». (2 класс).
На уроке ведется работа по уточнению произношения звука Ч, расширение семантического поля слова "Чай", развитие диалогической речи через продуктивные виды деятельности....