Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Муллагалиева Зульфия Гумаровна

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспективная начальная школа")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муллагалиева Зульфия Гумаровна, учитель начальных классов высшей кв.категории

МБОУ «Большеменгерская основная общеобразовательная школа»

Атнинского муниципального района Республики Татарстан

Тема: Винительный падеж имен существительных.

(Урок русского языка,  3-й класс,  УМК «Перспективная начальная школа»)

Тип: урок-открытие новых  знаний

Цель: научить детей определять падеж имен существительных.

Дидактические задачи:

  • Образовательные: 1. Познакомить учащихся с признаками Винительного падежа имен существительных.  2.Формировать умение правильно употреблять существительные в В.п.
  • Развивающие: 1Развивать интеллектуальные способности детей, умение доказывать свою точку зрения. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, творческую активность.
  • Воспитывающие: 1.Воспитывать культуру общения через организацию урока, гуманное  толерантное отношение друг к другу. 2.Формировать добросовестное отношение к труду,  культуру поведения при разных формах работы.

Формировать УУД:

  • Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
  • Умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, волевая саморегуляция (Регулятивные УУД)
  • Приобретение школьником социальных знаний.  (Познавательные УУД)

Оборудование: учебник: Чуракова Н.А. «Русский язык» ч.1, электронное методическое пособие, тетрадь для самостоятельных работ,  индивидуальные карточки с заданием для работы в группах, «ключ» для расшифровки задания, презентация к уроку.

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

 Цель: Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.

Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.

- Начинаем наш урок. А чтобы в хорошем настроении начать наш урок, давайте поприветствуем друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу, партнеры по лицу - ударьте кулачками и улыбнитесь друг другу, а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Приветствуют друг друга.

Коммуникативные УУД – общаются, слушают.

2.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: Установить эмоциональный настрой урока

- Сегодня мы продолжим знакомство с именем существительным. Вы уже многое знаете об этой части речи, знакомы и с падежами.

Слушают учителя. Настраиваются на работу.

3.

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Цель: проверить знаний учащихся; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях;

1.-Сейчам мы с вами, используя структуру ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН (встать-сесть) повторим ранее изученный материал. Если вы  согласны с утверждением нужно встать, если нет – сесть.        

 – Имя существительное - служебная часть речи.      

– Имя существительное – самостоятельная часть речи.

- Имя существительное обозначает действие предмета.

- Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

- Имя существительное обозначает предмет.

- Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей?

- Имя существительное изменяется по родам.

- Имя существительное изменяется по числам.

- Имя существительное имеет род.

- Имя существительное изменяется по команде вопросов (т.е. по падежам)

- В предложении имя существительное является главным или второстепенным членами.

Оцените свою работу на данном этапе.

2.Групповая работа. На столах карточки со словами. Из этих слов нужно собрать пословицу и объяснить её смысл. На это вам дается 30 сек..

И,   где,  там, труд,  радость.

Время вышло. Закончили обсуждение.  Отвечает стол №1, затем стол №2.

-Сегодня наш урок пройдёт под девизом «Где труд, там и радость». Оцените работу вашей команды.

3. Откроем тетради и проведем минутку чистописания. Запишите пословицу.  Оцените  свою работу с помощью лестницы.

- Что сейчас является вашим трудом?

4. Работа в паре с партнером по плечу. Обсудите и объясните какие орфограммы встретились в этой пословице. Время 30 сек. Ответы на вопросы.

- Назовите имена существительные. В какой форме они стоят? (в форме Им.п.,ед.ч.)

5.- А ещё какие падежи есть? И сколько их в русском языке?

Сейчас мы проверим ваши знания по падежам. На столах листочки. Вы должны подумать и записать вопрос, касающийся падежей. И ответ. Структура КУИЗ- КУИЗ- ТРЕЙД. («опроси- опроси- обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.)

Оцените работу своих одноклассников. Чей вопрос вам понравился? Чей вопрос заставил вас задуматься?

Отвечают на вопросы. В случае согласия с утверждением встают, а не согласия садятся.

Учащиеся с помощью цветовых кружков дают самооценку.

Составляют пословицу, объясняют её смысл.

Ученик под № 2 (стол № 1) зачитывает составленную пословицу.  Ученик под №2 (стол №2) объясняет смысл пословицы.

Оценивают работу команды.

Выполняют чистописание. Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы

Записывают вопрос и ответ на свой вопрос.

Находят ближайшую пару, задают свой вопрос и в зависимости от полученного ответа, либо благодарят за ответ, либо помогают ответить.

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД – общаются, слушают, работают в группе.

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации

4.

Формирование темы урока. Постановка цели и задач урока.        Цель: Определить тему и цели урока на основе создания проблемного вопроса.

1.- На предыдущих уроках мы рассмотрели Им.п., Р.п., Д.п..

А теперь давайте обратимся к упр.66. Прочитайте и запишите предложение.

Мышь увидела мышь.

- О ком говорится в предложении? (о мыши)

- А что говорится о мыши? (что она увидела мышь)

- Правильно. Остаётся только определить, какое слово мышь является подлежащим то, которое стоит на первом месте в предложении, или то, которое стоит на последнем месте. Как вы думаете? (Дети, как правило, думают, что речь идет о том слове, которое стоит на первом месте.)

-Давайте докажем это. Дополним предложение.

Мышь увидела мышь, кошку и хомячка.

(из этого контекста понятно, что именно то слово мышь, которое стоит на первом месте, является подлежащим.)

2.Давайте определим, в каком падеже стоят интересующие нас слова.

(Первое слово мышь является подлежащим, из чего можно сделать вывод, что оно стоит в форме И.п.. Второе слово мышь- второстепенный член предложения. Из этого сразу становится ясно, что оно стоит не в И.п. Но тогда в каком же?)

Миша с Машей поспорили.

- Один из них рассуждал так: кого? чего? – мышь. Значит это сущ. в форме Р.п.

Другой доказывал так: кого? что?- мышь. Значит это сущ. в форме В.п.

-Мы должны помочь Мише и Маше. С Р.п. мы с вами знакомы, а вот В.п. пока не рассматривали.

- Как называется ступенька, на которую мы поднимемся ? (Винительный падеж)

- Какова же тема нашего урока? (Винительный падеж)

Обратимся к плакату Летучей мыши. Работа с правилом стр. 80.

- А цель урока? (Научиться отличать В.п. от Р.п. и от И.п.)

Работают в тетрадях, отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации

Метапредметные УУД -  овладение способом логического мышления

5.

Формирование новых знаний.

Открытие нового знания.            Цель: Поиск решения учебной задачи

1.- Давайте вернёмся к спору Маши и Миши. Кто же прав из них?

Возникновение затруднения: увидела (кого? чего?) Мышь или увидела (кого? что?) мышь. (Обращаем внимание на главное слово в словосочетании: увидела мышь. Именно это слово увидела (ВИЖУ) указывает на В.п. зависимого слова мышь.)

Несмотря на то что формы И.п. и В.п. слова мышь похожи, - это разные формы одного слова. Первое слово мышь является подлежащим, из чего мы делаем вывод, что оно стоит в И.п.. Второе слово мышь является второстепенным членом предложения, следовательно, стоит в форме В.п..

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД – постановка вопросов, разрешение конфликтов

6.

Физкульминутка

Цель:Обеспечить активный отдых учащихся, переключить внимание с одного вида деятельности на другой,  повысить внимание и активность детей на последующем этапе урока.

Структура ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР

Ученик – лидер выполняет движения, остальные учащиеся повторяют. Лидер поочерёдно меняется.

7.

Первичное закрепление новых знаний.

Цель: проследить процесс применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

1.Самостоятельная работа. Упр.66.

Остальные два предложения выполняются самостоятельно.   Стол №1- Мать любит дочь.

Стол №2 – Дочь любит мать.

Для определения падежа второстепенных членов предложения необходимо воспользоваться помощью слов ВИЖУ и НЕТ.

Структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ  – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

Оцените работу вашего товарища.

2. Работа в тетрадях для самостоятельной работы. Зад.51

-Какую цель ставит перед нами задание? (Познакомится с новым словарным словом, запомнить его написание, научиться образовывать форму В.п. и Д.п.) Выполнение задания.

3. Самостоятельная работа. Зад.52. Цель: знакомство с новым словарным словом, научить распознавать В.п.

Работа над словосочетаниями: надела поясок, подвязала туесок, побежала по малину, побежала через луг, побежала через лесок. Оцените свою работу.

4. Выполнение упр.67. Работа в паре с партнером по лицу. Первая пара выполняют 1 предложение. Вторая пара – 2 предложение.

Прочитаем задание. Партнеры под № 1и 4 задайте своим партнерам по лицу вопрос, который помог бы понять, что понимает ваш партнер под понятием основа предложения.

Выделить основы предложений, выписать словосочетания с выделенными словами, ставя вопрос и определяя падеж.

Оцените работу своей пары.

Работа в тетрадях, выполнение упражнений.

Выполняют письменную работу, проверяют работу товарища. Оценивают работу товарища.

Самостоятельная работа.

Работа в паре.

Чтение задания, постановка вопроса.

Оценка работы пары.

Познавательные УУД – работа с учебником

8.

Физкульминутка

Структура ТИМ ЧИР - весёлое упражнение для поднятия настроения и духа. Вздохнуть, стряхнуть, улыбнуться.

Выполняют упражнение.

9.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: Оценить успешность достижения цели и определить  перспективы  на будущее.

1.Работа с диагностической картой.

 

 

Да

Нет

 1.

Переплыл через реку

+

 

2.

Выбегали из школы

 

+

3.

По  морскому дну

 

+

4.

Привёз подарок

+

 

5.

Закинул невод

+

 

6.

У  морского берега

 

+

7.

Приплыть на остров

+

 

 

 

Да

Нет

1.

Бежал под гору

+

 

2.

Сидели у забора

 

+

3.

Дойти до города

 

+

4.

Прошел сквозь дым

+

 

5.

Сделал ошибку

+

 

6.

Готовились к  юбилею

 

+

7.

Влетела в окно

+

 

Напротив каждого словосочетания нужно поставить плюс в колонке «да» или «нет» в зависимости от того, стоит ли сущ. в словосочетании в В.п..

Самостоятельно работают с диагностической картой.

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

10.

Рефлексия деятельности

Цель: Подвести итоги работы

Проверка по ключу.

Дом.зад. стр.82, упр.68

Итог:

- Какую тему рассматривали на уроке?

- Какую цель мы ставили?

- Удалось ли достичь цели?

- Чему научились?

- Поднимите руку, кто сможет сам рассказать и помочь разобраться своим товарищам в новой теме?

Проверка работы по ключу. Слайд.

Ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс

Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по числам» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: обобщение знаний об изменении имен прилагательных по числамЗадачи урокаДидактические:Знать число имен прилагательных, изменять прилагательные по числам;Уметь определять число имени прилага...

Технологическая карта урока русского языка - "Роль имён прилагательных в тексте-описании" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Роль имён прилагательных в тексте-описании» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление понятий об отличительных признаках т...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по падежам» (3 класс)

Цель урока: совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного....

Технологическая карта урока русского языка «Число имён прилагательных» (3 класс)

Цель урока: формирование умения определять число имён прилагательных по числу имен существительных; формирование умения составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»...