Технологическая карта урока. Обучение младших школьников сочинению. «Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Технологическая карта урока. Обучение младших школьников сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_skazki_s_ispolzovaniem_imyon_sushchestvitelnyh_s_raznymi_suffiksami.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 6
Технологическая карта урока
Обучение младших школьников сочинению
«Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами»
1. Ф.И.О. учителя: -
2. Класс: 3
Предмет: русский язык
а) образовательная: Развитие творческих способностей учеников в процессе словопроизводства и создания текстов с использованием «необычных» слов, образованных разными суффиксами.
б) деятельностная: Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.
4. Технологии, методы: обучение в сотрудничестве
5. Основные понятия, термины : сочинение, красная строка, части текста, суффиксы.
6. Тип урока: обучающее сочинение.
7. Планируемый результат:
- Предметный:
- сформировать понятие «сочинение», его особенности и структуру
- знать признаки текста и уметь их определять (тема, главная мысль, тип, вид, структура)
- самостоятельно озаглавливать текст;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев
- составлять связные высказывания в устной и письменной форме.
- осознанно использовать читательские умения для работы с информацией (поиск, фиксация, понимание, преобразование, оценка достоверности)
- Личностный:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
в) Метапредметный:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
•умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию.
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию.
Технология обучения
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
I.Организационный момент | Проверь, дружок, | Личностные УУД: - положительное отношение к учению | |
II. Актуализация знаний. | Проверка домашнего задания. Опрос. – Какое значение имеют суффиксы -их-, -иц-, -енок-? – Какие вы знаете уменьшительно-ласкательные суффиксы? – Какое значение у суффикса -очк- в слове мамочка? – У каких суффиксов есть значение «человек по роду занятий»? – Одинаковые или разные суффиксы в словах ельник и мельник? Почему? – Какие значения может иметь суффикс -ник-? – Приведите примеры из задания № 8, тема 7 в рабочей тетради, которое вы выполняли дома. Прочитайте слова и значения, которые вносит в них суффикс -ник-. | Обозначают животных (самку) и их детёнышей. -еньк-, -оньк-, -иньк-, -инк-, -енк-, -онк-, -онок-, -енок-, -ик, -очк-, -ечк- Ласкательное -тель, -ник- Мнения детей Дети читают задание 8 | Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Обобщать и классифицировать по признакам. 4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний. | – Сегодня вы сами будете сочинителями – придумывать слова с изученными суффиксами и составлять с ними рассказы (сказки). | Текст так называется потому, что в нем идет речь о коте по кличке Васька. | |
IV. Физкультминутка | Раз – подняться, потянуться. | Дети выполняют упражнения. | |
V. Развитие умений. | Работа в учебнике. 1. Подготовительная работа. 1. Упр. 279. – На что похожи её слова? 2. Устное сочинение. – Что могло произойти с этими героями в саду? С чего всё начнётся? Чем закончится? 2. Сочинение сказки. Упр. 280. Ученики читают задание про себя и формулируют его вслух. 1. Работа по содержанию сказки. – Рассмотрите иллюстрацию. Какой по жанру текст мы будем сочинять? – Чем необычна страна, где живут наши герои? Как мы её можем назвать? – Как зовут героев? – Что могло случиться в этой стране? – Чем всё закончилось? Кто помог или навредил? Как развивались события? 2. Работа над структурой сказки. – Наша сказка не должна быть длинной. Мы расскажем об одном приключении из жизни семьи Дождя. Примерный план: 1) Вводная часть. Где происходят события, когда, с кем? 2) Основная часть. а) С чего всё началось? б) Что произошло? в) Как развивались события? 3) Заключительная часть. Чем всё закончилось? – Определите фразы, слова, с которых может начинаться вводная часть. – Помните, что надо донести до читателей вашу главную мысль. 3. Орфографическая подготовка. Следует повторить написание имён собственных, слов с буквами безударных гласных, не проверяемыми и проверяемыми ударением. 4. Самостоятельная работа и самопроверка. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | В слове цветонок суффикс -онок-, с его помощью образуются существительные, обозначающие детёнышей животных; цветоночек – уменьшительно-ласкательная форма от цветонок, суффикс -ек- (ср. зайчонок – зайчоночек); цветиха (ср. зайчиха, ежиха). 2–3 ученика предлагают темы и варианты развития действия этой сказочной истории.) - Сказку - Моросейка, Тучкоград, Мокриха и т.д - Папа – Дождь, мама – Дождиха, дети – дождятки, сынок – Дождёнок. - Все стали скучными, одинокими; заболел сынок; перепили воды и т.д. Ответы детей Вводная часть: жили-были ...; В далёком царстве, в небесном государстве..., основная часть (Вдруг..., однажды...), заключительная часть (Так все и решили..., на этом всё и закончилось..., долго ещё... ) Ответы учеников | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
VI. Итог урока. | – Вам понравилось придумывать новые слова? – Что для этого нужно знать? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Дети отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД 1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
VII. Домашнее задание. | 1. Проиллюстрировать свою сказку. 2. Задание № 10, тема 7 в рабочей тетради. | Дети записывают домашнее задание в дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами
Урок русского языка, 3 класс. По рисункам ученики составляют сказку, используя для этого имена существительные с разными суффиксами...
технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....
Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами".
Презентация к уроку русского языка. Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами" по программе Школа 2100....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Род имён существительных во множественном числе"
Технологическая карта изучения темы «Род имён существительных во множественном числе»Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению ...
Технологическая карта урока по русскому языку « Упражнения в распознавании изученных падежей имён существительных»
Систиматизация и обобщение знаний, умений по изученным падежам( Д.п., Р.п,В.п.)...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударные и безударные окончания имён существительных" 4 класс УМК "Школа России"
Урок русского языка в соответствии с ФГОС НОО...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...