Технологическая карта урока. Обучение младших школьников сочинению. «Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Технологическая карта урока. Обучение младших школьников сочинению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 6

Технологическая карта урока

Обучение младших школьников сочинению

«Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами»

1. Ф.И.О. учителя: -

2. Класс:  3

Предмет: русский язык

а) образовательная: Развитие творческих способностей учеников в процессе словопроизводства и создания текстов с использованием «необычных» слов, образованных разными суффиксами.

б) деятельностная: Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.

4. Технологии, методы: обучение в сотрудничестве

5. Основные понятия, термины : сочинение, красная строка, части текста, суффиксы.

6. Тип урока: обучающее сочинение.

7. Планируемый результат:

  1. Предметный:

- сформировать понятие «сочинение», его особенности и структуру

- знать признаки текста и уметь их определять (тема, главная мысль, тип, вид, структура)

- самостоятельно озаглавливать текст;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев

- составлять связные высказывания в устной и письменной форме.

- осознанно использовать читательские умения для работы с информацией (поиск, фиксация, понимание, преобразование, оценка достоверности)

  1. Личностный:  

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

в) Метапредметный:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

•  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

•умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию.

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию.

Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

I.Организационный момент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Личностные УУД:

- положительное отношение к учению

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Опрос.

– Какое значение имеют суффиксы -их-, -иц-, -енок-?

– Какие вы знаете уменьшительно-ласкательные суффиксы?

– Какое значение у суффикса -очк- в слове мамочка?

– У каких суффиксов есть значение «человек по роду занятий»?

– Одинаковые или разные суффиксы в словах ельник и мельник? Почему?

– Какие значения может иметь суффикс -ник-?

– Приведите примеры из задания № 8, тема 7 в рабочей тетради, которое вы выполняли дома. Прочитайте слова и значения, которые вносит в них суффикс -ник-.

Обозначают животных (самку) и их детёнышей.

-еньк-, -оньк-, -иньк-, -инк-, -енк-, -онк-, -онок-, -енок-, -ик, -очк-, -ечк-

Ласкательное

-тель, -ник-

Мнения детей

Дети читают задание 8 

Познавательные УУД

1Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.

– Сегодня вы сами будете сочинителями – придумывать слова с изученными суффиксами и составлять с ними рассказы (сказки).

Текст так называется потому, что в нем идет речь о коте по кличке Васька.

IV. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

Дети выполняют упражнения.

V. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Подготовительная работа.

1. Упр. 279.

– На что похожи её слова?

2. Устное сочинение.

– Что могло произойти с этими героями в саду? С чего всё начнётся? Чем закончится?

2. Сочинение сказки.

Упр. 280. Ученики читают задание про себя и формулируют его вслух.

1. Работа по содержанию сказки.

– Рассмотрите иллюстрацию. Какой по жанру текст мы будем сочинять?

– Чем необычна страна, где живут наши герои? Как мы её можем назвать?

– Как зовут героев?

– Что могло случиться в этой стране?

– Чем всё закончилось? Кто помог или навредил? Как развивались события?

2. Работа над структурой сказки.

– Наша сказка не должна быть длинной. Мы расскажем об одном приключении из жизни семьи Дождя.

Примерный план:

1) Вводная часть. Где происходят события, когда, с кем?

2) Основная часть.

а) С чего всё началось?

б) Что произошло?

в) Как развивались события?

3) Заключительная часть. Чем всё закончилось?

– Определите фразы, слова, с которых может начинаться вводная часть.

– Помните, что надо донести до читателей вашу главную мысль.

3. Орфографическая подготовка.

Следует повторить написание имён собственных, слов с буквами безударных гласных, не проверяемыми и проверяемыми ударением.

4. Самостоятельная работа и самопроверка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

В слове цветонок суффикс -онок-, с его помощью образуются существительные, обозначающие детёнышей животных; цветоночек – уменьшительно-ласкательная форма от цветонок, суффикс -ек- (ср. зайчонок – зайчоночек); цветиха (ср. зайчиха, ежиха).

2–3 ученика предлагают темы и варианты развития действия этой сказочной истории.)

- Сказку

- Моросейка, Тучкоград, Мокриха и т.д

- Папа – Дождь, мама – Дождиха, дети – дождятки, сынок – Дождёнок.

- Все стали скучными, одинокими; заболел сынок; перепили воды и т.д.

Ответы детей

Вводная часть: жили-были ...; В далёком царстве, в небесном государстве..., основная часть (Вдруг..., однажды...), заключительная часть (Так все и решили..., на этом всё и закончилось..., долго ещё... )

Ответы учеников

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VI. Итог урока.

– Вам понравилось придумывать новые слова?

– Что для этого нужно знать?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Дети отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

VII. Домашнее задание.

1. Проиллюстрировать свою сказку.

2. Задание № 10, тема 7 в рабочей тетради.

Дети записывают домашнее задание в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами

Урок русского языка, 3 класс. По рисункам ученики составляют сказку, используя для этого имена существительные с разными суффиксами...

технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....

Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами".

Презентация к уроку русского языка. Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами" по программе Школа 2100....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Род имён существительных во множественном числе"

Технологическая карта изучения темы «Род имён существительных во множественном числе»Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...