Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударные и безударные окончания имён существительных" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Неволина Ольга Викторовна

Урок русского языка в соответствии с ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarnye_i_bezudarnye_okonchaniya.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Ударные и безударные окончания имен существительных.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: Сравнение ударных и безударных окончаний существительных одного и того же склонения и выведение правила написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Задачи: 1.Совершенствовать умения определять склонение и падеж существительных.

2.Сравнивать и группировать имена существительные с ударными и безударными окончаниями.

3.Научить находить новую орфограмму и объяснять ее написание с опорой на алгоритм.

4. Обеспечить здоровьесберегающий эффект урока через физкультминутки для сохранения здоровья и повышения уровня работоспособности ученика.

5.Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимание, усидчивость, интерес к предмету через содержание учебного материала.

Технология построения урока: Проблемно-диалоговая, частично-поисковая, здоровьесберегающая и информационно-коммуникационная технология.

Планируемые результаты

Предметные:

-систематизировать знания о склонениях и падежах существительных;

-анализировать и классифицировать имена существительные с ударными и безударными окончаниями;

-выполнять задания, используя в практике правило правописания безударных падежных окончаний;

-применять пошагово алгоритм написания безударных окончаний имен существительных;

-писать правильно новую орфограмму в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах;

-создавать связные устные высказывания.

Метапредметные

Личностные:

-внедрение продуктивных технологий при организации учебного процесса;

-актуализация мыслительной и творческой деятельности;

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-осознание собственной успешности при изучении темы.

Познавательные УУД:

-уметь воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы;

-уметь использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы) представления информации;

-извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать;

-выстраивать логическую цепочку рассуждений и доказательств, делать выводы;

-повышать интерес учащихся к изучаемому предмету.

Регулятивные УУД:

-учиться самостоятельно определять, принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности;

-развивать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

-отрабатывать умения анализировать объекты с целью выделения их признаков;

-уметь структурировать полученные знания;

-проверять учебное задание и вносить корректировку с учетом характера сделанных ошибок;

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

-уметь концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

-формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога с учителем;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-плодотворно сотрудничать с учителем, уметь договариваться при работе с одноклассниками;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

-развивать умение адекватно оценивать собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи.

ЭТАП

ЦЕЛЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организационный этап.

Создать условия для эмоционального настроя на учебную деятельность.

- С каким настроением будем работать? Перед вами лежат цветные полоски на столах: красная, желтая, зеленая. Выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональноенастроение именно сейчас.

Минутка чистописания

Развитие правильной каллиграфии

Послушайте скороговорку:

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Какой звук повторяется чаще всего? Сегодня мы будем прописывать букву…ЗзЗзЗззззЗзЗззЗзз

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

На доске записаны словосочетания:

К рек…, до земл…, в окн…

ктропинк…, для берёзк…, в кормушк…

- Поставьте ударения в словах.

- В какой части слова пропущена буква?

- Можем ли мы сразу дописать окончания? Почему? Как называется данная орфограмма в словах?

- Можем ли мы подобрать проверочное слово?

- Как нам поступить?

- Кто догадался, какова тема урока?

- В окончании.

- Нет, т.к. оно безударное.

- Нет.

На этот вопрос мы должны сегодня ответить.

Безударные окончания имён существительных.

Актуализация знаний.

Выявить и закрепить необходимые знания для изучения новой темы.

Давайте вспомним: Как определить склонение сущ-го?

Какие сущ-ные относятся к 1 скл? Ко 2 скл.?К 3  скл.?

- А если, сущ. стоит в косвенном падеже?

Вывод: - Как вы думаете, для чего мы это всё повторили?                                                          

Рассказывают алгоритм:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание.
  3. Определить склонение.

Поставить его в начальную форму (Им. падеж, ед. число)

- Эти знания нам понадобятся для изучения новой темы.

Первичное усвоение знаний.

Создать условия, необходимые для первичного усвоения новых знаний.

Работа с учебником

с. 94 упр.179

Умные люди ещё до появления нас с вами провели большую работу, проанализировали её и заметили, что имена существительные одного склонения имеют одинаковые ударные и безударные окончания при изменении по падежам и составили вот такую табличку.

Итак, как в одном и том же падеже пишутся ударные и безударные окончания?

- Как проверить безударное окончание?

Одинаково.

- Нужно подобрать существительное того же склонения и в том же падеже с ударным окончанием.

Первичная проверка понимания.

Проверить понимание нового материала

Вернёмся к нашим словам и допишем окончания.

ктропинк…, для берёзк…, в кормушк…

- Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание?

- Определите падеж сущ. к тропинк…

- Определите склонение.

- Что будем делать дальше?

Определить склонение и падеж существительных.

Физкультминутка

Применить здоровье сберегающие технологии

Если 1 скл. – руки вверх, если 2 скл. – руки вперед, 3скл.- хлопок в ладоши.

Ученик называет сущ-ые, а дети выполняют упр-я.(по 5 слов и меняются)

Первичное закрепление.

Закрепить изученный материал.

  1. Работа по рядам

Просклоняйте имена существительные:

1 ряд – зарядка, 2 ряд – класс, 3 ряд – тетрадь.

Взаимопроверка в парах.

  1. Проверка.

- Как проверить безударное окончание?

Выполняют работу, проверяют.

Нужно подобрать существительное того же склонения и в том же падеже с ударным окончанием.

Контроль усвоения изученного материала

Осуществить контроль за усвоением материала

Самостоятельная работа

Стр 95 упр181

- Выделите безударные окончания сущ., определите склонение и падеж.

- оцените работы друг друга и свою работу.

Дети пишут под диктовку текст, выполняют задание.

Взаимопроверка тетрадей.

Оценивают работы.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обсуждение и запись домашнего задания

Применение новых знаний самостоятельно

с. 95 Упр. 182, 183

Составьте и напишите текст-рассуждение о вашем любимом времени года. Озаглавьте его.

Рефлексия.

Обобщить новый материал. Организовать оценивание детьми собственной деятельности.

- Чем занимались сегодня на уроке?

– Как проверить безударную гласную в окончании?             - Кому было комфортно сегодня на уроке? Кому некомфортно? Почему? Кто на уроке испытывал трудности? В каком задании? Что нужно сделать, чтобы преодолеть эту трудность?

Учились писать безударные окончания.

Подобрать существительное этого же склонения, но с ударным окончанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...

Технологическая карта урока русского языка "Слоги ударные и безударные. Роль ударения" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока:  создание условий для формирования умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.Задачи урока:Дидактические:Повторит...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род и число имён существительных" - 3 класс

Тип урока: открытие «нового» знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об изменении имени существительного по числам и определении его рода.Задачи урока:Дидактические:1. ...

Технологическая карта урока русского языка «Слоги ударные и безударные. Роль ударения» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся об ударных и безударных слогах, о роли ударения; умения определять ударный слог и роль ударения в слове....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударной гласной в корне слова" - 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствовать умение видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, про...