Конспект урока русского языка "Глагольные суффиксы", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Глагольные суффиксы».

Цели урока: закрепить раннее полученные знания написания глагольных суффиксов в разных формах.

Планируемые результаты

  • предметные: уметь правильно определять суффиксы в глаголах, уметь обобщать и закреплять полученные знания, проявлять интерес к учению, уметь формулировать и высказывать свою точку зрения.
  • личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УЗЗВУ.

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: стихотворение для определения темы урока.

Словесн.: формулировка темы урока.

Словесн.: актуализация знаний, устный опрос.

Словесн.: постановка целей урока.

≈5

- Послушайте стихотворение и скажите, с какой частью речи мы сегодня будем работать.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке? (о глаголе)

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Глаголы изменяются по ….. (временам)

2. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. -ть-, -ти-, -чь-

3. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени)

4. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-, -е, -ну-, -ова-)

- Откройте учебники на стр.97 и прочитайте тему урока.

- Поставьте цель урока.

Слушать стихотворение и предполагать тему урока.

Определять тему урока.

Актуализировать знания, полученные ранее.

Определять цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: работа с учебником, разбор упражнения, самостоятельное выполнение письменного упражнения.

Словесн.: фронтальная проверка.

Словесн.: анализ упражнения, устный опрос.

Практич.: работа с учебником, письменное упражнение.

Практич.: взаимопроверка.

Словесн.: устный разбор упражнения.

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.: работа у доски и в тетрадях.

Практич.: письменное упражнение из учебника.

Практич.: самопроверка по эталону.

Словесн.: формулировка выводов.

≈30

- Прочитайте задание к упр.100

- В каждой группе записаны разные формы одного и того же слова или родственные слова? (формы слова)

- Докажите.

Игр а ть – игр а л а – игр а й те

- Назовите формы слов в 1-й группе (н.ф., прош.вр., пов . ф.)

- В какой форме стоят все глаголы в 1-м столбике? (н.ф.)

- Что общего в форме слов 2-го столбика? (суффикс –л прош.вр.)

- А чем различаются эти формы? (суффиксами)

- Что общего в словах 3 – го столбика? (пов. ф.)

- А в чем различие? (суффикс –И , - Й)

-Что помогло вам сразу ответить на все вопросы? (знание глагольных суффиксов)

- Назовите суффиксы, выделенные в словах каждого столбика, и дай им характеристику. (1 – Т Ь, - ЧЬ,- ТИ - н.ф., 2 - Л - прош.вр., 3 – И,- Й пов. н.)

- Запишите каждый глагол в формах настоящего времени ед.ч. 1-го и 2-го лица

- Выполните это задание самостоятельно.

- Давайте проверим.

- Игра ть – игр а ю, игр а ешь

Крич а ть – крич у, крич ишь

Бере чь – берег у, береж ешь

Нес ти – нес у, нес ешь

- Можете теперь объяснить, почему выделенные жирным шрифтом суффиксы не входят в основу слов? (потому что они образуют формы одного и того же слова)

- Прочитайте задание к упражнению 101.

- Запишите слова в столбик.

- Над ними укажите часть речи.

- От основ данных слов письменно образуйте глаголы.

- Выделите глагольные суффиксы.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте.

- С помощью чего от данных слов образовали глаголы? (с помощью суффиксов)

- Каких?

- Теперь выполним упражнение 102.

- Прочитайте стихотворение.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

- Выпишите глаголы в повелительной форме столбиком, а рядом напишите форму настоящего времени 2-го лица мн.ч.:

Выручайте – выруча Е ТЕ

Берите – бер Е ТЕ

Ловите – лов И ТЕ

- Разберите эти глаголы по составу и поставьте ударение.

- Назовите те формы глагола, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному (ловите – ловите)

- Подчеркните их.

- Какие глаголы выписали?

- Какая у каждого из них форма н.в. 2-го л., мн.ч?

- Покажите на доске, как вы разобрали глаголы по составу.

- Теперь выполним упражнение 103.

- Вам нужно будет списать текст, поставив глаголы в скобках в нужную форму – в форму прош.вр.

- Так же нужно будет выделить глагольный суффикс и суффикс глагола прош.вр.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили это упражнение по эталону на доске.

- Итак, сохраняется ли глагольный суффикс в формах прошедшего времени?

- Какой вывод вы можете сделать по теме нашего урока? (глагольные суффиксы – а,-я,-и,-ы,-о,-е называются формообразующими и в основу слова не входят)

Устно разбирать упражнение, отвечать на вопросы учителя, формулировать свою точку зрения.

Самостоятельно выполнять письменное упражнение, проводить фронтальную проверку.

Отвечать на вопросы.

Выполнять письменное задание, образовывать глаголы, выделять суффиксы, проводить взаимопроверку, отвечать на вопросы.

Письменно работать с упражнением, выписывать глаголы, разбирать их по составу, отвечать на вопросы.

Разбирать слова по составу у доски.

Выполнять письменное упражнение, проводить самопроверку по эталону, делать выводы, давать развёрнутые ответы на вопросы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

Практич.: рефлексия.

≈5

- Итак, давайте подведём итог урока.

- Что же нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чем вообще занимались на уроке?

- Понравился вам наш урок?

- Оцените своё состояние:

Красный карандаш “Я – молодец, справился с заданиями хорошо”

Синий карандаш “Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”

Жёлтый карандаш “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа 21 век" по теме"Суффиксы -ёнок-, -онок-".

Данный конпект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа 21 век" по теме "Суффиксы _ёнок-, -онок-", соответствует ФГОС....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Конспект урока русского языка "Суффиксы в словах" 2 класс

1. Учебный предмет: русский язык  (УМК « Планета знаний»)2. Класс 23. Тема урока « Суффиксы в  словах»4. Тип урока изучение нового материала5. Цель: исследовать...

конспект урока русского языка 3 класс правописание суффикса ок

№ урока: 83 (по планированию) УМК "Школа 21 века"Тема урока: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.Планируемые результаты:личностные результаты: продолжить формировать вн...