Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Конспект урока построен по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж
КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку
во 2 «В» классе МБОУ СОШ №13
Выполнила: студентка 42 группы
специальность 050719.52
«Коррекционная педагогика
в начальном образовании»
Кавтаськина Анастасия
Методист
Севостьянова О.В.
________________
Учитель
Захардяева О.Ю.
_________________
г. о. Самара, 2013 – 2014 учебный год
Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Цель: Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.
Задачи:
- Развитие умения выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
- Развитие умения слушать и понимать других.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: презентация, учебник, тетрадь.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анастасия Николаевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь.
ІІ. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: пятое декабря, классная работа.
- Подберите к слову береза однокоренные слова?
(березовый, березовая, подберезовик).
- Запишите эти слова в тетрадь через запятую.
- Какая общая часть в этих словах?
(берез).
- Как называется эта общая часть?
(корень). Выделите корень в этих словах.
ІІІ. Словарная работа.
- На доске записаны словарные слова: б_рег, в_тер, м_ре, п_рус, с_дно, к_рабль. Вставьте в них пропущенные буквы, устно.
(Берег, ветер, море, парус, судно, корабль).
- К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные).
- Что можно определить у имени существительного? (род и число).
- Давайте определим род и число в этих словах – работа у доски.
(Берег – муж. род, ед.число; ветер – муж.род, ед.число; море – ср.род, ед.число; парус – муж.род, ед.число; судно – муж.род, ед.число; корабль – муж.род, ед.число).
IѴ. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
- Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике на странице 89.
- Что вы видите на центральном кадре? (Вову и Петю).
- Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)
- Что же получится? (Слово корешок).
- Что же такое -ок? (Это суффикс.)
- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Суффикс).
- Откройте учебник на странице 89, найдите упражнение 123. Прочитайте задание: Прочитай слова. Что общего у этих слов? Вспомни, как называется эта часть. Изменяет ли она смысл слова.
- Найдите общую часть в словах. Какая это часть?(-ок-).
- Как она называется? (Суффикс.)
- Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)
- Где находится суффикс в словах? (После корня.)
- Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)
- Как изменится значение слова, если добавить суффикс?
(Слова стали называть маленькие предметы.)
- Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса -ок-?
(Уменьшительно-ласкательное.)
Ѵ. Развитие умений – применение знания.
- Выполним упражнение 124. Прочитай пары слов. Какие знакомые суффиксы ты увидел? Как они изменили смысл слова?
- Какие знакомы суффиксы вы увидели? (ответы детей).
- Чем отличаются пары слов дуб – дубок; прут - прутик?
(Суффиксами и значением.)
- В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)
- Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)
- Выделите эти суффиксы.
(На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный).
- В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)
- В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)
(На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш»).
- Выполним упражнение 125. Прочитайте задание: Прочитай. Чем похожи все эти слова? Выдели суффикс. Как ты действовал?
- Чем похожи все эти слова?
(суффиксами).
- Выделите суффиксы (галчонок – онок, мышонок – онок, волчонок – онок, котёнок – онок, галчат – ат, мышат – ат, волчат – ат, котят – ят).
Чтение правила.
- Прочитаем правило после упражнения 125.
- Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова).
- Где находится суффикс в слове? (после корня).
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выделить суффикс?
(1- объяснить слово с помощью однокоренного; 2-выделить добавившуюся часть).
- Выполним упражнение 126. Прочитайте задание: Прочитай слова. Понаблюдай, как суффиксы изменяют смысл слова.
Дом – домик – домище.
- Как же суффиксы изменяют смысл слова? (при помощи этих суффиксов слово звучит ласковее).
Запиши к словам нос, хвост однокоренные слова. Выдели суффиксы. Действуй по алгоритму (в серой рамке на стр.90).
- Какие однокоренные слова вы записали? (носик, хвостик).
- Какие суффиксы выделили? (-ик-).
- Упражнение 127. Прочитайте задание: Прочитай пары слов. Найди суффиксы, которые делают слово ласковым. Спиши, выдели суффиксы. Подбери сам слова с такими суффиксами. Где ты встречал такие слова? Часто ли их слышишь? Используешь ли в своей речи?
- Какие суффиксы делают слова ласковыми? (-ушк-, -юшк-).
- Запишите, выделите суффиксы.
Иванушка – ушк, головушка – ушк, полюшко – юшк, горюшко – юшк, заюшка – юшк.
- Как слова вы можете подобрать с такими суффиксами? (ответы детей: хозяюшка, нянюшка, батюшка, дядюшка, тетушка, деревушка, девушка).
- Упражнение 129. Прочитайте задание: Прочитай слова. Что общего у этих слов? Как ты думаешь, от каких слов они образовались? Запиши слова парами. Обозначь суффикс.
- Что общего у этих слов?
(эти слова обозначают профессии).
- От каких слов они образовались? Запишите слова парами, выделите суффиксы.
(учить – учитель – ель;
Писать – писатель - ель;
Читать – читатель - ель;
Мыслить – мыслитель - ель;
Ѵ. Подведение итогов.
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Какие суффиксы вы запомнили?
- Где в слове находится суффикс?
- Что нужно сделать, для того чтобы правильно выделить суффикс?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание приставок и суффиксов в словах"
Формируем умение находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с с...
Конспект урока русского языка по теме: Роль прилагательных в предложении 3 класс
Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 3аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цели урока: познакомить детей с ролью прилагательных в тексте; дать представление о тексте-описании.П...
конспект урока русского языка по теме "Правописание суффиксов и приставок"
конспект урока русского языка на тему " Правописание суффиксов и приставок" школа РоссииЦели: Создать условия для развития умений осознанного написания слов с безударной гласной ...
Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках ...
Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс
Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...
Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс
Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе» Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...