конспект урока русского языка 3 класс правописание суффикса ок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ганева Ольга Сергеевна

урока: 83 (по планированию) УМК "Школа 21 века"

Тема урока: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.

Планируемые результаты:

личностные результаты: продолжить формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

метапредметные результаты:

регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, коррекция, умение определять тему и формулировать цель с помощью учителя; планирование учебной деятельности;

познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, сравнивать, анализировать и делать выводы в результате совместной работы;

коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; формирование умений работать в паре, группе;

предметные результаты:

- учиться правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих.

Цель урока:создать условия для знакомства с правилом написания суффикса – ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий и создания алгоритма правописания с суффикса – ок-. работая в группе.

 

Оборудование: учебник, презентация, печатная тетрадь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

№ урока: 83 (по планированию)

Тема урока: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.

Планируемые  результаты:

личностные результаты: продолжить формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

метапредметные результаты:

регулятивные:  контроль и оценка процесса и результатов деятельности,  коррекция,  умение определять тему и формулировать цель с помощью учителя; планирование учебной деятельности;

познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, сравнивать, анализировать и делать выводы  в результате  совместной  работы;

коммуникативные:  участие в коллективном обсуждении проблемы, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; формирование умений работать в паре, группе;

предметные результаты:

- учиться правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих.

Цель урока:создать условия для  знакомства с правилом написания суффикса – ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий и создания  алгоритма правописания с суффикса – ок-. работая в группе.

Оборудование: учебник, презентация, печатная тетрадь.

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I. Организационный момент

- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я надеюсь, что у нас  у всех замечательное настроение, а у детей достаточный багаж  умений для открытия новых знаний.

- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну великого русского языка.

Для этого нам нужно повторить правила работы в паре, группе.

Говорим вежливо, 
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
четко высказываем свое мнение, доказывая правилом;

если не можем прийти к общему мнению обращаемся за помощью к учителю.

Что можем добавить, если работаем в группе?

-выбираем того кто будет представлять работу и фиксировать.

Личностные: формировать

 внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

II. Актуализация знаний

- Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

1.Мин чистописания

- посмотрите на мин. чистописания, что вы заметили?

-Что такое суффикс?

- Поставьте перед собой цель, над чем буду работать в минутке чистописания.

-Оцените себя

1 слайд

2. Спишите, выделите часть слова, где  находится орфограмма, вставьте пропущенную букву.

Давайте ребята выберем формы работы (почему?)

ключ?к,зайч?нок,мудр?ц, каблуч?к

Проверяем

- У кого написание слова каблучок вызывает затруднение?

- Кто написал с буквой «о»?

- Кто написал с буквой «ё»?

- Можем ли мы утвердительно сказать, кто прав?

-Ребята, а что такое ок? Почему?

К какой части речи относится слово каблуч??к?(записать на доске проблема???)

- Вы догадались, какая тема урока?

Слайд 2

Тема: Суффикс ок в именах существительных.

Цель: учиться писать суффикс ок в именах существительных. ( записываю на доске)

Слайд 3

Ребята помогите мне спланировать нашу работу.

Планирование деятельности для решения поставленных задач. Обучающимся предлагается расположить в правильной последовательности задачи урока  и определить лишнюю.

1. Упражняться в написании слов с суффиксом –ок-.

2. Оценить свою работу.

3. Наблюдать за словами с суффиксом –ок- и делать выводы.

4. (лишнее) Упражняться в написании слов с безударным гласным в корне

5. Познакомиться с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий.

Проверка

Запись на доске.

1. Наблюдать за словами с суффиксом –ок- и делать выводы.

2. Познакомиться с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий.

3. Упражняться в написании слов с суффиксом –ок-.

4. Оценить свою работу.

Слайд 4

Оценивание деятельности по критериям.

1. Уметь правильно писать слова с суффиксом –ок-

3. Аккуратное выполнение работы в тетради.

-это суффиксы.

- это часть слова, которая стоит после корня и  служит для образования новых слов.

Дети выбирают формы работы, записывают слова

Проверяем.

(Дети поднимают руки)

Нет, не изучали данной темы, поэтому не знаем правила.

-Это существительное. Обозначает предмет и отвечает на вопрос что.

- Суффикс ок в именах существительных.

- учиться писать суффикс ок в именах существительных.

Работа в группах

Обучающиеся располагают в правильной последовательности задачи для решения поставленной цели, находят лишнюю задачу.

3,5,1,2

Познавательные: находить ответы,  на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; сравнивать, анализировать и делать выводы  в результате  совместной  работы;

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,  коррекция,  умение определять тему и формулировать цель с помощью учителя; планирование учебной деятельности;

 Коммуникативные участие в коллективном обсуждении проблемы, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками ,формирование умений работать в паре, группе

                                 

III. Проблемное объяснение нового знания

Работа над первой задачей урока.

Слайд 5 -Спишите, выделите суффикс, поставьте ударение, понаблюдайте за суффиксом, сделайте вывод.

Как ребята будем работать? (в паре, группе)

бочок, снежок, язычок, адресок, каблучок

Проверяем

Работа над второй задачей урока.

Учебник стр. 25.

Читаем про себя и вслух.

Возвращаемся к слову каблуч?к.Почему суффикс ок?

Слайд 6 

Прежде, чем приступить к 3 задаче урока, давайте составим алгоритм работы с суффиксом ок. Выберите формы работы.

Проверка. (фиксирую на доске)

Ребята выполняют в парах.(в группе)

Дети составляют план:

  1. Разберите слова по составу.
  2. Поставьте ударение.
  3. Выясните, на какую часть слова падает ударение.
  4. Понаблюдайте над последним звуком корня и ударным гласным.
  5. Сделайте вывод.

После составления плана дети наблюдают за данными словами, и делаю выводы.

Суффикс –ок- всегда стоит под ударением, после шипящей пишем букву о

Составляют алгоритм (форму работы выбирают сами

Алгоритм:

  1. Разберите слова по составу.
  2. Сформулируйте орфограмму.
  3. Поставьте ударение.
  4. Понаблюдайте над последним звуком корня.
  5. Запишите слово правильно.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование умений работать в паре, группе;

Регулятивные:  удержания цели и задач урока.

Познавательные:  сравнивать, анализировать и делать выводы  в результате  совместной  работы;

IV. Первичное закрепление

Работа над третьей задачей урока.

Упр. 1 стр. 25.(3 слова у доски с объяснением)

Башмак +ок=башмачок, бык+ок=бычок,

волк

Самостоятельно 3 слова(друг,жук,луг)

Проверка Слайд 7

Оцените себя

Физминутка

Ходит Суффикс по дорожке 
И играет на гармошке… 
Вот домишко. Это домик. 
Это дом. Живет здесь гномик. 
Вот домище великана, 
Великана Истукана… 
Побежали от него, 
чтоб не тронул никого!!!

ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
присесть, приподняться
встать
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.

Дети работают  в тетради

Дети делают вывод о написании суффикса на основе наблюдений.

Оценивают свою работу

Регулятивные : контроль и оценка процесса и результатов деятельности

V. Включение нового знания

 в систему знаний и повторение. 

Предлагаю  выяснить насколько хорошо усвоены знания. Дифференциация(самостоятельная работа)

Печатная тетрадь стр. 5,упр.1

С. 25 упр. 1 (продолжение работы)

Обратите внимание на подсказку.

Выполняют. Проверяем.

Встаньте ребята у кого только суффиксы ок,

 а у кого суффиксы и ок и ек

Назовите слова с суффиксом ок

Игра сказка о суффиксах.(Приложение) Сейчас мы будем выбирать волшебников в нашем классе (взаимопроверка)

Волшебники встаньте.

Д /З

Правило стр.25

Упр.3 и упр.5( если хотите получить 5)

Проверяют слова и встают те, у кого записан во всех словах суффикс –ок-

Дети записывают домашнее задание

Коммуникативные:  участие в коллективном обсуждении проблемы,

V/.Рефлексия. (Итог урока)

Работа над четвертой задачей урока

Предлагаю  оценить себя по критериям.

1. Уметь правильно писать слова с суффиксом –ок-

2. Аккуратное выполнение работы в тетради.

Слайд 8

 Сейчас закончите, пожалуйста, предложения, которые вы видите на доске: сегодня на уроке

  • я узнал…
  • я научился…
  • я затруднялся…
  • кого хочу поблагодарить за работу
  • -где нам пригодятся эти знания?

Оценивают на «волшебной линеечке»

Определяют, что не совсем понятно в теме урока.

 

Регулятивные :

контроль и коррекция

Приложение 1

«Давным – давно по соседству были расположены две деревни. В одной жили корни, в другой- суффиксы. Между ними  протекала широкая и глубокая река. Жители деревень плавали друг к другу в гости на лодках, общались, но не все могли управлять лодкой, а на тот берег хотелось всем. И вот решили корни и суффиксы объединиться и построить  мост через реку. Мост получился отличный. Жители обеих деревень жили дружно, весело, устраивали вечеринки, свадьбы. Но пришла беда. Тролли напали на деревни. Они захватили мост, разрушили его, разлучили друг с другом корни и суффиксы. Реку же тролли заковали в цепи, чтобы никто по ней не смог переправиться на другой берег, а ключи бросили в реку. И остались корни и суффиксы каждый по одну сторону реки. Никак не могут навещать друг друга, и ни один смельчак не мог разломать цепи, а уж тем более отыскать ключи в глубокой реке. Но, говорят, что живёт где-то добрый волшебник, который может соединить мост опять. Для этого нужно лишь правильно подобрать суффиксы к словам». Может, этот добрый волшебник среди вас? Попробуйте. И даю задание: правильно подобрать суффиксы к словам.

Приложение 2(карточка)

стар ?           береж?        петуш?        волч ?       корабл?    грач7

                 

                      онок                          ёнок

ек                                                             иц                  ец

                           ок                    ик

                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1» Урок русского языка, 3 класс УМК «Начальная школа XXI века» Тема: « Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.» Подготовила: Ганева О.С., учитель начальных классов. 2018г

Слайд 2

Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», что обозначает «голова» Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком; Огородное растение с крупными семенами - горошинами; Этот овощ получил своё название «агурос» за то, что его едят неспелым; Этот овощ завезли из Южной Америки; его клубни растут в земле; Тринадцатое февраля. Классная работа.

Слайд 3

Работа в парах. Прочитайте слова. Обсудите и решите какую букву нужно вставить в слово. ключ?к, ореш?к, зайч?нок, каблуч?к И Е О ?

Слайд 4

Тема : Суффикс - ок - в именах существительных. Цель : учимся писать суффикс - ок- в именах существительных.

Слайд 5

Понаблюдайте за суффиксом, сделайте вывод. АДРЕСОК, БАШМАЧОК, БЕЛОК, БОЧОК, БУГОРОК, БЫЧОК, ВЕТЕРОК, ВОЛОСОК, ВОЛЧОК

Слайд 6

Существительное — прыжок Прилагательное — хлопок Глагол — приседание

Слайд 7

Составление алгоритма. Работа в группе

Слайд 8

Бычок , пирожок, дубок, утюжок, василёк.

Слайд 9

Я узнал… Я научился… Я затруднялся… Я хочу поблагодарить за работу… Где нам пригодятся эти знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...

Конспект урока русского языка «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык», 2 класс

Тема урока: «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык»...

Конспект урока русского языка на тему: "Суффикс (общее понятие)"

Познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове....

Конспект урока русского языка по теме "Суффикс. Введение нового понятия". 2 класс

Урок русского языка  "Суффикс. Введение нового понятия" для учащихся 2 класса. УМК "Перспектива"...

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...

конспект урока русского языка 3кл. «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфическ...