Учебно - методический комплект - I и II спряжение глаголов ( 4 класс "Перспектива" ) Конспект + презентация
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Грошева Ольга Витальевна

I и II спряжение глаголов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.78 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Метод и приемы.

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД

1.

Мотивационный

Словес.: повторение правил посадки за партой.

Практич.: определение глаголов 2–го лица; каллиграфическое упражнение.

Словес.: ответы на вопросы.

4 – 6 мин

-  Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

-  Посмотрите на стихотворение, как правильно сидеть за партой?

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу. 
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Записываем сегодняшнее число, классная работа

На доске написаны слова:

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш…  .

-Какой части речи эти слова? Как определили?

- Как определить число? Время?

- В каком времени употреблены эти слова? В каком лице?

- Что общее в этих словах? (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце; безударная гласная в корне).

- Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь,  чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).

- Запишите слова в тетрадь, выделяя орфограмму и окончание.

- Нужно писать каллиграфически. А как это?

- Аккуратно запишите слова в тетрадь.

Определять правила правильной посадки на уроке.

Обосновывать написание слов.

Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы.

Писать каллиграфически.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словес.: ответы на вопросы; повторение правила «изменение глаголов по лицам и числам».

Практич.: выполнение упражнения.

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.:  определение правила; определение цели урока.

5 – 7 мин

-  Что такое глагол? (Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?; в предложении обычно выполняет функцию сказуемого.)

- Как мы определяем лицо глагола? С какими местоимениями они сочетаются? (Задаем вопрос к глаголу «Что делаю?; что делают? Что делает?» определяем местоимения при помощи вопроса « Я что делаю? – лечу. Местоимения: я, ты, он, мы, вы.)

-  Назовите окончания глаголов 1 – го лица; 1 спряжения; ед. ч.? 2 – го лица; 2 спряжения; ед. ч.? 3 – го лица; 1 спряжения; ед. ч? (1-е лицо: ед.ч. окончание «у»; мн.ч «ём, им». 2 – е лицо: ед.ч окончание «ёшь, ишь»; мн.ч «ёте; ите». 3-е лицо: ед.ч окончание «ёт, ит» мн.ч «ут, ат»)

Упражнение 151.

Задание: Прочитайте глаголы. Какие общие грамматические значения имеют глаголы в каждой группе? С какими местоимениями они могут сочетаться? Назови их окончания.

- Назовите окончания в первой группе слов?

- С какими местоимениями мы можем употребить эти слова? Как это определить?

- Что похожего в этой группе? Почему разные окончания?

- в глаголах 1 спряжения, какие чаще встречаются окончания? 2 спряжения?

  1. Идёшь, молчишь, стоишь, несёшь, везёшь, летишь. 

(Он – идет он – молчит; он – стоит и т.д. Окончание «ет; ит»)

  1. Идёт, молчит, стоит, несёт, везёт, летит. «ёт; ит»
  2. Идём, молчим, стоим, несём, везём, летим. «ем; ии»
  3. Идёте, молчите, стоите, несёте, везёте, летите. «ёте; ите»
  4. Идут, молчат, стоят, несут, везут, летят. «ат; ют; ят; ут»

- В каждой группе число и лицо у глаголов одинаковые. А почему окончания разные?

Вывод: В глаголах 1 спряжения чаще встречаются окончания «ет, ете, ут, ют». В глаголах 2 спряжения «ит; ити; ат; ят»

- На это вопрос нам поможет ответить профессор Самоваров.

- О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (Спряжение глаголов в настоящем времени)

- Какую цель мы поставим на уроке? (Закрепить знания о 1 и 2 спряжении глаголов; узнать об окончаниях глаголов в настоящем времени.)

Отвечать на вопросы. Строить грамматическое рассуждение.

Читать задания к упражнению.

Выполнять упражнение.

Слушают правило о «Спряжении глаголов в настоящем времени»

П: дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

3.

Решение частных задач.

Практич.: таблица из учебника; чтение диалога.

Словес.: вывод по таблице и диалогу.

Практич.: письменное выполнение упражнения; взаимопроверка.

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: разбор и письменное выполнение упражнения; озаглавить текст; поставить ударение; определить окончание и спряжение глаголов; работа в парах.

Словес.: ответы на вопросы.

25 – 30 мин

- Рассмотрим таблицу в учебнике на странице 93.

Лицо

1 спряжение

2 спряжение

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

1 – е лицо

иду

колю

идём

колем

говорю

спешу

говорим

спешим

2 – е лицо

идёшь

колешь

идёте

колете

говоришь

спешишь

говорите

спешите

3 – е лицо

идёте

колет

идут

колют

говорит

спешит

говорят

спешат

- Прочитайте диалог Маши и Вани после таблицы.

- Какой вывод мы можем сделать? (???)

Упражнение 152.

Задание: Запишите сначала глаголы 1 – го спряжения, а затем – глаголы 2 – го спряжения. Поставьте ударение в словах. Обратите внимание, на какую часть слова падает ударение во всех глаголах.

- Как определить спряжение глагола? (по окончанию)

- Найдите глаголы 1 спряжения. Докажите, как вы их нашли, определили?

- Как найти глаголы 2 спряжения? Докажите.

- Кому не понятно?

- Запишите глаголы в тетрадь, выделяя окончание и ударение.

1 спряжение.

Плывём, поют, везут, лгут, согнёте, соберёшь, несут, везёте, идёт, кладёт.

2 спряжение.

Сидит, молчите, спят, кипит, свистишь, шумим, летят, сидят.

- Какие трудности возникли при выполнении этого упражнения? Что у вас получилось легко, что далось труднее?

Упражнение 153.

Задание: Прочитайте предложения, поставив глаголы в форму настоящего времени. Поставьте ударение в глаголах, обратите внимание, на какую часть слова оно падает.

- Прочитайте текст. Что вы заметили в этом тексте?  (слова в наст времени)

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб у нас получился нормальный текст?

- Как мы можем озаглавить этот текст?

- Запишете упражнение в тетрадь, поставите ударение, определите, на какую часть слова падает ударение?

- Определите окончание и спряжение глаголов в парах

По синей водной глади (идет) корабль, (спешит) к родному берегу. (Молчат) матросы, занятые своей сложной работой. Только свежий ветер (свистит) над палубой да негромко (скрипят) снасти. Чайки с криком (летят) к берегу. Корабль (везет) ценный груз. В порту друзья и родные с нетерпением (ждут) моряков из дальнего плавания.

 Проверка по эталону.

Рассматривать таблицу, читать диалог Маши и Вани; делать вывод по таблице.

Выполняют упражнение самостоятельно, проводят взаимопроверку.

Выполняют упражнение самостоятельно, в парах.

П:  извлекают необходимую информацию из собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют учебный  материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словес.: слово учителя; ответы на вопросы

3 – 5 мин

- Что такое глагол?

- Как определить спряжение глагола? Какие окончания у 1 спряжения? У 2 спряжения?

– Над какой темой работали?
– Интересно было на уроке?
– Какое задание вызвало затруднение?  

Ребята, на доске лесенка из трех степеней, первая ступенька означает «я был не активен на уроке»; вторая лесенка означает « я хорошо работал, но мог и лучше»; третья лесенка, самая верхняя означает «я очень хорошо поработал на уроке, был активен». У вас на парте лежал человечки, посадите своего человечка на ту ступенька, как вы сами себя оцениваете, как вы поработали сегодня на уроке.

Подводят итоги своей работы на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я тетрадь свою открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.

Слайд 2

С.. диш .., св .. тлееш .., кр .. чиш .., вл .. заеш .., зам.. чаеш .., ч.. рнееш .. .

Слайд 3

Сидиш ь , светлееш ь , кричиш ь , влезаеш ь , замечаешь, чернееш ь .

Слайд 4

I и II спряжение глаголов в настоящем времени.

Слайд 5

Цель: Закрепить знания о I и II спряжении глаголов; узнать об окончаниях глаголов в настоящем времени.

Слайд 6

Идёшь, молчишь, стоишь, несёшь, везёшь, летишь. Идёт , молчит, стоит, несёт, везёт, летит. Идём , молчим, стоим, несём, везём, летим. Идёте , молчите, стоите, несёте, везёте, летите. Идут , молчат, стоят, несут, везут, летят.

Слайд 7

Лицо I спряжение II спряжение ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. 1 – е лицо иду колю идём колем говорю спешу говорим спешим 2 – е лицо идёшь колешь идёте колете говоришь спешишь говорите спешите 3 – е лицо идёте колет идут колют говорит спешит говорят спешат

Слайд 8

I спряжение . Плывём, поют, везут, лгут, согнёте, соберёшь, несут, везёте, идёт, кладёт. II спряжение . Сидит, молчите, спят, кипит, свистишь, шумим, летят, сидят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по информатике " Отрицание. Танграм" 1 класс ( конспект+презентация+приложения)

Учебно-методический комплект по информатике " Отрицание. Танграм" 1 класс...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)...

Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Глагол" 2 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Глагол»Цель урока: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект по теме "Parts of the body" (конспект+ презентация)

Тема: «Части тела»Цель урока: формирование лексического навыка чтения; введение и первичное закрепление лексикиЗадачи:Практические: Отработать звук [l]Проверить изученную лексику: morning, evening, af...

Учебно-методический комплект по теме "Симметричное вырезание "Рождественская свеча"" (конспект+презентация)

Тема урока: «Симметричное вырезание «Рождественская свеча»»Открытка-поздравление к Новому ГодуЦели урока: ввести понятие «симметрия»; учить детей изготовлению свечи в технике симметричное вырезание.Пл...