1. | Мотивационный Словес.: повторение правил посадки за партой.
Практич.: определение глаголов 2–го лица; каллиграфическое упражнение. Словес.: ответы на вопросы. | 4 – 6 мин | - Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки. - Посмотрите на стихотворение, как правильно сидеть за партой? Я тетрадь свою открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Записываем сегодняшнее число, классная работа На доске написаны слова: С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… . -Какой части речи эти слова? Как определили? - Как определить число? Время? - В каком времени употреблены эти слова? В каком лице? - Что общее в этих словах? (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце; безударная гласная в корне). - Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь). - Запишите слова в тетрадь, выделяя орфограмму и окончание. - Нужно писать каллиграфически. А как это? - Аккуратно запишите слова в тетрадь. | Определять правила правильной посадки на уроке.
Обосновывать написание слов.
Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы.
Писать каллиграфически. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.
|
2. | Постановка учебной задачи и ее решение. Словес.: ответы на вопросы; повторение правила «изменение глаголов по лицам и числам».
Практич.: выполнение упражнения. Словес.: ответы на вопросы.
Практич.: определение правила; определение цели урока. | 5 – 7 мин | - Что такое глагол? (Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?; в предложении обычно выполняет функцию сказуемого.) - Как мы определяем лицо глагола? С какими местоимениями они сочетаются? (Задаем вопрос к глаголу «Что делаю?; что делают? Что делает?» определяем местоимения при помощи вопроса « Я что делаю? – лечу. Местоимения: я, ты, он, мы, вы.) - Назовите окончания глаголов 1 – го лица; 1 спряжения; ед. ч.? 2 – го лица; 2 спряжения; ед. ч.? 3 – го лица; 1 спряжения; ед. ч? (1-е лицо: ед.ч. окончание «у»; мн.ч «ём, им». 2 – е лицо: ед.ч окончание «ёшь, ишь»; мн.ч «ёте; ите». 3-е лицо: ед.ч окончание «ёт, ит» мн.ч «ут, ат»)
Упражнение 151. Задание: Прочитайте глаголы. Какие общие грамматические значения имеют глаголы в каждой группе? С какими местоимениями они могут сочетаться? Назови их окончания. - Назовите окончания в первой группе слов? - С какими местоимениями мы можем употребить эти слова? Как это определить? - Что похожего в этой группе? Почему разные окончания? - в глаголах 1 спряжения, какие чаще встречаются окончания? 2 спряжения? - Идёшь, молчишь, стоишь, несёшь, везёшь, летишь.
(Он – идет он – молчит; он – стоит и т.д. Окончание «ет; ит») - Идёт, молчит, стоит, несёт, везёт, летит. «ёт; ит»
- Идём, молчим, стоим, несём, везём, летим. «ем; ии»
- Идёте, молчите, стоите, несёте, везёте, летите. «ёте; ите»
- Идут, молчат, стоят, несут, везут, летят. «ат; ют; ят; ут»
- В каждой группе число и лицо у глаголов одинаковые. А почему окончания разные? Вывод: В глаголах 1 спряжения чаще встречаются окончания «ет, ете, ут, ют». В глаголах 2 спряжения «ит; ити; ат; ят» - На это вопрос нам поможет ответить профессор Самоваров. - О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (Спряжение глаголов в настоящем времени) - Какую цель мы поставим на уроке? (Закрепить знания о 1 и 2 спряжении глаголов; узнать об окончаниях глаголов в настоящем времени.)
| Отвечать на вопросы. Строить грамматическое рассуждение.
Читать задания к упражнению.
Выполнять упражнение.
Слушают правило о «Спряжении глаголов в настоящем времени» | П: дополняют и расширяют знания.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.
Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. |
3. | Решение частных задач. Практич.: таблица из учебника; чтение диалога. Словес.: вывод по таблице и диалогу.
Практич.: письменное выполнение упражнения; взаимопроверка. Словес.: ответы на вопросы.
Практич.: разбор и письменное выполнение упражнения; озаглавить текст; поставить ударение; определить окончание и спряжение глаголов; работа в парах. Словес.: ответы на вопросы.
| 25 – 30 мин | - Рассмотрим таблицу в учебнике на странице 93. Лицо | 1 спряжение | 2 спряжение | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | 1 – е лицо | иду колю | идём колем | говорю спешу | говорим спешим | 2 – е лицо | идёшь колешь | идёте колете | говоришь спешишь | говорите спешите | 3 – е лицо | идёте колет | идут колют | говорит спешит | говорят спешат |
- Прочитайте диалог Маши и Вани после таблицы. - Какой вывод мы можем сделать? (???)
Упражнение 152. Задание: Запишите сначала глаголы 1 – го спряжения, а затем – глаголы 2 – го спряжения. Поставьте ударение в словах. Обратите внимание, на какую часть слова падает ударение во всех глаголах. - Как определить спряжение глагола? (по окончанию) - Найдите глаголы 1 спряжения. Докажите, как вы их нашли, определили? - Как найти глаголы 2 спряжения? Докажите. - Кому не понятно? - Запишите глаголы в тетрадь, выделяя окончание и ударение. 1 спряжение. Плывём, поют, везут, лгут, согнёте, соберёшь, несут, везёте, идёт, кладёт. 2 спряжение. Сидит, молчите, спят, кипит, свистишь, шумим, летят, сидят. - Какие трудности возникли при выполнении этого упражнения? Что у вас получилось легко, что далось труднее?
Упражнение 153. Задание: Прочитайте предложения, поставив глаголы в форму настоящего времени. Поставьте ударение в глаголах, обратите внимание, на какую часть слова оно падает. - Прочитайте текст. Что вы заметили в этом тексте? (слова в наст времени) - Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб у нас получился нормальный текст? - Как мы можем озаглавить этот текст? - Запишете упражнение в тетрадь, поставите ударение, определите, на какую часть слова падает ударение? - Определите окончание и спряжение глаголов в парах
По синей водной глади (идет) корабль, (спешит) к родному берегу. (Молчат) матросы, занятые своей сложной работой. Только свежий ветер (свистит) над палубой да негромко (скрипят) снасти. Чайки с криком (летят) к берегу. Корабль (везет) ценный груз. В порту друзья и родные с нетерпением (ждут) моряков из дальнего плавания. Проверка по эталону. | Рассматривать таблицу, читать диалог Маши и Вани; делать вывод по таблице.
Выполняют упражнение самостоятельно, проводят взаимопроверку.
Выполняют упражнение самостоятельно, в парах.
| П: извлекают необходимую информацию из собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.
Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
|
4. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словес.: слово учителя; ответы на вопросы
| 3 – 5 мин | - Что такое глагол? - Как определить спряжение глагола? Какие окончания у 1 спряжения? У 2 спряжения? – Над какой темой работали? – Интересно было на уроке? – Какое задание вызвало затруднение? Ребята, на доске лесенка из трех степеней, первая ступенька означает «я был не активен на уроке»; вторая лесенка означает « я хорошо работал, но мог и лучше»; третья лесенка, самая верхняя означает «я очень хорошо поработал на уроке, был активен». У вас на парте лежал человечки, посадите своего человечка на ту ступенька, как вы сами себя оцениваете, как вы поработали сегодня на уроке. | Подводят итоги своей работы на уроке. | Л.: самооценка на основе критерия успешности. П.: рефлексия. Контроль и самооценка. |