Конспект урока по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Панкова Ольга Николаевна

Конспект урока по теме "Сложные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_slozhnye_slova.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Сложные слова"

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию  темы: «Сложные слова»

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в группах,
  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов, текстов) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование 

  • Учебник: «Русский язык» 3 класс
  • Проектор
  • Компьютер для учителя

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

- У меня сегодня настроение волнительное и радостное от того, что сегодня на урок пришли к нам на открытый урок ваши родители.

- Для любого учителя и  родителя важно, когда дети радуют своими успехами.

- И я надеюсь, что сегодня на уроке мы доставим минуты радости от общения с нами и родители станут гордиться вашими успехами

- Ну а вам, родители, тоже будет задание: посмотреть урок и к его концу охарактеризовать своих детей по сегодняшней теме

 
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя и родителей, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2. Чистописание

Отработка каллиграфии

- Сегодня на уроке отработаем написание строчных букв "о" и "е" в соединении с элементами "длинная линия с петлёй вверху" и "длинная линия с петлёй внизу"

Прописывает на доске

Прописывают в тетради

3. Словарная работа

Закрепление написания словарных слов в словосочетаниях

- Запишем словосочетания, прокомментируем орфограммы: сорочье гнездо, подошел к синичке, пение снегиря, восемь мухоловок.

-Выделим корень в словах-названиях птиц. Что для этого нужно сделать?

Работа со словами у доски и в тетрадях

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.


 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 Выход на тему урока

 – Какой корень вы выделим в слове мухоловка? Что интересного заметили?( В слове 2 корня)
– Как же образовалось это слово
?(Сложением двух основ)
– Как вы думаете, как можно назвать такие слова? 
(Сложные слова)

-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.( Мы будем учиться узнавать , образовывать и грамотно писать сложные слова)

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "сложные слова", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 Указывает объект наблюдения

Записывают  на доске, выделяют корень, производят взаимооценку. сравнивают Объясняют, почему в данном слове два корня . Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 5.Работа над темой.

6. Физкультминутка


 6. Первичное закрепление нового материала

Наблюдать за образованием сложных слов
 

 В русском языке много сложных слов, в том числе и названий птиц. Давайте попробуем узнать как называют этих птиц:

  • птица с черной головой - черноголовка;
  • птица с острым, похожим на шило клювом - шилоклювка;
  • птица, которая с легкостью ловит змей - змеелов;
  • птица, которая предвещает бурю - буревестник

 Наблюдение, работа со словами у доски и в тетрадях

 Организует подводящий диалог, уточняет правило образования сложных слов
 

Записывают сложные слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Релаксация

Мы учились, мы трудились,

Пришло время отдыхать.

В птичек все мы превратились

Будем птицам подражать.

Прыгаем как воробушки,

Как цапли на одной ноге стоим

А теперь - маленькие синички

С деревца на деревце летим.

А сейчас покажем больших крыльев размах,

Быстрые орлы летят в облаках.

Страуса никому не догнать

 Он от опасностей привык убегать.

А теперь на пингвинов похожи,

Они как неваляшки и мы тоже.

Что ж пора возвращаться,

Вы снова ученики, продолжаем заниматься.

Показывает движения

Повторяют движения

 Поиск и объяснение написания сложных слов,
 развитие умения распознавать и образовывать  сложные слова, 

  • 1 группа - собрать пазлы
  • 2 группа - соединить по точкам
  • 3 группа - соединить корни слов
  • 4 группа - найти пару     -Чем похожи слова? Из каких корней состоят?

-Проверим, какие получились слова.

Как соединяли два корня в сложных словах? ( с помощью гласных  о и е)

-Как можно назвать эти гласные? ( соединительные)

-Проанализируйте слова, которые вы сегодня писали и попробуйте сделать вывод- в каких случаях мы пишем о, а в каких е . ( После твёрдых согласных пишем о , а после мягких- е. 

После мягких согласных и ц

В сложных словах пусть будет -е-

А после твёрдых пусть будет  -о-

Не перепутает их никто!

 Групповая работа
 

 Дает групповые задания и образец короткого  ответа
 

 Объясняют написания слов, выделяют корень, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками 

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

  

 Развитие умения распознавать и образовывать  сложные слова 
 

- А теперь, ребята, предлагаю вам сыграть в три игры "Глазомер", "Головоломка" и "Скороговорка".

- Как вы думаете, почему именно в эти игры?

  • найти на картинке сложные слова, которые есть в вашей квартире;
  • составить скороговорку из слов: кашу, подваривал, кашевар, да, варил, не доваривал
  • разгадать головоломку
  1. Специалист по разведению садов.
  2. Локомотив с паровым двигателем.
  3. Канал для выхода дыма из трубы.
  4. Русская народная игра-пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.
  7. Огнестрельное оружие.

с

а

д

о

в

о

д

п

а

р

о

в

о

з

д

ы

м

о

х

о

д

х

о

р

о

в

о

д

б

у

р

е

л

о

м

с

а

м

о

т

е

к

п

у

л

е

м

е

т

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль, работа по учебнику, работа в  группах
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию

 7. Подведение итогов
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 - Ребята, кто такой языковед? Какими качествами он должен обладать? (Красивой, грамотной речью, красноречием)

-Как настоящие языковеды, попробуйте ответить на вопросы, вставляя недостающие слова.
 

1.Слова, у которых два корня называются…

2.В сложных словах есть соединительные гласные…

3.После твёрдых согласных пишется соединительная гласная…

4. После мягких  согласных пишется соединительная гласная

 Рефлексия, контроль
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

- контроль с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

8. Рефлексия  и опрос родителей.

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу на уроке

- Уважаемые родители!

Озвучьте ваше задание: охарактеризуйте детей в рамках темы "Сложные слова"

(жизнерадостные, целеустремлённые, добродушные, трудолюбивые) 

Рефлексия

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Слова-названия предметов, слова-названия действий"

Разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока чтение «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне» (УМК Школа России 3 класс)

ЦельСпособствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звукТип урокаРешение частных учебных задачПланируемыерезультаты(предметные)Участвуют в устном общении на уро...

Конспект урока. Тема :"Деление слов на слоги. Перенос слов".

В данной работе представлено методическое описание урока русского языка в 1 классе по теме "Деление слов на слоги. Перенос слов".Урок является первым в системе уроков по данной теме,но строи...