конспект урока "многозначные слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сабитова Лилия Геннадьевна

Тема урока: Многозначные слова

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Многозначные слова

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.

Предметные УУД:

-научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;

-  составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;

- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем;

Метапредметные УУД:

Познавательные

 - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

-соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные

 – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

Регулятивные

 - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Личностные УУД:

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари.

План  урока.

(урок рассчитан на 40минут)

1. Организационный момент.                           1 мин.
2.Актуализация знаний.                                      3мин.
3. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.                5 мин.
4.
 Изучение нового материала.                                           7-8мин
5. Физ.минутка.                           1мин.
6.Первичное закрепление материала                                  10мин.

7. Вторичное закрепление материала..                                                    10 мин. 
9. Итог урока.                                                                           2мин.

10. Рефлексия. Дом.работа.                                                      2мин.   

Ход урока

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

Приветствие. Этический заряд: 

Настроение каково? Во!

Улыбаемся мы как? Вот так!

Раз, два! Выше голова! 

Три, четыре! Руки шире!

Пять, шесть! Тихо сесть!

Семь, восемь! Лень отбросим!

-Ребята, готовы к уроку?

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

2.Актуализация

Проведём  небольшую разминку. Поиграем в игру «Четвёртый лишний».

На доске:

Грустный

Сердце

Ужасный

Неизвестно

- Какое слово лишнее? Почему?

-Какая орфограмма в данных словах?

- Как проверить написание этих слов?

Откройте тетради.

–Запишите число.

9 февраля

 Классная работа.

Минутка чистописания:

 Ужасно интересно всё то, что неизвестно.

Отвечают на вопросы учителя.

- В трех словах есть орфограмма непроизносимая согласная.

- изменить слово (грусть, сердечный, весть)

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

3.Постановка цели урока

- Ребята, сегодня я по пути в школу встретила Лунтика. Он был расстроен, у него порвалась пуговица , а иголки нет. Вот если бы рядом была Баба Капа, она пришила бы иголку.

-Что можно сделать?

- А давайте напишем письмо Бабе Капе, чтобы она принесла иголку.

- Вам предлагаю составить предложение из этих слов. (ИГОЛКА, НУЖНА, МНЕ – слова напечатаны, нужно расставить их в нужном порядке).

Заходит Шерш и несет ветку сосны.

- Ребята, видимо дед Шерш  прочитал сообщение. Нам подойдет  сосновая иголка ?

- А может ему подойдет иголка, которых много у ёжика на спине?

-А какая нам нужна?

- Почему Шерш не принес нужный предмет? (т.к. он  мы не сказали, КАКУЮ иголку  надо, ДЛЯ ЧЕГО?)

- А какие могут быть иголки? (швейная иголка, сосновая иголка, иголка ёжика, иголка кактуса и т.д.)

- Что нужно добавить в сообщение?( швейная)

Получаем:

Мне нужна швейная иголка

Заходит Баба Капа , несёт швейную иголку.

-Такая иголка нам подойдет?

-Оказывается у некоторых слов есть много значений.

-Как можно назвать слова которые имеют много значений?

-Как  можно сформулировать тему нашего урока?

-Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.


Дети высказывают свои предположения.

Формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. Продумывают и озвучивают задачи урока.

Формулируют понятие «многозначные слова» и сверяют его с толкованием учебника.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемые ответы:

(-похожие по форме)

(-дополнить предложение)

Записывают предложение в тетрадь.

- Тема урока: «Слова с несколькими значениями.» (некоторые ученики могут сказать «Многозначные слова».)

- Цель : 

Познакомиться со словами имеющими несколько значений.

Учиться использовать в речи  слова с несколькоми значениями.

Регулятивные:

 целеполагание- способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

Коммуникативные: формулирование темы, гипотез.

планирование учебного сотрудничества.

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материал

Чтение учителем стихотворения(приложение)

-Почему листья лука названы пером?

- На что они похожи? 

Итак,  листья лука такие же удлиненные как перья.

Это одно и тоже слово, потому что листья лука названы не случайно, а по причине сходства с пером у птиц.

- Где же мы найдём значение слова перо? (демонстрирует толковый словарь, при необходимость объясняет как им пользоваться.)

- Сколько раз написано слово перо в словаре?

- Что это значит? (это одно слово с разными значениями или многозначное слово )

- Что такое многозначные слова?(слова , которые имеют несколько значений).

- Давайте проверим ваше предположение в учебнике.

-Откройте учебники на стр. 20. И прочитайте слова профессора Самоварова.

Отвечают на вопросы учителя.

Пользуются толковым словарем, находят значения слова перо.

Формулируют  сами определение.

Читают определение в учебнике и сравнивают со своим.

Регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.Динамическая пауза

      Физминутка      

Регулятивные:умение перестроиться, снять статическое напряжение

6.Первичное закрепление материала .

 

-Сейчас вы должны потренироваться применять новые знания.

-К нам пришел еще один гость –Буратино.

-Послушайте диалог  и объясните, почему не поняли герои друг друга.

– Ты знаешь, Лунтик, я сегодня потерял ключ.

– Буратино, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

-А какие еще вы знаете ключи?

-Значит слово ключ  какое?

Чтобы помочь найти ключ Буратино, составьте предложение со словом ключ в значении дверной.

-Запишем одно предложение.(вызывает ученика к доске)

-Будете работать в парах. Ваша задача – из всех слов отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ.  

Запись на доске книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

Проверка.                         

-Мальчики не поняли друг друга, потому что Саша говорит о роднике, а Сережа о ключе от дома. А может быть, он говорил об инструменте: чтобы завернуть гайку, нужен ключ

- Слово ключ многозначное.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют предложения, зачитывают.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка.

7.Вторичное закрепление материала (Самостоятельное использова

ние сформированных умений и навыков)

-Вставь пропущенные слова:

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик, шляпка)

Проверка. Оценивание.

-Кто прочитает первое предложение? Все согласны?(и т.д.)

- Как вы думаете зачем нужны многозначные слова?

- Поднимите руку кто выполнил упр. Верно.

-Поднимите руку у кого есть ошибки.

- Поднимите руку кто вообще не справился с заданием.

Теперь поиграем, закрепляя изученное.

1) Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (который бьет из земли, по- другому его называют родник)

 2) Какую соль не кладут в суп? (ноту «соль»)

3) Из какого крана не льется вода? (из подъемного)

 5) Какой лук не кладут в суп? (лук – оружие)

6) Какая гусеница не годится для танка? (насекомое)

 Выполняют задание.

Некоторые ученики читают получившиеся предложения.

-использование многозначных слов делает нашу речь яркой, образной, поэтичной.

Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации.

Коммуникативные:, умение выражать свои мысли, , планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

8.Итог урока

 -Какова была цель урока?

 -Мы её достигли?

 -Чему мы учились сегодня на уроке?

Оценивание.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

9.Рефлексия деятельности

Начертите отрезок в тетради.

        Всё понятно.

        Не всё понял.

Ничего не понял.

Домашнее задание :

 упр. 30. С.22.(объясняет)

Дополнительное задание: записать 3-4 пословицы в которых есть многозначные слова. Пр.:

  • Золотая пора-молодые года.

(-где найдете пословицы?

-правильно :в библиотеке, спросить у мамы, у бабушки, из интернет. Источников.)

  Выполняют указания учителя.

 Отвечают на вопросы.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.



Предварительный просмотр:

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик,шляпка)

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик,шляпка)

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик,шляпка)

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик,шляпка)

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик,шляпка)

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик,шляпка)

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик,шляпка)

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик,шляпка)

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик,шляпка)

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… …

(колокольчик,шляпка)



Предварительный просмотр:

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.

книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы.



Предварительный просмотр:

Мне   нужна швейная иголка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слова - антонимы"

Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству....

Конспект урока "Слова с непроизносимыми согласными"

Урок русского языка в 3 классе (Учебник: А.В. Полякова «Русский язык. 3 класс», система Л. В. Занкова) ...

Конспект урока "Слова с буквосочетаниями жи – ши"

Урок обучения грамоте (письмо) разработан для учащихся 1 класса и содержит элементы сказок и загадок....

Конспект урока "Слова,отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Слова,отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?" УМК "Школа 2100"...

Конспект урока "Слова, обозначающие действие предметов"

Конспект "Слова, обозначающие действия предметов" 2 класс...

Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"

Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"...