конспект урока "многозначные слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема урока: Многозначные слова
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 213.46 КБ |
Раздаточный материал | 12.97 КБ |
раздаточный материал | 11.67 КБ |
смс сообщение | 9.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Многозначные слова
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Предметные УУД:
-научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;
- составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;
- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем;
Метапредметные УУД:
Познавательные
- содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;
-соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
коммуникативные
– развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
Регулятивные
- содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД:
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари.
План урока.
(урок рассчитан на 40минут)
1. Организационный момент. 1 мин.
2.Актуализация знаний. 3мин.
3. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса. 5 мин.
4. Изучение нового материала. 7-8мин
5. Физ.минутка. 1мин.
6.Первичное закрепление материала 10мин.
7. Вторичное закрепление материала.. 10 мин.
9. Итог урока. 2мин.
10. Рефлексия. Дом.работа. 2мин.
Ход урока
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент | Приветствие. Этический заряд: Настроение каково? Во! Улыбаемся мы как? Вот так! Раз, два! Выше голова! Три, четыре! Руки шире! Пять, шесть! Тихо сесть! Семь, восемь! Лень отбросим! -Ребята, готовы к уроку? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества | |
2.Актуализация | Проведём небольшую разминку. Поиграем в игру «Четвёртый лишний». На доске: Грустный Сердце Ужасный Неизвестно - Какое слово лишнее? Почему? -Какая орфограмма в данных словах? - Как проверить написание этих слов? Откройте тетради. –Запишите число. 9 февраля Классная работа. Минутка чистописания: Ужасно интересно всё то, что неизвестно. | Отвечают на вопросы учителя. - В трех словах есть орфограмма непроизносимая согласная. - изменить слово (грусть, сердечный, весть) | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3.Постановка цели урока | - Ребята, сегодня я по пути в школу встретила Лунтика. Он был расстроен, у него порвалась пуговица , а иголки нет. Вот если бы рядом была Баба Капа, она пришила бы иголку. -Что можно сделать? - А давайте напишем письмо Бабе Капе, чтобы она принесла иголку. - Вам предлагаю составить предложение из этих слов. (ИГОЛКА, НУЖНА, МНЕ – слова напечатаны, нужно расставить их в нужном порядке). Заходит Шерш и несет ветку сосны. - Ребята, видимо дед Шерш прочитал сообщение. Нам подойдет сосновая иголка ? - А может ему подойдет иголка, которых много у ёжика на спине? -А какая нам нужна? - Почему Шерш не принес нужный предмет? (т.к. он мы не сказали, КАКУЮ иголку надо, ДЛЯ ЧЕГО?) - А какие могут быть иголки? (швейная иголка, сосновая иголка, иголка ёжика, иголка кактуса и т.д.) - Что нужно добавить в сообщение?( швейная) Получаем: Мне нужна швейная иголка Заходит Баба Капа , несёт швейную иголку. -Такая иголка нам подойдет? -Оказывается у некоторых слов есть много значений. -Как можно назвать слова которые имеют много значений? -Как можно сформулировать тему нашего урока? -Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока. |
Формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. Продумывают и озвучивают задачи урока. Формулируют понятие «многозначные слова» и сверяют его с толкованием учебника. Высказывают свое мнение. Предполагаемые ответы: (-похожие по форме) (-дополнить предложение) Записывают предложение в тетрадь. - Тема урока: «Слова с несколькими значениями.» (некоторые ученики могут сказать «Многозначные слова».) - Цель : Познакомиться со словами имеющими несколько значений. Учиться использовать в речи слова с несколькоми значениями. | Регулятивные: целеполагание- способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно. Коммуникативные: формулирование темы, гипотез. планирование учебного сотрудничества. |
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материал | Чтение учителем стихотворения(приложение) -Почему листья лука названы пером? - На что они похожи? Итак, листья лука такие же удлиненные как перья. Это одно и тоже слово, потому что листья лука названы не случайно, а по причине сходства с пером у птиц. - Где же мы найдём значение слова перо? (демонстрирует толковый словарь, при необходимость объясняет как им пользоваться.) - Сколько раз написано слово перо в словаре? - Что это значит? (это одно слово с разными значениями или многозначное слово ) - Что такое многозначные слова?(слова , которые имеют несколько значений). - Давайте проверим ваше предположение в учебнике. -Откройте учебники на стр. 20. И прочитайте слова профессора Самоварова. | Отвечают на вопросы учителя. Пользуются толковым словарем, находят значения слова перо. Формулируют сами определение. Читают определение в учебнике и сравнивают со своим. | Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5.Динамическая пауза | Физминутка | Регулятивные:умение перестроиться, снять статическое напряжение | |
6.Первичное закрепление материала .
| -Сейчас вы должны потренироваться применять новые знания. -К нам пришел еще один гость –Буратино. -Послушайте диалог и объясните, почему не поняли герои друг друга. – Ты знаешь, Лунтик, я сегодня потерял ключ. – Буратино, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная. -А какие еще вы знаете ключи? -Значит слово ключ какое? Чтобы помочь найти ключ Буратино, составьте предложение со словом ключ в значении дверной. -Запишем одно предложение.(вызывает ученика к доске) -Будете работать в парах. Ваша задача – из всех слов отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ. Запись на доске: книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. Проверка. | -Мальчики не поняли друг друга, потому что Саша говорит о роднике, а Сережа о ключе от дома. А может быть, он говорил об инструменте: чтобы завернуть гайку, нужен ключ - Слово ключ многозначное. Отвечают на вопросы учителя. Составляют предложения, зачитывают. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: самокоррекция. Личностные:осознание эстетической ценности русского языка. |
7.Вторичное закрепление материала (Самостоятельное использова ние сформированных умений и навыков) | -Вставь пропущенные слова: 1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик, шляпка) Проверка. Оценивание. -Кто прочитает первое предложение? Все согласны?(и т.д.) - Как вы думаете зачем нужны многозначные слова? - Поднимите руку кто выполнил упр. Верно. -Поднимите руку у кого есть ошибки. - Поднимите руку кто вообще не справился с заданием. Теперь поиграем, закрепляя изученное. 1) Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (который бьет из земли, по- другому его называют родник) 2) Какую соль не кладут в суп? (ноту «соль») 3) Из какого крана не льется вода? (из подъемного) 5) Какой лук не кладут в суп? (лук – оружие) 6) Какая гусеница не годится для танка? (насекомое) | Выполняют задание. Некоторые ученики читают получившиеся предложения. -использование многозначных слов делает нашу речь яркой, образной, поэтичной. | Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации. Коммуникативные:, умение выражать свои мысли, , планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. |
8.Итог урока | -Какова была цель урока? -Мы её достигли? -Чему мы учились сегодня на уроке? Оценивание. | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
9.Рефлексия деятельности | Начертите отрезок в тетради. Всё понятно. Не всё понял. Ничего не понял. Домашнее задание : упр. 30. С.22.(объясняет) Дополнительное задание: записать 3-4 пословицы в которых есть многозначные слова. Пр.:
(-где найдете пословицы? -правильно :в библиотеке, спросить у мамы, у бабушки, из интернет. Источников.) | Выполняют указания учителя. Отвечают на вопросы. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |
Предварительный просмотр:
1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик,шляпка) | 1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик,шляпка) |
1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик,шляпка) | 1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик,шляпка) |
1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик,шляпка) | 1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик,шляпка) |
1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик,шляпка) | 1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик,шляпка) |
1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик,шляпка) | 1.Петя позвонил в ……. 2.Мой любимый цветок…… 3.Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… 4. Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… … (колокольчик,шляпка) |
Предварительный просмотр:
книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. |
книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. |
книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. |
книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. |
книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. |
книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. |
книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. |
книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. |
книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. | книга, ручка, холодильник, коса, лист, бабочка, ножницы. |
Предварительный просмотр:
Мне нужна швейная иголка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слова - антонимы"
Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству....
Конспект урока "Слова с непроизносимыми согласными"
Урок русского языка в 3 классе (Учебник: А.В. Полякова «Русский язык. 3 класс», система Л. В. Занкова) ...
Конспект урока "Слова с буквосочетаниями жи – ши"
Урок обучения грамоте (письмо) разработан для учащихся 1 класса и содержит элементы сказок и загадок....
Конспект урока "Слова,отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Слова,отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?" УМК "Школа 2100"...
Конспект урока «Слова, обозначающие действия предметов».
Развивающая программа Л.В. Занкова...
Конспект урока "Слова, обозначающие действие предметов"
Конспект "Слова, обозначающие действия предметов" 2 класс...
Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"
Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"...