Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_letunova_e.n.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
2 класс
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
УМК «Школа России»
Учитель | Летунова Екатерина Николаевна |
Тема урока | Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?» |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тип урока | Обобщающий урок |
УМК | «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник.2 класс. – М.: Просвещение, 2013 г. |
Цель урока | умений ставить вопросы кто? или что? и разграничивать слова-названия людей, животных и предметов. создание условий для ознакомления учащихся с одушевленными и неодушевленными предметами, применения имеющихся знаний в практической деятельности; развитие умения ставить и решать проблему; развитие мышления, речи; побуждение учащихся к активности, самостоятельности; воспитание умения сотрудничать на уроке. |
Задачи урока | Задачи обучения: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету; формировать умения различать предмет и слово как его название; учить детей соотносить вопросы кто? что? и слово – название предмета. Развивающие задачи: учить ребят получать удовольствие от процесса творчества, от собственных маленьких открытий; развивать у учащихся желание больше узнать по предмету. Задачи воспитания: воспитывать у учащихся радость от процесса творчества; воспитывать бережное отношение к обитателям леса, растениям. Воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка; |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
II.Проверка домашнего задания
IV. Изучение нового материала V. Первичное закрепление VI. Итог урока VII. Домашнее задание | М.: Слово учителя Громко прозвенел звонок – Ребята сегодня наш урок русского языка будет необычным, мы отправимся путешествовать в осенний лес. Нас ждет много приключений и интересных заданий, но справится, с этими заданиями нам помогут знания, которые мы с вами приобрели на уроках русского языка. М.: Беседа А какие правила поведения в лесу вы знаете? Именно эти правила нам и помогут сегодня на уроке. Надеюсь, никто не будет отставать, чтобы не заблудиться в лесу. М.: Слово учителя Входя в лес нужно быть очень внимательным. Посмотрите внимательно, здесь какое то дерево, а под ним лежит какое то письмо, на нем написано, для ребят второго класса, значит оно для Вас. (один из учеников распечатывает конверт , на экране текст письма) Уважаемые второклассники! Сегодня в осеннем лесу Вам помогут сказочные герои Лисёнок и Медвежонок. Они очень любопытные и непоседливые зверята Вот и сейчас они сбежали от своих мам и отправились изучать лес. Возьмите пожалуйста маленьких зверят с собой в путешествие. Ну что ребята возьмем зверят? А давайте вспомним с вами материал прошлого урока русского языка? М.: Индивидуальный опрос Что вы знаете про текст? Посмотрим внимательно на письмо. Можно ли это письмо, назвать текстом? Докажите? Молодец. Какое упражнение вы выполняли дома? Что нужно было в нем сделать? - Давайте проверим правильность расстановки предложений и послушаем какие заголовки вы придумали. Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с домашним заданием. М.: Слово учителя А мы продолжим с вами путешествие по лесу. Давайте мы с вами откроем тетрадь по русскому языку и запишем дату нашего путешествия. А куда подевались наши герои. Чего же они испугались? М.: анализ наблюдения языкового наблюдения. Словарный диктант - Ой, кто это? – спросил Лисёнок. Боится зверь ветвей моих, Гнёзд не построит птица в них. В ветвях – краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? - Кто это, ребята? /олень/ Записываем отгадки и выделяем орфограммы. - Ой, что это? – спросил Медвежонок. Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют. - Что это, ребята? /рябина/ - Ой, кто это? – спросил Лисёнок. Кто в беретке ярко-красной, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. - Кто это, ребята? /дятел/ - А это, что? – спросил Медвежонок. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. - Что это? /малина/ Маленький, беленький, По лесочку прыг, прыг, По снежочку тык, тык. Кто это? Заяц На припеке у пеньков много тонких стебельков, Языковой материал: Олень, рябина, дятел, малина, заяц, земляника. М.: Слово учителя Слова пишутся все с комментариями детей и на доске появляются карточки с данными словами, но только с ошибками. Олень, рибина, дятил, молина, заиц, землиника. М.: анализ наблюдения языкового наблюдения. Ребята лисенок тоже постарался и тоже написал все словарные слова вместе с нами, проверьте, справился ли он с этим заданием? (Ученики находят ошибки и исправляют) Молодцы! Ведь это словарные слова, написание которых надо запомнить. М.: Наблюдение над языковым материалом с целью выделения существенных признаков. Ребята , какой частью речи являются все эти слова? На полянке два грибочка, на одном вопрос КТО? А на другом вопрос ЧТО? Какие из наших слов отвечают на вопрос КТО? ЧТО? А как вы определили? М.: Слово учителя Вывод: слова которые называют людей и животных отвечают на вопрос – кто? Одушевленные имена существительные. А те что называют предметы, отвечают на вопрос- что? Неодушевленные имена существительные. Прием: работа над правилом -Прочитайте правило на стр. 30 и сравните тот вывод, к которому пришли мы, с правилом. Повторение правила Ребята посмотрите на дереве сидит мудрая сова и она хочет рассказать нам какую-то очень интересную сказку послушайте внимательно и скажите о каких существительных эта сказка? М.: Слово учителя В одном волшебном царстве, которое называется Русский Язык, жили существительные одушевлённые и неодушевлённые. И однажды они стали спорить: кто главнее? Одушевлённые так раскричались, что не заметили, как неодушевлённые существительные ушли из царства. Обрадовались одушевлённые существительные и решили, что они теперь главные. Но не долго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевлённых существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным. Пошли они к неодушевлённым прощения просить. С тех пор живут они дружно. О каких существительных рассказал мудрая сова? М.: Классификация -А теперь ребята первого ряда приведут примеры слов, которые отвечают на вопрос - кто? (одушевленных существительных) -А ребята, которые сидят на втором ряду приведут примеры слова, отвечающие на вопрос – что? (неодушевленных ) Молодцы! Мы идем с вами по лесной тропинке дальше , посмотрите сколько в осеннем лесу листьев кружатся, а на них написаны слова, которые есть у вас в рабочей тетрадке. Языковой материал: Рабочая тетрадь С. 41 Работа по Рабочей тетрадке. стр. 41, №61 М.: Классификация Упражнение выполняется по заданию; Кудряшки, козлята, телята, песенки, клены, барашек, дубы, грибы, зонтик. Давайте соберем осенний букет, один букет слова с вопросом – кто? А другой вопрос – что? Молодцы красивые букеты у нас получились , давайте мы подарим эти букеты лисенку и медвежонку отпустим их скорей домой, а букеты они подарят своим мамам. Вот выходим на полянку, и смотрите снова для нас задание М.: Классификация Прочитайте стихотворение ( на экране) Есть много интересных слов, Их знаете давно. Вот, например, собака, стол, Часы, жираф, кино. И долго можно говорить Про разные предметы. Возьмём слова утюг, пенал, Котёнок и конфеты. И будем с ними мы дружить, Писать, читать, произносить. Напишите вопросы -Подчеркните в словах опасные места. - Найдите и запишите слова, отвечающие на вопрос кто? (Котёнок, собака) - Слова, отвечающие на вопрос что? (Утюг, пенал, конфеты, стол, дождь) - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Работа выполняется с комментариями детей) Физминутка Ну а теперь немного отдохнем присядем на нашей полянке, расслабимся, закроем глазки. – Я буду называть слова, если, слово отвечает на вопрос Кто? – хлопают, отвечает на вопрос Что? – топают. (Артист ,город, девочка, карандаш, народ, собака ,ранец, ребята, человек). Открыли глазки и нам пора, ведь надо успеть скорей вернуться. А здесь две тропинки, возле одной табличка (1 вариант), а на другой (2 вариант), нам нужно с Вами разделиться на варианты, чтобы пройти по ним. Для каждого варианта карточка с заданием. М.: Конструирования Составить предложения по схемам: 1 вариант - В лесу живут (кто?), (кто?) и (кто?). 2 вариант – В лесу растут (что?), (что?) и что? М.: Слово учителя Тропинки наши пересеклись и снова все вместе. А здесь задание для всего класса. Прочитайте задание. М.: Конструирования Вставь пропущенные слова, задай к ним вопросы Кто? или Что?. Озаглавьте текст. Стояла поздняя _______. ______всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный_______ яростно трепал ____ деревьев. Над полями звучала грустная ______ журавлей. Наступила ненастная ________ . Слова для справок: осень, солнце, ветер ,ветви, песня, пора. Прочитаем текст, который у нас получился. М.: Обобщающая беседа И снова подул ветер и начался сильный листопад, посмотрите внимательно, у вас под партами спрятаны листочки, а на них вопросы, прочитайте их и продолжите предложения. Имя существительное это- …., которая обозначает…… Я знаю, какие слова отвечают на вопрос кто? ……, такие предметы называют………… Я знаю, какие слова отвечают на вопрос что?......., такие предметы называют …………….. Ветер стих и посмотрите с дерева упали яблоки, поднимите эти яблоки. И если вы легко справлялись со всеми заданиями на уроке, прикрепите свое яблочко на самый верх дерева. Если испытывали небольшие сложности, на нижние веточки, а если совсем было сложно на уроке, допускали много ошибок, то прикрепите свое яблоко под деревом. Я очень рада, что большая часть яблок, находится на верхних веточках яблони. Ну и мы с вами возвращаемся в наш класс, мне очень понравилось путешествовать с Вами по лесу. Вы легко справились со всеми заданиями. Спасибо за урок. Молодцы! Упр. 34 с.18 («Дидактический материал») | Здравствуйте Нельзя шуметь, кричать. Нельзя отставать, а то можно заблудиться. мы говорили о тексте, вспоминали, то что мы о нем знаем с 1 класса. -текст состоит из предложений. Они связаны между собой по смыслу. предложения письма связаны между собой по смыслу, а значит это текст Необходимо было расставить предложения по порядку, чтобы получился текст. Озаглавить его и списать На берегу реки. По сторонам узкой тропинки теснятся берёзки. Дорожка ведёт к реке. На берегу лесной реки растёт плакучая ива. Ребята часто прибегают к деревцу весной полюбоваться пушистыми почками. В тетрадке записывают число. Классная работа. /запись словарного слова олень/ /запись словарного слова рябина/ /запись словарного слова дятел/ /запись словарного слова малина/ /запись словарного слова заяц/ /запись словарного слова земляника/ Имя существительное КТО? Олень, дятел, заяц. ЧТО? Рябина, малина, земляника. Одни живые, а другие нет. -слова которые называют людей и животных отвечают на вопрос – кто? а те что называют предметы, отвечают на вопрос- что?
Одушевленных и неодушевленных Кто? Кошка, птица, улитка, собака и т.д. Что? Машина, карандаш, гриб, пенал и т.д. кто? козлята, телята, барашек; что? кудряшки, песенки, клёны, дубы, грибы, зонтик. Кто? Котёнок, собака Что? Утюг, пенал, конфеты, стол, дождь
Слова, отвечающие на вопрос (кто?), обозначают - животных и людей Слова, отвечающие на вопрос (что?), обозначают - неживые предметы
1 вариант: В лесу живут белки, зайцы и медведи. 2 вариант: В лесу растут грибы, ягоды и деревья. Осень. Стояла поздняя осень . Солнце всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный ветер яростно трепал ветви деревьев. Над полями звучала грустная песня журавлей. Наступила ненастная осень . Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. Я знаю, какие слова отвечают на вопрос кто? корова, лиса, кошка , такие предметы называют одушевленные . Я знаю, какие слова отвечают на вопрос что? машина, парта, стул, такие предметы называют неодушевленные. | 1.Вопросы кто? что? 2.Значение 1.Существенный признак 2.Вопрос 1.Вопрос 2.Значение 1.Вопрос 2.Значение 1.Существенный признак 2.Вопрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" по теме: Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
Данный урок разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа 2100". Урок открытия новых знаний построен в технологии системно - деятельностного метода (проблемный урок). На уроке дети ...
Открытый урок по русскому языку "Вопросы, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?" 2 класс
Открытый урок по русскому языку "Вопросы, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?" 2 класс...
Методическое описание интерактивного электронного образовательного ресур-са по предмету русский язык (УМК «Школа 2100»), при изучении темы «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?». Урок закрепления знаний. Тема: «Вопросы кто? что? к словам»
содержит материал, который поможет подготовиться к уроку русского языка во 2 классе по теме "Вопросы Кто? и Что? к словам"...
Конспект урока по русскому языку для 4 класса: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»
Учебные задачи:· Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?· Повторить понятия «имя существительное», «одушевленные и неодушевленные существительные...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Материалы по уроку русского языка....