Рабочая программа по курсу "Уроки речевого творчества" 2 - 4 класс
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
КОУ «Школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г. К. Жукова»
Факультатив «Уроки речевого творчества»
2 - 4 классы
Составитель:
учитель начальных классов
Черепанова О. Г.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Речевое развитие» Каландарова Н.Н., с использованием методического пособия Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009 г.
Все уроки речевого творчества входят как составная часть в систему изучения грамматико – орфографических тем по традиционной методике обучения. Цель уроков – углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка.
Урок речевого творчества состоит из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части урока большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части урока ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют скороговорки, сказки, стихи, считалки, чистоговорки, пишут сочинения – миниатюры.
Урок речевого творчества – это попытка интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения. Примерная структура урока: формулировка темы учащимися, эмоциональная речевая разминка, конкурс «скороговорителей» (чтецов),орфографическая минутка, языковые игры, весёлая минутка, речевое творчество (написание сочинения – миниатюры, иллюстрирование)
Важнейшая задача учителя – создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Разнообразные методы и приёмы, используемые на уроках речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе.
Ценностные ориентиры содержания курса «Уроки речевого творчества»
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, которые оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Содержание курса
2-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма)
Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и орфографических словарей.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
3-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма).
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков “орфоэпически” правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, настроений.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
Сочинения по пословице; сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.
4-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма).
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.
После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.
Тематическое планирование курса
2-й класс 3-й класс
1. | Что такое творчество. | 1. | Сочинение по пословице «Сентябрь холоден, да сыт». | |
2. | Я и мое настроение. | 2. | Слово и образ или Поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника. | |
3. | Мои летние каникулы. | 3. | Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки. | |
4. | Автопортрет. | 4. | Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки. | |
5. | Моя дружная семья. | 5. | Сочинение считалок. | |
6. | Положительные и отрицательные эмоции. Составление словарика настроений. | 6. | Рисование диафильма по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». Рассказывание сказки. | |
7. | Слово. Чувство. Образ. | 7. | Этика и этикет. | |
8. | Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка. Составление словарика на тему “Игрушки”. | 8. | Честный и нечестный поступок. | |
9. | Игры со словом. | 9. | Текст, тема текста, основная мысль, опорные слова. | |
10. | Родное слово в пословицах и поговорках. Слово – друг. Иллюстрирование знакомых пословиц. | 10. | Типы текста: описание, повествование, рассуждение. | |
11. | Сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь». | 11. | Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Сочинение. | |
12. | Задачи. Загадки. Шутки. Составление словарика шуток. | 12. | Капризное настроение. Капризная девочка. | |
13. | Сочинение считалки. | 13. | Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Снег”. | |
14. | Сочинение скороговорки. | 14. | Рисование диафильма (по сказке «Про снежинку»). Пересказ сказки. | |
15. | Составление рассказа и рисование на тему “Я люблю…” | 15. | Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Моя снежинка”. | |
16. | Олимпиада. | 16. | Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году. | |
17. | Эмоции. Мимика. Жесты. | 17. | Знакомство с жанром «Побасенка». | |
18. | Компьютер. | 18. | Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы. | |
19. | Новогодняя ёлка в школе. | 19. | Что я знаю о слове «ручка». | |
20. | Сочинение сказки по опорным словам. | 20. | Сочинение по пословице “Поспешишь – людей насмешишь”. | |
21. | Настроение животных. Составление словарика на тему “Животные”. | 21. | Знакомство с жанром «Потешка». | |
22. | Сочинение на тему “Мое любимое животное”. | 22. | Сочинение на тему «Я превратился в рыбку, в птичку, тигра…». | |
23. | Фантастическое животное. Сочинение и иллюстрирование. | 23. | Составление орфографического словарика. | |
24. | Настроение цветов. Составление словарика на тему “Растения”. | 24. | Сочинение и рисование на тему “Моя мама”. | |
25. | Сочинение на тему “Мой любимый цветок”. | 25. | Текст. Поздравление к празднику 8 Марта. | |
26. | Село и город. | 26. | Настроение и его оттенки. Хвастливое и ворчливое настроение. | |
27. | Домашние животные и птицы. | 27. | Слова-друзья и враги. Работа со словариком настроений. Составление словарика антонимов. | |
28. | Таяние снега. | 28. | Сочинение скороговорки. | |
29. | Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «зима» и «весна». | 29. | Сочинение бытовой сказки. | |
30. | Путешествие в космос. | 30. | Мое любимое дерево. | |
31. | Сочинение и рисование на тему «Мой друг» («Моя подруга»). | 31. | Сочинение сказки о животных. | |
32. | Сочинение на темы: «Моя парта» («Глазами моей парты»). | 32. | Тигр и лев. Сравнительное описание. | |
33. | Правила вежливости. | 33. | Сочинение на тему «Воробей и синица». Сравнительное описание. |
4-й класс
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
1. | Сочинение в рисунках (пиктография). | ||
2. | Осенний листок. Листопад. | ||
3. | Цветная сказка. Желтая, белая, черная, зеленая сказка. | ||
4. | Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать». | ||
5. | Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта». | ||
6. | Сочинение стихотворений по заданной рифме. | ||
7. | Моя мечта. | ||
8. | Сочинение-миниатюра на тему «В цирке» с использованием фразеологизмов. | ||
9. | Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба». | ||
10. | Сравнительное описание птиц. | ||
11. | Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «тревога», «волнение», «беспокойство». | ||
12. | Моя любимая одежда. | ||
13. | Моя любимая фотография. | ||
14. | Что я умею делать. | ||
15. | Я хочу быть… | ||
16. | Олимпиада. | ||
17. | Моя любимая игра. | ||
18. | Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок. Мой школьный день. | ||
19. | Сравнительное описание кошки и собаки. | ||
20. | Кактусы. | ||
21. | Сочинение загадки наоборот. | ||
22. | Весенние загадки. | ||
23. | Бабушка и дедушка в моей жизни. | ||
24. | Волшебная сказка (работа в группах). | ||
25. | Реклама. Заметка в газету. | ||
26. | Сочинение-миниатюра по необычному началу «Если вдруг…». | ||
27. | Укрась слово. | ||
28. | Сочинение на свободную тему (в парах). | ||
29. | Что я знаю о цифре 7? | ||
30. | Аквариум. | ||
31. | Вулканы. | ||
32. | Дожди. | ||
33. | Что красивее всего? | ||
34. | Олимпиада. |
1. Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой:
- Каландарова Н.Н.Уроки речевого творчества во 2–4 классах. Москва, «Вако» 2009 -2010 г.
3 класс
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
1. | Сочинение по пословице «Сентябрь холоден, да сыт». | |
2. | Слово и образ или Поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника. | |
3. | Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки. | |
4. | Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки. | |
5. | Сочинение считалок. | |
6. | Рисование диафильма по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». Рассказывание сказки. | |
7. | Этика и этикет. | |
8. | Честный и нечестный поступок. | |
9. | Текст, тема текста, основная мысль, опорные слова. | |
10. | Типы текста: описание, повествование, рассуждение. | |
11. | Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Сочинение. | |
12. | Капризное настроение. Капризная девочка. | |
13. | Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Снег”. | |
14. | Рисование диафильма (по сказке «Про снежинку»). Пересказ сказки. | |
15. | Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Моя снежинка”. | |
16. | Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году. | |
17. | Знакомство с жанром «Побасенка». | |
18. | Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы. | |
19. | Что я знаю о слове «ручка». | |
20. | Сочинение по пословице “Поспешишь – людей насмешишь”. | |
21. | Знакомство с жанром «Потешка». | |
22. | Сочинение на тему «Я превратился в рыбку, в птичку, тигра…». | |
23. | Составление орфографического словарика. | |
24. | Сочинение и рисование на тему “Моя мама”. | |
25. | Текст. Поздравление к празднику 8 Марта. | |
26. | Настроение и его оттенки. Хвастливое и ворчливое настроение. | |
27. | Слова-друзья и враги. Работа со словариком настроений. Составление словарика антонимов. | |
28. | Сочинение скороговорки. | |
29. | Сочинение бытовой сказки. | |
30. | Мое любимое дерево. | |
31. | Сочинение сказки о животных. | |
32. | Тигр и лев. Сравнительное описание. | |
33. | Сочинение на тему «Воробей и синица». Сравнительное описание. |
34. | Олимпиада. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по развитию речевого слуха 2 класс
Рабочая программа составлена для 2 класса школы 1 вида. Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, тематическое планирование и календарное планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1 «Б» класс
Настоящая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида составлена в соответствии с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи 2 Б класс
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 2Б класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможно...
Рабочая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи" 3 Б класс.
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 3Б класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможно...
Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО....