Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Макушкина Надежда Владимировна

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой, «Просвещение», Москва, допущена Министерством образования Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_prakt.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

Рабочая программа

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой, «Просвещение», Москва, допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им. Герцена от 03  апреля 2015 года;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • СанПиН 4075-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ- интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»;
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в МКОУ С(К)ОШИ VIII вида  от 01.06.2014 г.

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект составлена с учетом «Индивидуальной программой реабилитации ребенка- инвалида» и рекомендаций ПМПК .

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида , так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.

Курс «Речевая практика» в 4 классе входит в образовательную область «Русский язык». Программа рассчитана на 2 часа  в неделю (68 часов в год).

Общая характеристика предмета «Речевая практика» в 4 классе, для обучающихся имеющих сложный дефект.

При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.

Национально-региональный компонент: знакомство с растениями и животными Якутии; изучение климата родного края, труд и жизнь людей на Севере.

Цель программы обучения:

преодолеть несовершенство речевой практики учащихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.

Основныезадачи программы:

  • способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить строить связные устные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Формы организации учебного процесса, технологии.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающийся  должны уметь:

  • передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
  • выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
  • сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
  • объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

БУУД

(базовые универсальные учебные действия)

  1. Личностные:
  1. Умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
  2. Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  3. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  4. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  5. Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  6. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  7. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

  1. Регулятивные:

2.1. Проговаривать последовательность действий на уроке;

2.2. Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

2.3. Работать по предложенному учителем плану;

2.4. Отличать верно выполненное задание от неверного;

2.5. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

3. Познавательные:

3.1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

3.2. Уметь ориентироваться в учебнике;

3.3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

3.4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;

3.5. Пересказывать небольшие тексты.

4. Коммуникативные.

4.1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

4.2. Слушать и понимать речь других;

4.3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

4.4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);

4.5. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя; осваивать ролевые игры);

4.6. Работать в группе и паре, взаимодействовать при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Знания и умения учащихся оцениваются по активности выполнения заданий и степени участия в играх - театрализациях.

«Оценка 5» - выставляется за активное участие в течении всего урока

«Оценка 4» - выставляется за участие в заданиях - играх

«Оценка 3» - выставляется, если ученик не участвовал в заданиях - играх, но сумел повторить опорные фразы.

Список литературы

  1. Комарова С.В. Устная речь. 3 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С.В. Комарова. - 2-изд. - М.: Просвещение,2014. - 96 с.: ил. - ISBN978-5-09-032704-6.
  2. Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)
  3. Книга для чтения. Учебник для 3 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида/ Авт. – сост. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 208 с.: ил.
  4. Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997. - 180 с. Тираж 1000 экз.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы/под ред. к.п.н., профессора И.М. Бгажноковой. - М. : Просвещение, 2011. - 239 с.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2005. - 528 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://pedsovet.org/ - аналитические и информационные материалы; образовательные сообщества; педагогические технологии.
  2. http://ict.edu.ru/ - библиотека (учебные и учебно-методические материалы); книги (аннотации и оглавления); интернет-ресурсы (метаописания и ссылки).
  3. http://school-collection.edu.ru/ - документы, презентации, электронные таблицы, видеоролики.

Календарно тематическое планирование  по предмету

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

4 «б» класс  2015-2016 учебный год

2015-2016 учебный год

Тема урока

Кол-во час

Дата

Минимальный уровень ЗУН

Примечания

план

факт

1-2

Повторение предложений, разных по структуре

2

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи. Коррекция звукопроизношения.

3

Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом

1

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи. Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти

4-6

Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой

3

Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти. Развитие воображения.

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи.

7

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости

1

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь передавать интонацией чувства и эмоции.

8

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти

1

Уметь передавать интонацией грусть. Уметь воспринимать и понимать обращенную речь.

9

Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя.

1

Уметь  воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь передавать интонацией испуг, удивление, горе. Коррекция эмоционально - волевой сферы.

10

Мимика и жесты

1

Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи. Уметь  использовать мимику и жесты при общении. Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы

11-12

Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов

2

Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи. Уметь  использовать мимику и жесты при общении. Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция эмоционально - волевой сферы.

13-14

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи

2

Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Знать и уметь применять средства выразительности речи в игровых ситуациях. Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы

15

Определение темы ситуации, подбор слов

1

Развитие умения, потребности, в общении друг с другом. Уточнение имеющегося словаря. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

16

Лексическая тема: "Я готовлю уроки"

1

Развитие умения, потребности, в общении друг с другом.Расширение словарного запаса. Знать и использовать в речи слова и выражения: уроки, домашнее задание, письменные принадлежности, учебные принадлежности. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

17-18

Лексическая тема: "На улице города"

«На улицах моего города- Нерюнгри»

2

Развитие умения, потребности, в общении друг с другом.Расширение словарногозапаса. Знать и использовать в речи слова и выражения::улица, транспорт, магазин, пешеходы. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

19

Лексическая тема: "Современная техника в доме"

1

Расширение словарного запаса.  Знать и использовать в речи слова и выражения: телевизор, мультиварка, микроволновая печь, электроприборы. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации

20-21

Общение: "Мы собрались поиграть"

2

Умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить строить диалог «предложение – возражение». Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

22-23

Общение: "В библиотеке"

2

Уметь соблюдать правила поведения в библиотеке. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

24-25

Общение: "Сказки про Машу"

2

Учить использовать синонимы при составлении устных рассказов. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

26

Лексическая тема: "Магазин"

1

Расширение словарного запаса. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

27

Культура общения в магазине

1

Уметь правильно и вежливо обращаться к продавцам и другим покупателям. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации.

28-29

Общение: "Телефонный разговор"

2

Уметь грамотно общаться по телефону. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

30

Занятие - игра "Телефонный разговор"

1

Уметь  участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Тренировать в использовании формул общения по телефону. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

31

Культура поведения в театре, кинотеатре

1

Учить правильно вести себя в общественных и культурных местах. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

32

Общение: "Я - зритель"

1

Учить использовать «вежливые» слова. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

33

Общение: "Я - зритель"

1

Учить использовать «вежливые» слова. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

34

Чистоговорки.

1

Учить четко произносить слова в чистоговорках. Коррекция звукопроизношения

35-36

Упражнения в произнесении стихотворных диалогов

2

Развивать выразительность. Учить строить диалог по принципу: вопрос – ответ.

37-38

Подбор картинок к услышанным предложениям

2

Развивать выразительность. Учить строить диалог по принципу: вопрос – ответ.

39

Лексическая тема:"Бытовые советы"

1

Расширение словарного запаса.

40-41

Общение:" Какая сегодня погода"

2

Учить получать информации из телевизионных сообщений и печатных изданий, доносить информацию до других людей.

42-43

Общение: "Снегурочка"

2

Учить связывать части текста с помощью специальных слов. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

44

Культура общения: "Я иду в гости"

1

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

45-47

Общение: "Веселый праздник"

3

Учить использовать полученные умения вести беседу, рассказывать истории в ситуации общения в гостях. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

48-50

Общение: "Учимся понимать животных"

3

Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

51

Составление различных предложений по теме: "Весна"

1

Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

52

Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"

1

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь.

53

Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"

1

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь.

54-55

Культура общения: "Я и взрослые"

2

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

56

Лексическая тема: "Я- пешеход"

1

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь.

57-58

Лексическая тема: "Привычки хорошие и не очень"

2

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь.

59-61

Общение: "Узнай меня"

1

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

62

Составление диалогов по предложенной речевой ситуации

1

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

63-64

Культура общения с малознакомыми людьми

2

Учить вежливо относиться к незнакомым людям. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

65

Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?"

1

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.

66-67

Составление предложений по теме "Лето"

2

Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Уметь строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации.

68

Лексическая тема: "Летние каникулы"

1

Знать правила безопасного поведения в различных ситуациях. Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Уметь строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Отбор содержания произведён с учётом динамики  индивидуального развития учащихся,  на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...

модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек...

Рабочая программа по математике 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по математике 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект.Обучение в классах для обучающихся, имеющих сложный дефект, в  МКОУ С(К)ОШИ VIII вида имеет коррекционно-направленн...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа по письму и развитию речи, для обучающихся со сложной структурой дефекта.

программа для работы с детьми со слдожной структурой дефекта...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" 2 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (инте...