Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой, «Просвещение», Москва, допущена Министерством образования Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_prakt.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой, «Просвещение», Москва, допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им. Герцена от 03 апреля 2015 года;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- СанПиН 4075-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ- интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в МКОУ С(К)ОШИ VIII вида от 01.06.2014 г.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект составлена с учетом «Индивидуальной программой реабилитации ребенка- инвалида» и рекомендаций ПМПК .
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида , так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
Курс «Речевая практика» в 4 классе входит в образовательную область «Русский язык». Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
Общая характеристика предмета «Речевая практика» в 4 классе, для обучающихся имеющих сложный дефект.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Национально-региональный компонент: знакомство с растениями и животными Якутии; изучение климата родного края, труд и жизнь людей на Севере.
Цель программы обучения:
преодолеть несовершенство речевой практики учащихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.
Основныезадачи программы:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Формы организации учебного процесса, технологии.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающийся должны уметь:
- передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
- объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
БУУД
(базовые универсальные учебные действия)
- Личностные:
- Умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
- Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
- Регулятивные:
2.1. Проговаривать последовательность действий на уроке;
2.2. Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
2.3. Работать по предложенному учителем плану;
2.4. Отличать верно выполненное задание от неверного;
2.5. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
3. Познавательные:
3.1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
3.2. Уметь ориентироваться в учебнике;
3.3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
3.4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы;
3.5. Пересказывать небольшие тексты.
4. Коммуникативные.
4.1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
4.2. Слушать и понимать речь других;
4.3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
4.4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);
4.5. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя; осваивать ролевые игры);
4.6. Работать в группе и паре, взаимодействовать при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания и умения учащихся оцениваются по активности выполнения заданий и степени участия в играх - театрализациях.
«Оценка 5» - выставляется за активное участие в течении всего урока
«Оценка 4» - выставляется за участие в заданиях - играх
«Оценка 3» - выставляется, если ученик не участвовал в заданиях - играх, но сумел повторить опорные фразы.
Список литературы
- Комарова С.В. Устная речь. 3 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С.В. Комарова. - 2-изд. - М.: Просвещение,2014. - 96 с.: ил. - ISBN978-5-09-032704-6.
- Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)
- Книга для чтения. Учебник для 3 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида/ Авт. – сост. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 208 с.: ил.
- Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997. - 180 с. Тираж 1000 экз.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы/под ред. к.п.н., профессора И.М. Бгажноковой. - М. : Просвещение, 2011. - 239 с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2005. - 528 с.
Интернет-ресурсы:
- http://pedsovet.org/ - аналитические и информационные материалы; образовательные сообщества; педагогические технологии.
- http://ict.edu.ru/ - библиотека (учебные и учебно-методические материалы); книги (аннотации и оглавления); интернет-ресурсы (метаописания и ссылки).
- http://school-collection.edu.ru/ - документы, презентации, электронные таблицы, видеоролики.
Календарно тематическое планирование по предмету
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
4 «б» класс 2015-2016 учебный год
2015-2016 учебный год
№ | Тема урока | Кол-во час | Дата | Минимальный уровень ЗУН | Примечания | |
план | факт | |||||
1-2 | Повторение предложений, разных по структуре | 2 | Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи. Коррекция звукопроизношения. | |||
3 | Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом | 1 | Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи. Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти | |||
4-6 | Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой | 3 | Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти. Развитие воображения. Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь воспринимать и понимать речь в записи. | |||
7 | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости | 1 | Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь передавать интонацией чувства и эмоции. | |||
8 | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти | 1 | Уметь передавать интонацией грусть. Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. | |||
9 | Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя. | 1 | Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Уметь передавать интонацией испуг, удивление, горе. Коррекция эмоционально - волевой сферы. | |||
10 | Мимика и жесты | 1 | Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи. Уметь использовать мимику и жесты при общении. Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы | |||
11-12 | Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов | 2 | Уметь воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи. Уметь использовать мимику и жесты при общении. Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция эмоционально - волевой сферы. | |||
13-14 | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи | 2 | Уметь воспринимать и понимать обращенную речь. Знать и уметь применять средства выразительности речи в игровых ситуациях. Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы | |||
15 | Определение темы ситуации, подбор слов | 1 | Развитие умения, потребности, в общении друг с другом. Уточнение имеющегося словаря. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
16 | Лексическая тема: "Я готовлю уроки" | 1 | Развитие умения, потребности, в общении друг с другом.Расширение словарного запаса. Знать и использовать в речи слова и выражения: уроки, домашнее задание, письменные принадлежности, учебные принадлежности. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
17-18 | Лексическая тема: "На улице города" «На улицах моего города- Нерюнгри» | 2 | Развитие умения, потребности, в общении друг с другом.Расширение словарногозапаса. Знать и использовать в речи слова и выражения::улица, транспорт, магазин, пешеходы. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
19 | Лексическая тема: "Современная техника в доме" | 1 | Расширение словарного запаса. Знать и использовать в речи слова и выражения: телевизор, мультиварка, микроволновая печь, электроприборы. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
20-21 | Общение: "Мы собрались поиграть" | 2 | Умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить строить диалог «предложение – возражение». Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
22-23 | Общение: "В библиотеке" | 2 | Уметь соблюдать правила поведения в библиотеке. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | |||
24-25 | Общение: "Сказки про Машу" | 2 | Учить использовать синонимы при составлении устных рассказов. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
26 | Лексическая тема: "Магазин" | 1 | Расширение словарного запаса. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
27 | Культура общения в магазине | 1 | Уметь правильно и вежливо обращаться к продавцам и другим покупателям. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
28-29 | Общение: "Телефонный разговор" | 2 | Уметь грамотно общаться по телефону. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
30 | Занятие - игра "Телефонный разговор" | 1 | Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Тренировать в использовании формул общения по телефону. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
31 | Культура поведения в театре, кинотеатре | 1 | Учить правильно вести себя в общественных и культурных местах. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
32 | Общение: "Я - зритель" | 1 | Учить использовать «вежливые» слова. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
33 | Общение: "Я - зритель" | 1 | Учить использовать «вежливые» слова. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
34 | Чистоговорки. | 1 | Учить четко произносить слова в чистоговорках. Коррекция звукопроизношения | |||
35-36 | Упражнения в произнесении стихотворных диалогов | 2 | Развивать выразительность. Учить строить диалог по принципу: вопрос – ответ. | |||
37-38 | Подбор картинок к услышанным предложениям | 2 | Развивать выразительность. Учить строить диалог по принципу: вопрос – ответ. | |||
39 | Лексическая тема:"Бытовые советы" | 1 | Расширение словарного запаса. | |||
40-41 | Общение:" Какая сегодня погода" | 2 | Учить получать информации из телевизионных сообщений и печатных изданий, доносить информацию до других людей. | |||
42-43 | Общение: "Снегурочка" | 2 | Учить связывать части текста с помощью специальных слов. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
44 | Культура общения: "Я иду в гости" | 1 | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
45-47 | Общение: "Веселый праздник" | 3 | Учить использовать полученные умения вести беседу, рассказывать истории в ситуации общения в гостях. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
48-50 | Общение: "Учимся понимать животных" | 3 | Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
51 | Составление различных предложений по теме: "Весна" | 1 | Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
52 | Лексическая тема: "В зоопарке у зверей" | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь. | |||
53 | Лексическая тема: "В зоопарке у зверей" | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь. | |||
54-55 | Культура общения: "Я и взрослые" | 2 | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
56 | Лексическая тема: "Я- пешеход" | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь. | |||
57-58 | Лексическая тема: "Привычки хорошие и не очень" | 2 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь. | |||
59-61 | Общение: "Узнай меня" | 1 | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
62 | Составление диалогов по предложенной речевой ситуации | 1 | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
63-64 | Культура общения с малознакомыми людьми | 2 | Учить вежливо относиться к незнакомым людям. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
65 | Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?" | 1 | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
66-67 | Составление предложений по теме "Лето" | 2 | Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Уметь строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации. | |||
68 | Лексическая тема: "Летние каникулы" | 1 | Знать правила безопасного поведения в различных ситуациях. Уметь участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Уметь строить диалог согласно заданной речевой ситуации. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Отбор содержания произведён с учётом динамики индивидуального развития учащихся, на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...
модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек...
Рабочая программа по математике 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект
Рабочая программа по математике 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект.Обучение в классах для обучающихся, имеющих сложный дефект, в МКОУ С(К)ОШИ VIII вида имеет коррекционно-направленн...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
Рабочая программа по письму и развитию речи, для обучающихся со сложной структурой дефекта.Надомное обучение
Программа для надомного обучения,по письму и развитию речи....
Рабочая программа по письму и развитию речи, для обучающихся со сложной структурой дефекта.
программа для работы с детьми со слдожной структурой дефекта...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" 2 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (инте...