Упражнения в распознавании однокоренных слов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок: русский язык

Тема урока: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Цель урока: научить группировать однокоренные слова и правильно выделять корень

Тип урока: открытие новых знаний

Методы и приемы:

·        подводящий диалог

·        диалог

·        наглядный

·        словесный

·        задания

·        упражнения

Формы организации деятельности учащихся:

·        фронтальная

·        индивидуальная

·        групповая

·        парная

Оборудование: мультимидийный проектор, слайд – презентация, раздаточный материал, «светофорчики»

Планируемы результаты:

 Личностные:

[1] – осознавать роль языка и речи в жизни людей.

 

Регулятивные:

[1] – формулировать тему и цель урока, совместно с учителем;

[2] – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

 

Познавательные:

[1] – ориентироваться в учебнике; в словаре;

[2] – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

Коммуникативные:

[1] – оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

[2] – слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;

[3] – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

[4] – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Предметные:

·        Правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

·        Правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивать с образцом;

·        Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

·        Находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

·        Обращать внимание на особенности употребления слов;

·        Составлять предложения слов, предложения на заданную тему.

 

Виды учебной деятельности:

¾   Наблюдать над однокоренными словами;

¾   Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня;

¾   Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова;

¾   Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.12.14.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык

Тема урока: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Цель урока: научить группировать однокоренные слова и правильно выделять корень

Тип урока: открытие новых знаний

Методы и приемы:

  • подводящий диалог
  • диалог
  • наглядный
  • словесный
  • задания
  • упражнения

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая
  • парная

Оборудование: мультимидийный проектор, слайд – презентация, раздаточный материал, «светофорчики»

Планируемы результаты:

 Личностные:

[1] – осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Регулятивные:

[1] – формулировать тему и цель урока, совместно с учителем;

[2] – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:

[1] – ориентироваться в учебнике; в словаре;

[2] – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

[1] – оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

[2] – слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;

[3] – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

[4] – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные:

  • Правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • Правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивать с образцом;
  • Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • Находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • Обращать внимание на особенности употребления слов;
  • Составлять предложения слов, предложения на заданную тему.

Виды учебной деятельности:

  • Наблюдать над однокоренными словами;
  • Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня;
  • Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова;
  • Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.

Ход урока:

Задача

Этап

Учебная ситуация

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организовать детей на деятельность

Организационно – мотивационный

- Здравствуйте дорогие ребята!

- Здравствуйте.

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Актуализировать знания детей по теме: «Корень»

Познакомить обучающихся с понятием «Однокоренные слова», вывести правило

Актуализация знаний по теме: «Корень»

Открытие новых знаний

- Ребята, как мы смеемся?

- Ха – ха – ха…

- Я сейчас произнесу слова, а вы должны назвать звук, который чаще всего встречается.

- Хохлатые хохотушки

Хохотали хохотали:

Ха – ха – ха – ха – ха

- Какой звук вы услышали?

- Звук «х»

- А парный ему звук?

- Звук «хь»

- А какой буквой на письме обозначается этот звук?

- Буквой «Ха»

- Откройте, пожалуйста, свои тетради на стр. 26,  урок 59

- Что вы видите? зачитайте

- Х  Хл  Хм  Хр  Хн

 

- Что вы заметили?

- Буква Х прописывается только с согласными буквами и используется нижнее и верхнее соединение

- Пропишите, пожалуйста, строчку

- Вставай, Архип, петух охрип – что это?

- Скороговорка

- Давайте попробуем проговорить кто быстрее…

- Пропишите строчку

- Вставай, Архи, петух охрип.

- Ребята, какое словарное слово есть в это предложении?

- Петух

- Ребята, я предлагаю вам познакомиться с новыми словарными словами.

- Посмотрите на слайд что вы видите?

- Телефон

- А что он делает?

- Звонит

- Хорошо

- Ребята, сейчас вы поработаете в парах… я дам вам зашифрованные слова, а вам необходимо их расшифровать.

- 9; 3; 16; 15; 10; 26; 30

- 9; 3; 16; 15; 33; 20

- Ребята, как вы думаете, что означает этот шифр? Что вам нужно сделать?

- Это номера букв, каждой цифре соответствует буква.

- Значит, что вам нужно сделать?

- Составить слова согласно шифру

- Итак, работаете вы в парах, не забывайте,  вариант 1 шифр, 2 вариант 2 шифр, потом проверите работу друг друга.

1 вариант

 9; 3; 16; 15; 10; 26; 30

«звонишь»

2 вариант

9; 3; 16; 15; 33; 20

«звонят»

- Ну что ребята, какие слова у вас получились?

- Звонишь и звонят

- (имя учеников) оцените свою работу по алгоритму самооценки

Алгоритм самооценки:

     Какова была цель задания (задачи)?

     Удалось получить результат (решение, ответ)?

      Правильно или с ошибкой?

      Самостоятельно или с чьей – то помощью?

- Ребята, а что вам помогло при выполнении этого задания?

- Знание алфавита и лента букв над доской

- Итак, у нас получились слова: «Звонит, звонишь и звонят»  

- Ребята, как вы думаете, что это за слова?

- Словарные слова

- А как правильно говорить звОнит и звонИт??? Куда стоит ставить штрих ударения?

- ?

- А знаете, почему такая путаница?

- ?

- Такое разночтение образовалось в результате воздействия украинского языка. Выражение «Ты мне звонишь» жители данного государства озвучивают как «Т имени дзвОнишь!». Именно поэтому еще с советских времен россияне стали невольно путать представленные варианты. Но правильно говорить звонИшь.

- Это словарные слова, их нужно запомнить.

- А какую ошибку мы можем допустить при написании этих слов?

- Написать не звОнишь, а звАнишь.

- Хорошо, тогда какое проверочное слово мы можем подобрать?

- Звон

- (Если затрудняются то)

- Ребята вернемся к нашему телефону, он звонит, но что он при этом издает?

- Звон

- Давайте поработаем со словарем и найдем определение этому слову (имя ученика) в этом нам поможет

- Звон – звук, производимый ударами, колебаниями чего-нибудь металлического, стеклянного.

- Правильно молодцы

- Запомнить очень легко на самом деле, обратите внимание на слайд, что вы видите?

- Слово звонок, но вместо буквы О дверной звонок.

- Слова: звон, звонит, звонят, звонишь какие они?

- Однокоренные или ???

- Давайте выделим в этих словах корень

- звон, звонит, звонят,

звонишь

- Ребята, что такое корень?

Корень – это главная часть слова и общая часть однокоренных слов.

В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается

         .

- Ребята 1 ряда составьте, пожалуйста, предложение со словом, «звонит».

- «В соседней комнате звонит телефон»

- Ребята 2 ряда составьте, пожалуйста, предложение со словом, «звонят».

- «Кажется, мне звонят»

- Ребята 3 ряда составьте, пожалуйста, предложение со словом, «звонишь».

- «Ты мне позвонишь?»

- А я составлю со словом «звон»

- «По улице разносится колокольный звон»

- Ребята, какова тема нашего урока?

- «Однокоренные слова»

- Значит цель урока?

- Научиться группировать однокоренные слова и выделять в них корень

Провести  релаксацию

Физминутка

(видео)

Показать обучающимся практическую значимость умения находить однокоренные слова

Применение знаний на практике

- Откройте свои учебники на стр. 86 выполним упражнение 118

- Ознакомьтесь с заданием, что вам необходимо сделать?

- Прочитать слова. Записать однокоренные слова группами. Убрать лишнее слово.

- Всем ясно задание?

- Да

- Приступайте к его выполнению

Слова: Хлеб, бережок, хлебный, побережье, хлебушек, бережет.

 1 группа:

Хлеб, хлебный, хлебушек

2 группа: бережок, побережье

Лишнее: бережет (потому что лексическое значение другое, чем у слов бережок и побережье)

- (имя ученика) оцени свою деятельность по алгоритму самооценки и по критериям

Алгоритм самооценки:

     Какова была цель задания (задачи)?

     Удалось получить результат (решение, ответ)?

      Правильно или с ошибкой?

      Самостоятельно или с чьей – то помощью?

Критерии:

1. Верно разделил их на группы

2. Правильно выделил корень

3. Правильно списал слова

- Ребята, давайте ответим на вопрос, который есть у нас после упражнения: «Как не ошибиться в подборе однокоренных слов?»

- ответы детей

- Давайте обратимся к правилу на стр. 87 учебника

- «Когда ищешь в слове корень и подбираешь однокоренные слова, нужно вдумываться в смысл слова»

- Ребята, а чтобы правильно выделить корень что нужно?

1. Подобрать как можно больше однокоренных слов

2. Найти слово, с помощью которого их можно объяснить

3. Выделить общую часть

- Давайте попробуем на примере слова «Лес»

- Подберите как можно больше однокоренных слов

- Лес – лесок – лесник – лесовичок

- Найдите слово, с помощью которого их можно объяснить

- Через слово лес: лесок – маленький лес; лесник – тот, кто следит за лесом и т.д.

- Выделите общую часть

- Лес – это и будет корень

- Хорошо

- Сейчас сядьте по группам так, чтобы вас получилось по 3 человека

- Давайте вспомним алгоритм работы в группе:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Распределите обязанности так, чтобы 1 ученику было 1 задание.

3. Выполните задание.

4. Сверьте работу в группе

Оцените свою работу по алгоритму самооценки и по критериям.

- А задание для вас будет следующее:

Вы получите сейчас слово, к которому вам нужно будет подобрать однокоренные слова, и выделить корень, как мы с вами сейчас делали со словом «лес»

1, 4  группа: «Лист»

2, 5  группа: «Хвост»

3, 6  группа: «Сад»

1, 4 группа:

Лист – листок – листочек – листопад

2, 5 группа:

Хвост – хвостик – хвостатый

3, 6 группа:

Сад – садик – посадил

- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием по алгоритму самооценки и критериям

Алгоритм самооценки:

     Какова была цель задания (задачи)?

     Удалось получить результат (решение, ответ)?

      Правильно или с ошибкой?

      Самостоятельно или с чьей – то помощью?

Критерии:

1. Правильно подобрали однокоренные слова

2. Верно выделили корень

3. Смогли договориться в группе

- Повернитесь все ко мне, сядьте правильно

Выполнить оценочно - рефлексивную деятельность

Оценочно – рефлексивный

- Ребята, в 122 упражнении на 88 странице учебника Вова Колесников подобрал однокоренные слова. У него, кажется, это получилось. Давайте с вами проверим, не допустил ли он ошибку.

Слова:

матрос              пыль

матрас              пыльный

матроска           пылать

- Ну что ребята?

- В 1 столбике лишнее слово «матроска»

Во 2 столбике лишнее слово «пылать»

- Почему?

- Разное лексическое значение

- Запишите однокоренные слова, пожалуйста, и выделите в них корень по вариантам

матрос              пыль

матроска          пыльный              

         

- Хорошо, молодцы

Подвести итог урока

Итог урока

- Ребята, давайте вспомним цель нашего урока

- Цель урока: «Научиться группировать однокоренные слова и выделять в них корень»

- Достигли ли мы ее?

- Да

- Что такое корень?

- Корень – это главная часть слова и общая часть однокоренных слов.

В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается

         .

- Что объединяет однокоренные слова?

- Корень

- Что нужно обязательно помнить при нахождении корня и подборке однокоренных слов?

- Смысл слов должен быть похожим

- Ребята, какие умения мы отрабатывали сегодня на уроке?

Формулировать тему и цель урока, совместно с учителем;

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

 Ориентироваться в учебнике; в словаре;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;

Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

- Оцените свою работу на уроке при  помощи «светофорчика» и перенесите свою оценку в дневник

Задать домашнее задание

Домашнее задание

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание: стр. 86 упр. 119 в учебнике

- Всем большое спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в распознавании однокоренных слов

Данный материал предназначен для учащихся начальной школы, а так же может быть использован в средних классах коррекционной школы 8 вида...

план -конспект урока Упражнение в распознавании корня слова в слове, подборе однокоренных слов

Цели: формировать умение находить в словах корень, образо­вывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словар­ный запас учащихся.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на...

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....

Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Тема урока:  Упражнения в распознавании однокоренных слов.Образовательные цели: распознавать группы  однокоренных слов, учить детей находить корень в словах, закрепить понятия однокоренные с...

Урок Упражнения в распознавании однокоренных слов

Урок во 2 классе. Упражнения в распознавании однокоренных слов....

упражнения в распознавании корня слова, подборе однокоренных слов. Конспект урока

Программа Перспектива. Русский язык. 2 класс. На данном уроке закреплялись знания об однокоренных словах....