Упражнения в распознавании однокоренных слов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок: русский язык
Тема урока: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Цель урока: научить группировать однокоренные слова и правильно выделять корень
Тип урока: открытие новых знаний
Методы и приемы:
· подводящий диалог
· диалог
· наглядный
· словесный
· задания
· упражнения
Формы организации деятельности учащихся:
· фронтальная
· индивидуальная
· групповая
· парная
Оборудование: мультимидийный проектор, слайд – презентация, раздаточный материал, «светофорчики»
Планируемы результаты:
Личностные:
[1] – осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Регулятивные:
[1] – формулировать тему и цель урока, совместно с учителем;
[2] – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Познавательные:
[1] – ориентироваться в учебнике; в словаре;
[2] – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
[1] – оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
[2] – слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;
[3] – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
[4] – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные:
· Правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
· Правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивать с образцом;
· Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
· Находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
· Обращать внимание на особенности употребления слов;
· Составлять предложения слов, предложения на заданную тему.
Виды учебной деятельности:
¾ Наблюдать над однокоренными словами;
¾ Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня;
¾ Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова;
¾ Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.12.14.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: русский язык
Тема урока: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Цель урока: научить группировать однокоренные слова и правильно выделять корень
Тип урока: открытие новых знаний
Методы и приемы:
- подводящий диалог
- диалог
- наглядный
- словесный
- задания
- упражнения
Формы организации деятельности учащихся:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
- парная
Оборудование: мультимидийный проектор, слайд – презентация, раздаточный материал, «светофорчики»
Планируемы результаты:
Личностные:
[1] – осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Регулятивные:
[1] – формулировать тему и цель урока, совместно с учителем;
[2] – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Познавательные:
[1] – ориентироваться в учебнике; в словаре;
[2] – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
[1] – оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
[2] – слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;
[3] – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
[4] – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные:
- Правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- Правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивать с образцом;
- Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- Находить корень в группе однокоренных слов, видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
- Обращать внимание на особенности употребления слов;
- Составлять предложения слов, предложения на заданную тему.
Виды учебной деятельности:
- Наблюдать над однокоренными словами;
- Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня;
- Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова;
- Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.
Ход урока:
Задача | Этап | Учебная ситуация | Рефлексия | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Организовать детей на деятельность | Организационно – мотивационный | - Здравствуйте дорогие ребята! | - Здравствуйте. | |
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. | ||||
Актуализировать знания детей по теме: «Корень» Познакомить обучающихся с понятием «Однокоренные слова», вывести правило | Актуализация знаний по теме: «Корень» Открытие новых знаний | - Ребята, как мы смеемся? | - Ха – ха – ха… | |
- Я сейчас произнесу слова, а вы должны назвать звук, который чаще всего встречается. | ||||
- Хохлатые хохотушки Хохотали хохотали: Ха – ха – ха – ха – ха | ||||
- Какой звук вы услышали? | - Звук «х» | |||
- А парный ему звук? | - Звук «хь» | |||
- А какой буквой на письме обозначается этот звук? | - Буквой «Ха» | |||
- Откройте, пожалуйста, свои тетради на стр. 26, урок 59 | ||||
- Что вы видите? зачитайте | - Х Хл Хм Хр Хн |
| ||
- Что вы заметили? | - Буква Х прописывается только с согласными буквами и используется нижнее и верхнее соединение | |||
- Пропишите, пожалуйста, строчку | ||||
- Вставай, Архип, петух охрип – что это? | - Скороговорка | |||
- Давайте попробуем проговорить кто быстрее… | ||||
- Пропишите строчку | ||||
- Вставай, Архи, петух охрип. | ||||
- Ребята, какое словарное слово есть в это предложении? | - Петух | |||
- Ребята, я предлагаю вам познакомиться с новыми словарными словами. | ||||
- Посмотрите на слайд что вы видите? | - Телефон | |||
- А что он делает? | - Звонит | |||
- Хорошо | ||||
- Ребята, сейчас вы поработаете в парах… я дам вам зашифрованные слова, а вам необходимо их расшифровать. | - 9; 3; 16; 15; 10; 26; 30 - 9; 3; 16; 15; 33; 20 | |||
- Ребята, как вы думаете, что означает этот шифр? Что вам нужно сделать? | - Это номера букв, каждой цифре соответствует буква. | |||
- Значит, что вам нужно сделать? | - Составить слова согласно шифру | |||
- Итак, работаете вы в парах, не забывайте, вариант 1 шифр, 2 вариант 2 шифр, потом проверите работу друг друга. | 1 вариант 9; 3; 16; 15; 10; 26; 30 «звонишь» 2 вариант 9; 3; 16; 15; 33; 20 «звонят» | |||
- Ну что ребята, какие слова у вас получились? | - Звонишь и звонят | |||
- (имя учеников) оцените свою работу по алгоритму самооценки | Алгоритм самооценки: Какова была цель задания (задачи)? Удалось получить результат (решение, ответ)? Правильно или с ошибкой? Самостоятельно или с чьей – то помощью? | |||
- Ребята, а что вам помогло при выполнении этого задания? | - Знание алфавита и лента букв над доской | |||
- Итак, у нас получились слова: «Звонит, звонишь и звонят» | ||||
- Ребята, как вы думаете, что это за слова? | - Словарные слова | |||
- А как правильно говорить звОнит и звонИт??? Куда стоит ставить штрих ударения? | - ? | |||
- А знаете, почему такая путаница? | - ? | |||
- Такое разночтение образовалось в результате воздействия украинского языка. Выражение «Ты мне звонишь» жители данного государства озвучивают как «Т имени дзвОнишь!». Именно поэтому еще с советских времен россияне стали невольно путать представленные варианты. Но правильно говорить звонИшь. | ||||
- Это словарные слова, их нужно запомнить. | ||||
- А какую ошибку мы можем допустить при написании этих слов? | - Написать не звОнишь, а звАнишь. | |||
- Хорошо, тогда какое проверочное слово мы можем подобрать? | - Звон | |||
- (Если затрудняются то) - Ребята вернемся к нашему телефону, он звонит, но что он при этом издает? | - Звон | |||
- Давайте поработаем со словарем и найдем определение этому слову (имя ученика) в этом нам поможет | - Звон – звук, производимый ударами, колебаниями чего-нибудь металлического, стеклянного. | |||
- Правильно молодцы | ||||
- Запомнить очень легко на самом деле, обратите внимание на слайд, что вы видите? | - Слово звонок, но вместо буквы О дверной звонок. | |||
- Слова: звон, звонит, звонят, звонишь какие они? | - Однокоренные или ??? | |||
- Давайте выделим в этих словах корень | - звон, звонит, звонят, звонишь | |||
- Ребята, что такое корень? | Корень – это главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается . | |||
- Ребята 1 ряда составьте, пожалуйста, предложение со словом, «звонит». | - «В соседней комнате звонит телефон» | |||
- Ребята 2 ряда составьте, пожалуйста, предложение со словом, «звонят». | - «Кажется, мне звонят» | |||
- Ребята 3 ряда составьте, пожалуйста, предложение со словом, «звонишь». | - «Ты мне позвонишь?» | |||
- А я составлю со словом «звон» | - «По улице разносится колокольный звон» | |||
- Ребята, какова тема нашего урока? | - «Однокоренные слова» | |||
- Значит цель урока? | - Научиться группировать однокоренные слова и выделять в них корень | |||
Провести релаксацию | Физминутка | (видео) | ||
Показать обучающимся практическую значимость умения находить однокоренные слова | Применение знаний на практике | - Откройте свои учебники на стр. 86 выполним упражнение 118 | ||
- Ознакомьтесь с заданием, что вам необходимо сделать? | - Прочитать слова. Записать однокоренные слова группами. Убрать лишнее слово. | |||
- Всем ясно задание? | - Да | |||
- Приступайте к его выполнению Слова: Хлеб, бережок, хлебный, побережье, хлебушек, бережет. | 1 группа: Хлеб, хлебный, хлебушек 2 группа: бережок, побережье Лишнее: бережет (потому что лексическое значение другое, чем у слов бережок и побережье) | |||
- (имя ученика) оцени свою деятельность по алгоритму самооценки и по критериям | Алгоритм самооценки: Какова была цель задания (задачи)? Удалось получить результат (решение, ответ)? Правильно или с ошибкой? Самостоятельно или с чьей – то помощью? Критерии: 1. Верно разделил их на группы 2. Правильно выделил корень 3. Правильно списал слова | |||
- Ребята, давайте ответим на вопрос, который есть у нас после упражнения: «Как не ошибиться в подборе однокоренных слов?» | - ответы детей | |||
- Давайте обратимся к правилу на стр. 87 учебника | - «Когда ищешь в слове корень и подбираешь однокоренные слова, нужно вдумываться в смысл слова» | |||
- Ребята, а чтобы правильно выделить корень что нужно? | 1. Подобрать как можно больше однокоренных слов 2. Найти слово, с помощью которого их можно объяснить 3. Выделить общую часть | |||
- Давайте попробуем на примере слова «Лес» | ||||
- Подберите как можно больше однокоренных слов | - Лес – лесок – лесник – лесовичок | |||
- Найдите слово, с помощью которого их можно объяснить | - Через слово лес: лесок – маленький лес; лесник – тот, кто следит за лесом и т.д. | |||
- Выделите общую часть | - Лес – это и будет корень | |||
- Хорошо | ||||
- Сейчас сядьте по группам так, чтобы вас получилось по 3 человека | ||||
- Давайте вспомним алгоритм работы в группе: 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Распределите обязанности так, чтобы 1 ученику было 1 задание. 3. Выполните задание. 4. Сверьте работу в группе Оцените свою работу по алгоритму самооценки и по критериям. | ||||
- А задание для вас будет следующее: Вы получите сейчас слово, к которому вам нужно будет подобрать однокоренные слова, и выделить корень, как мы с вами сейчас делали со словом «лес» | ||||
1, 4 группа: «Лист» 2, 5 группа: «Хвост» 3, 6 группа: «Сад» | 1, 4 группа: Лист – листок – листочек – листопад 2, 5 группа: Хвост – хвостик – хвостатый 3, 6 группа: Сад – садик – посадил | |||
- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием по алгоритму самооценки и критериям | Алгоритм самооценки: Какова была цель задания (задачи)? Удалось получить результат (решение, ответ)? Правильно или с ошибкой? Самостоятельно или с чьей – то помощью? Критерии: 1. Правильно подобрали однокоренные слова 2. Верно выделили корень 3. Смогли договориться в группе | |||
- Повернитесь все ко мне, сядьте правильно | ||||
Выполнить оценочно - рефлексивную деятельность | Оценочно – рефлексивный | - Ребята, в 122 упражнении на 88 странице учебника Вова Колесников подобрал однокоренные слова. У него, кажется, это получилось. Давайте с вами проверим, не допустил ли он ошибку. | ||
Слова: матрос пыль матрас пыльный матроска пылать | ||||
- Ну что ребята? | - В 1 столбике лишнее слово «матроска» Во 2 столбике лишнее слово «пылать» | |||
- Почему? | - Разное лексическое значение | |||
- Запишите однокоренные слова, пожалуйста, и выделите в них корень по вариантам | матрос пыль матроска пыльный
| |||
- Хорошо, молодцы | ||||
Подвести итог урока | Итог урока | - Ребята, давайте вспомним цель нашего урока | - Цель урока: «Научиться группировать однокоренные слова и выделять в них корень» | |
- Достигли ли мы ее? | - Да | |||
- Что такое корень? | - Корень – это главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корень обозначается . | |||
- Что объединяет однокоренные слова? | - Корень | |||
- Что нужно обязательно помнить при нахождении корня и подборке однокоренных слов? | - Смысл слов должен быть похожим | |||
- Ребята, какие умения мы отрабатывали сегодня на уроке? Формулировать тему и цель урока, совместно с учителем; Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Ориентироваться в учебнике; в словаре; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова; Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | ||||
- Оцените свою работу на уроке при помощи «светофорчика» и перенесите свою оценку в дневник | ||||
Задать домашнее задание | Домашнее задание | - Запишите, пожалуйста, домашнее задание: стр. 86 упр. 119 в учебнике | ||
- Всем большое спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения в распознавании однокоренных слов
Данный материал предназначен для учащихся начальной школы, а так же может быть использован в средних классах коррекционной школы 8 вида...
план -конспект урока Упражнение в распознавании корня слова в слове, подборе однокоренных слов
Цели: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на...
Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс
Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....
Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Тема урока: Упражнения в распознавании однокоренных слов.Образовательные цели: распознавать группы однокоренных слов, учить детей находить корень в словах, закрепить понятия однокоренные с...
Урок Упражнения в распознавании однокоренных слов
Урок во 2 классе. Упражнения в распознавании однокоренных слов....
Упражнения в распознавании однокоренных слов
урок русского языка...
упражнения в распознавании корня слова, подборе однокоренных слов. Конспект урока
Программа Перспектива. Русский язык. 2 класс. На данном уроке закреплялись знания об однокоренных словах....