Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в распознавании однокоренных слов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Тема урока: Упражнения в распознавании однокоренных слов.
Образовательные цели: распознавать группы однокоренных слов, учить детей находить корень в словах, закрепить понятия однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, коммуникативные способности, умение вести учебный диалог, работать в группе, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Тип учебного занятия: урок формирования и обобщения знаний
Формы работы: фронтальная работа в группах, индивидуальная работа.
Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторский цифровой образовательный ресурс – презентация в программе Microsoft Offise Power Pоint; ; карточки для работы в группах; рисунки, маски -схемы слов; карточки - условные обозначения для рефлексии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_teme.docx | 125.93 КБ |
Материал для удобства ведения урока. | 655.73 КБ |
dom.zadanie.docx | 10.89 КБ |
zadanie_dlya_malenkoy_snezhinki.docx | 11.13 КБ |
zadanie_dlya_bolshoy_snezhinki.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе по теме
«Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Учитель начальных классов
МАОУ «Лицей « №15
Лазаренко О.В.
«Русский язык ». 2 класс. 1 часть; авторы Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А. Яковлева ОС «Школа 2100»
I. Конспект урока
Тема урока: Упражнения в распознавании однокоренных слов.
Образовательные цели: распознавать группы однокоренных слов, учить детей находить корень в словах, закрепить понятия однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, коммуникативные способности, умение вести учебный диалог, работать в группе, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Тип учебного занятия: урок формирования и обобщения знаний
Формы работы: фронтальная работа в группах, индивидуальная работа.
Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторский цифровой образовательный ресурс – презентация в программе Microsoft Offise Power Pоint; ; карточки для работы в группах; рисунки, маски -схемы слов; карточки - условные обозначения для рефлексии
II.Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактический материал и оборудование |
1. Организационный момент | - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Встаньте ровно возле парт, Глазки на меня глядят. Поприветствуем гостей, С ними будет веселей. -Улыбнитесь, девочки. Садитесь. -Улыбнитесь, мальчики. Садитесь. Эмоциональный настрой - Настроение хорошее? (Да) - Дети, вам тепло? (Да!) - В классе светло? (Да!) -Я очень рада, что в начале урока вам тепло и уютно. И надеюсь, что в течение урока, а так же к его концу погода в классе не изменится. Прогноз погоды к каждому этапу урока нам помогут составить условные знаки. (показываю) - С помощью них я увижу ваши проблемы и победы на протяжении всего урока. После каждого выполненного задания вы будете оценивать свою работу и сигнализировать мне карточками. (говорю: «Если у вас всё получилось, то солнышко….) | Учащиеся садятся за парты Учащиеся используют картинки в конце каждого задания на протяжении всего урока. | Прогноз погоды Карточки (у каждого ребёнка): Всё получилось Были сомнения Был вопрос, но я получил на него ответ Есть вопросы Слайд 2 |
2. Словарная работа | Послушайте загадку и скажите, кто будет помощницей на уроке? (читаю загадку о зиме) Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадёт, Не вода уже, а лёд. Снег мешками валит с неба И вокруг сугробы снега. Снегопады и метели На Мытищи налетели. Двор в снегу. Белы дома. В гости к нам пришла….(зима) Зимушка – зима приготовила для вас словарную работу. (открываем тетрадь и записываем число, классная работа ) - Что вы нашли в тетрадях? Зима приготовила для вас сюрприз? ( в тетрадях лежат снежинки с заданием для каллиграфии) - Что ж, давайте пропишем. - Напишите слова «Классная работа». Назовите опасные места. ( В середине слова классная двойная буква -с, в слове работа- непроверяемая буква- а в первом слоге). Запишите. -Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки… Какие же словарные слова приготовила нам Зимушка? Внимание на экран… -Давайте оценим свою работу. Если вы не допустили не одной ошибки - поднимите солнышко этим детям я ставлю 5, если две ошибки – солнышко за тучкой, им я поставлю 4.Остальным надо будет дома повторить правописание этих слов и потренироваться в их написании. | Учащиеся слушают загадку и дают ответ Учащиеся открывают тетради и записывают число, классная работа Учащиеся записывают число, классная работа и прописывают буквы. Учащиеся записывают слова в тетрадь, а затем сами себя проверяют по доске. Учащиеся оценивают свою работу | Слайд 3 Слайд 4-9 |
3. Актуализация знаний. | А вот и следующее задание нашей помощницы: поиграем и обобщим знания, полученные на предыдущем уроке. Добавь слово в стихотворную строчку о зиме. Тихо, тихо, как во сне Словно в белый пуховик Из-под снега расцветает, Раньше всех Весну встречает…(подснежник) (Два слова лишних: первоцвет, снесёт. Слова на карточках на доске) - Ребята, что это за слова? - Что такое однокоренные слова? - Подвести итог, что такое однокоренные слова. - Запишите слова в тетрадь. - А чтобы выделить корень и не ошибиться, давайте вспомним алгоритм, по которому выделяется корень в слове. -Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки… | Дети отгадывают, выходят к доске и выбирают правильные ответы. Однокоренные, родственные. Это слова, имеющие одинаковый корень и близки по значению. Ученики возле доски записывают слова на доске. Учащиеся повторяют алгоритм и выделяют корень в словах. Учащиеся поднимают карточки. | На доске карточки-слова: снег, снеговик, подснежник, первоцвет, снесёт Слайд 10. |
4. Формулирование темы урока. | - А сейчас зимушка предлагает вам посмотреть на рисунки. Назовите предметы, которые вы видите. - На какие две группы можно разделить эти слова? -Почему? (это родственные, однокоренные слова, потому что…) - Выскажите свои предположения о теме урока, чему новому научимся? (ответы детей: мы сегодня научимся отличать одну группу однокоренных слов, от другой) - Да, будем учиться распознавать группы однокоренных слов. - Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, чему мы будем учиться на уроке? А помогут нам в этом упражнения, которые нам приготовила Зимушка-зима. -Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки… | Учащиеся рассматривают рисунки и делят на группы. Ответы учащихся: это однокоренные слова, у слов одинаковый корень, близки по смыслу. В словах снеговик и снегурочка корень снег, а в словах колокол и колокольчик корень колокол. Учащиеся формулируют тему урока. Распознавать группы однокоренных слов, учиться находить корень в словах, закрепить понятие однокоренных слов. | Слайд 11. На доске рисунки:
Слайд 12. |
5. Физкультминутка. | Работа в группах. (на партах лежат слова-маски) Зимушка –зима любит весёлые забавы. Вот одна из них: выберите слово на столе, прочитайте его, наденьте маску на голову. Разбейтесь на 5 групп однокоренных слов и станьте каждый на снежинку, лежащую возле доски. Поднимите снежинку и выберите себе задание по желанию. Маленькая снежинка- задание более лёгкое, большая снежинка -сложное. Давайте отдохнем и покрутимся, как снежинки в вальсе. Садитесь группами за парты и выполняйте задание в группе. Задание маленькой снежинке: Задание большой снежинке: | Учащиеся выбирают маски, одевают их на голову и объединяются в группы. Учащиеся выбирают снежинки с заданиями и кружатся под мелодию. | На парте слова-маски, возле доски лежат большие снежинки. Мелодия вальса снежинок. Слайд13. |
6. Закрепление. Работа с деформированным текстом. | А теперь Зимушка желает проверить, как вы умеете работать с деформированным текстом. На, вывалилась, берег, медведица, большая. За, ней, потом, выбежал, медвежонок, а, другой. - Составьте правильные предложения, найдите однокоренные слова, выделите корень. -Скажите, ребята, а вам очень нравятся предложения? -А с помощью каких слов мы можем сделать их ярче и красивее? -Давайте их украсим. -А это задание вам Зимушка приготовила домой на карточках. Дома вы украсите эти предложения словами-признаками и запишите в тетрадь. В первом предложении выделите грамматическую основу. -Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…
| Учащиеся составляют слова и находят однокоренные слова, записывают в тетрадь и выделяют корень. Один ученик возле доски. Нет. С помощью слов-признаков. | Слайд 14. |
7. Рефлексия. | -На протяжении урока мы составляли прогноз погоды, после каждого выполнения задания. Не знаю как вы, а я сегодня у нас на уроке зимнего холода не почувствовала. Интересно почему? -Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе» на конец урока. Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению: - доволен собой - не совсем доволен - не доволен |
Литература
1. . «Русский язык ». 2 класс. 1 часть, авторы Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А. Яковлева
Предварительный просмотр:
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Встаньте ровно возле парт,
Глазки на меня глядят.
Поприветствуем гостей,
С ними будет веселей.
-Улыбнитесь, девочки. Садитесь.
-Улыбнитесь, мальчики. Садитесь.
Эмоциональный настрой
- Настроение хорошее? (Да)
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
-Я очень рада, что в начале урока вам тепло и уютно.
И надеюсь, что в течение урока,
а так же к его концу погода в классе не изменится.
Прогноз погоды к каждому этапу урока нам помогут составить условные знаки. (показываю)
- С помощью них я увижу ваши проблемы и победы на
протяжении всего урока. После каждого выполненного
задания вы будете оценивать свою работу и
сигнализировать мне карточкам.
(говорю: «Если у вас всё получилось, то солнышко….)
2. Словарная работа.
Послушайте загадку и скажите,
кто будет помощницей на уроке? (читаю загадку о зиме)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
Снегопады и метели
На Мытищи налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла….(зима)
Зимушка – зима приготовила для вас словарную работу. (открываем тетрадь и записываем число, классная работа )
- Что вы нашли в тетрадях? Зима приготовила для вас
( в тетрадях лежат снежинки с заданием для каллиграфии)
- Что ж, давайте пропишем.
- Напишите слова «Классная работа».
Назовите опасные места. ( В середине слова классная двойная буква -с, в слове работа- непроверяемая буква- а в первом слоге). Запишите.
-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…
Какие же словарные слова приготовила нам Зимушка? Внимание на экран…
сюрприз?
-Давайте оценим свою работу. Если вы не допустили не одной ошибки - поднимите солнышко, этим детям я ставлю 5, если две ошибки – солнышко за тучкой, им я поставлю 4.Остальным надо будет дома повторить правописание этих слов и потренироваться в их написании.
- А сейчас зимушка предлагает вам посмотреть на рисунки.
- Назовите предметы, которые вы видите.
- На какие две группы можно разделить эти слова?
-Почему? (это родственные, однокоренные слова, потому что…)
- Выскажите свои предположения о теме урока.
Чему новому научимся? (ответы детей: мы сегодня научимся отличать одну группу однокоренных слов, от другой)
- Да, будем учиться распознавать группы однокоренных слов.
- Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и скажите, какую цель мы поставим перед собой на урок? (находить корень в словах, закрепить знания что такое корень.)
А помогут нам в этом упражнения, которые нам приготовила Зимушка-зима.
3. Актуализация знаний.
А вот и следующее задание нашей помощницы:
поиграем и обобщим знания, полученные на предыдущем уроке. Добавь слово в стихотворную строчку о зиме.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю …(снег)
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех Весну встречает…(подснежник)
(Два слова лишних: первоцвет, снесёт. Слова на карточках на доске)
- Ребята, что это за слова выбрали мальчики? (Однокоренные, родственные.)
- Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие общую часть и близки по значению.)
- Подвести итог, что такое однокоренные слова.
- Запишите слова в тетрадь.
- А чтобы правильно выделить корень и не ошибиться, давайте вспомним алгоритм, по которому выделяется корень в слове.
- Запишите эти слова в тетрадь и выделите корень, а ребята возле доски.
-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…
4. Формулирование темы урока.
-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…
5. Физкультминутка (работа в группах)
Наша помощница Зимушка-зима решила с вами поиграть.
Работа в группах. (на партах лежат слова-маски)
Зимушка –зима любит весёлые забавы. Вот одна из них: выберите слово на столе, прочитайте его, наденьте маску на голову. Разбейтесь на 5 групп однокоренных слов и станьте каждый на снежинку, лежащую возле доски. Определите в группе свой корень.
Поднимите снежинку и выберите себе задание по желанию. Маленькая снежинка- задание более лёгкое, большая снежинка - сложное.
Давайте отдохнем и покрутимся, как снежинки в вальсе. Садитесь группами за парты и выполняйте задание в группе.
Задание маленькой снежинке: 1. Гриб, грибной, грибок. 2. Гора, горняк, горный.
Задание большой снежинке: 1. Вода, водолаз, водичка, водный, подводный. 2. Водить, водитель, проводница, водит.
6. А теперь Зимушка желает проверить, как вы умеете работать с деформированным текстом.
На, вывалилась, берег, медведица, большая.
За, ней, потом, выбежал, медвежонок, а, другой.
Барахтаться, в, стали, воде, медвежата.
Отец-медведь, сердито, на, зарычал, них.
- Составьте правильные предложения.
Вывалилась на берег медведица.
За ней выбежал медвежонок, потом другой.
Стали медвежата барахтаться в воде.
Отец-медведь зарычал на них.
- Найдите однокоренные слова.
- Выделите корень.
- Выпишите слова и выделите корень.
-Скажите, ребята, а вам очень нравятся предложения?
-А с помощью каких слов мы можем сделать их ярче и красивее?
-Давайте их украсим.
-А это задание вам Зимушка приготовила домой на карточках. Дома вы украсите эти предложения словами-признаками и запишите в тетрадь. В первом предложении выделите грамматическую основу.
-Кто мне напомнит, что такое грамматическая основа предложения?
-Давайте оценим свою работу. Каков прогноз погоды, поднимите карточки…
-На протяжении урока мы составляли прогноз погоды, после каждого выполнения задания. Не знаю как вы, а я сегодня у нас на уроке зимнего холода не почувствовала. Интересно почему?
-Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе» на конец урока. Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению:
- доволен собой
- не совсем доволен
- не доволен
7. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Вывалилась на берег … медведица.
За ней выбежал … медвежонок, а потом другой.
Стали медвежата барахтаться в … воде.
… отец-медведь зарычал на них.
Вывалилась на берег … медведица.
За ней выбежал … медвежонок, а потом другой.
Стали медвежата барахтаться в … воде.
… отец-медведь зарычал на них.
Вывалилась на берег … медведица.
За ней выбежал … медвежонок, а потом другой.
Стали медвежата барахтаться в … воде.
… отец-медведь зарычал на них.
Вывалилась на берег … медведица.
За ней выбежал … медвежонок, а потом другой.
Стали медвежата барахтаться в … воде.
… отец-медведь зарычал на них.
Вывалилась на берег … медведица.
За ней выбежал … медвежонок, а потом другой.
Стали медвежата барахтаться в … воде.
… отец-медведь зарычал на них.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Урок русского языка 2 класс по теме:Упражнение в правильном написании предлогов
Урок русского языка во 2 классе . урок с презентацией на уроке отрабатываются умение правильно употреблять и писать предлоги со слвами в русском языке. Проект Зонты. выпллнила ученица 3 класса Ан...
Урок русского языка 2 класс по теме:Упражнение в правильном написании предлогов
Урок русского языка во 2 классе . урок с презентацией на уроке отрабатываются умение правильно употреблять и писать предлоги со слвами в русском языке. Проект Зонты. выпллнила ученица 3 класса Ан...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме : «Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей (по вопросу и предлогу)».
Конспект урока с презентацией для 3 класса....
Презентация к уроку русский язык 2 класс по теме "Упражнение в составлении схемы предложения"
Упражнение в составлении схемы предложения...
Самоанализ к уроку русский язык 2 класс по теме "Упражнение в составлении схемы предложения"
Упражнение в составлении схемы предложения...
Урок русского языка во2 классе по теме " Упражнение в написании проверяемых безударных гласных в корне слова"
Урок по закреплению знаний по теме " Безударные гласные в корне слова"...