Технологическая карта урока по обучению грамоте (письму)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Бойченко Юлия Владимировна

Тема урока: "Гласные буквы Яя", также добавила самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_bukvy_yaya.doc73 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 37

Тема

Гласные буквы Я, я

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к изучению нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют звуки [й’а] [’а] и букву я.

Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица

Образовательные ресурсы

 Предметные картинки, на которых изображены яблоки и маяк.

http://www.razumniki.ru/stihi_pro_bukvy.html

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся

Я проверю всё в порядке:

Ручки, книги и тетрадки.

Можем мы начать урок,

Все готово!

Ну, вперед!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный.

Фонетическая зарядка

– Пропойте по «ленте букв» гласные звуки. Какие гласные буквы обозначают твердость согласных?

Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных?

Какие звуки обозначает буква е?

Скажите, есть ли еще гласная буква, которая обозначает 2 звука?

Поют буквы

А,о,у,ы

Е,и,я

Й,э

Я – Й,а

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Кто догадался какая тема урока у нас сегодня?

Ребята, давайте подумаем, что мы сегодня с вами будем делать на уроке? Какие задачи у нас?

Слушают учителя

Продолжаем изучать букву Яя.

План. Будем учиться писать:

 1. Букву.

 2. Слова по схемам.

 3. Предложения

Фронтальный. Наблюдение учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 111)

Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать.

Само с кулачок, красный бочок, тронешь пальцем гладко, а откусишь сладко. (Яблоко)

- Давайте все вместе произнесем яблоко.

– Сколько слогов в слове?

– Какой первый?

– Какой второй? Третий?

– Медленно произнесите первый слог [й’аб].

Он состоит из трех звуков. Два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной.

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

– Первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй и третий слоги – это слоги-слияния.

Производят слого-звуковой анализ слов яблоки, маяк: определяют количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делают вывод о том, что если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]. Анализируют схемы-модели слов. Обозначают слияние [й’а] буквой Я.

Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Я 

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Какое еще слияние двух звуков обозначается одной гласной буквой?

– Выполните анализ слова маяк.

– Если гласная буква Я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]. Давайте мы с вами вспомним правило о букве Яя.

Посмотрите на экран, мы с вами сейчас посмотрим мультфильм о букве я. Вы постарайтесь запомнить как можно больше слов с нашей буквой.

– Слияние еще двух звуков обозначается одной гласной буквой е

(обозначать целый слог-слияние – два звука).

Сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись. Выявляют способ чтения буквы Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Делать вывод о чтении буквы Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов

2. Работа с бук-вой Я

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

Показывает на «ленте букв» букву Я.

Охарактеризуйте букву Я.

– На что похожа буква Я?

Посмотрите на экран, давайте вспомним как пишется наша буква

Откройте прописи на с.22. Обведите элементы буквы Я.

Находят букву Я
на «ленте букв».

Высказывают свое мнение

Работа в прописях.

Находят букву Я на «ленте букв», определяют ее место среди других букв.

Фронтальный. Устные ответы, моделирование


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Посмотрите какую букву нам надо написать.

Зачем нам нужна заглавная буква?

Соединенную букву Яя.

Чтобы писать имена, клички животных и начинать предложения.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям – физкульт-привет!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

3. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 111)

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте слоги.

– Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой я?

– Прочитайте слова.

– Сколько звуков вы слышите, произнося букву я?

Хором читают слоги-слияния и слова с буквой Я.

– Согласные перед буквой Я мягкие

Наблюдают над произнесением согласных в слогах-слияниях с Я. Делают вывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’а], то пишется буква Я. Обозначают буквой Я гласный звук [’а] после мягких согласных

Коллективный.

Чтение, беседа


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

4. Работа с текстом
(учебник, с. 111)

Фронтальная, парная. Словесный,практический. Чтение, беседа

– Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.

– Поработайте в паре: составьте к тексту вопросы и ответьте на них.

Как называется наша страна?

Что посадим у дома?

Что вырастет в нашем саду?

Кто будет рад?

Читают текст. Работают в паре, задают друг другу вопросы по тексту и отвечают на них

Россия

Сад.

Сливы и яблони.

Будут рады все: мама, папа и сестра.

Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Формулируют вопросы по тексту

Фронтальный. Устные ответы, чтение

5. Работа с картой
(учебник, с. 110)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный,практический. Работа с картой, беседа, рассказ

– Рассмотрите карту. Это изображение нашей страны. Что вы видите на карте?

Название какого города можно прочитать в середине левой части карты?

Почему именно этот город так важен для нашей страны?

На каких видах транспорта можно добраться из одного места в другое в нашей стране?

Какие животные живут на территории нашей страны?

Какие деревья изображены на карте?

Как называется наша страна?

Россия- наша Родина. Столица нашей Родины Москва. Каждое государство имеет свою символику: флаг, герб, гимн.

Откройте тетради, давайте запишим с вами это предложение. Россия – наша Родина.

Слово Родина поделите на слоги и поставьте ударение.

– Составьте рассказ со словами:

Россия, Родина, Москва, Земля (на доске)

Рассматривают карту. Отвечают на вопросы.

Москва

Москва-это столица.

Поезд, самолет, корабль, автобус, вертолет, машина.

Медведи(бурые, белые), лось,олени,лисы.

Ели, сосны.

Россия.

Все в тетрадях, один ученик у доски.

Составляют рассказ о своей малой родине, о Родине

Составляют связный рассказ с опорой на предложенные слова, привлекая имеющиеся знания. Соблюдают логику изложения

Фронтальный. Устные ответы, рассказ


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа с пословицами (учебник, с.110)

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, чтение

– Прочитайте пословицы.

– Объясните смысл пословиц.

– Найдите в пословицах букву Я

Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву Я

Анализируют пословицы, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы, рассказ

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу
на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы



Предварительный просмотр:

                                       Самоанализ урока

Тема урока: Гласные буквы Я, я.

Тип урока: урок  закрепления знаний.

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного метода

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву Я, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

В структуре урока выделялись следующие этапы:

  • включение в учебную деятельность;
  • актуализация знаний;
  • постановка учебной проблемы. Открытие нового знания;
  • применение нового знания;
  • подведение итогов урока. Рефлексия урока.

Каждому этапу урока соответствовали определённые цели, формы и методы работы.

Основной формой работы была фронтальная работа.

 Учащиеся были подготовлены к самостоятельному выявлению проблемы, постановке цели урока и формулировке его темы. Были созданы условия для включения детей в ситуацию выбора метода решения учебной задачи, в построение нового способа действия и его оформление в схеме, фиксация решения учебной задачи. Всё это позволило обеспечить усвоение учебного материала на основе деятельностного метода.

Первичное закрепление включало решение детьми типовых заданий на новый способ действий (чтение слогов, слов, текста со словами, включающими изучаемую букву). На этом этапе также присутствовало самостоятельное решение учащимися заданий на новый способ действий (нахождение в тексте слов с новой буквой).

С целью включения в систему полученных знаний явилось выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения (составляли рассказ из заданных слов). Такой метод повторения и закрепления материала имеет методическую ценность с точки зрения дальнейшего обучения. На этапе рефлексии деятельности дети соотносят полученные результаты с поставленной целью деятельности, дают самооценку собственной деятельности.

Я считаю, что поставленные цели и задачи урока выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте

конспект урока в 1 классе по теме "Гласная буква Е,е"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте (письмо) на тему: "Письмо слогов и слов с изученными буквами"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Буквы Я, я" (УМК «Перспектива» 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуке [й] [а] в начале слова и после гласных, написании букв Я, я.  Задачи урокаДидактические: Познакомить учащихся с произ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Звуки [т], [т\'], буква Т, т" ( УМК «Перспектива» 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [т], [т'] и буквами Т, т и написании букв.  Задачи урокаДидактические: Познакомить учащихся с произношением звук...