Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Буквы Я, я" (УМК «Перспектива» 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Петрова Валерия Евгеньевна

Цель урокаформирование представлений у учащихся о звуке [й] [а] в начале слова и после гласных, написании букв Я, я. 

 

Задачи урока

Дидактические

  1. Познакомить учащихся с произношением звука [й] [а] в начале слова и после гласных  
  2. Научить каллиграфично писать букву я, слоги, слова с этой буквой

Развивающие

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буквы Я, я38.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ПИСЬМА

Дата: 7.12.2021г.

Школа: 104

Класс: 1 «М»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35 Кабинет: 213

Студент: Петрова Валерия Евгеньевна

Группа:  41

Учитель: Шатилова Татьяна Александровна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Буквы Я, я».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуке [й] [а] в начале слова и после гласных, написании букв Я, я.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с произношением звука [й] [а] в начале слова и после гласных  
  2. Научить каллиграфично писать букву я, слоги, слова с этой буквой

Развивающие:

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

1. Приветствует учащихся, настраивает на работу.

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты.  

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Меня зовут Валерия Евгеньевна сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

-Умницы!

-Молодцы!

Анализируют учителя, выполняют действия.

Садятся девочки.

Садятся мальчики.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма.

Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение

Проблемная ситуация

  1. Вспоминают ранее изученное.
  2. Речевая разминка.

Перед началом урока вспомним о том, как нужно правильно сидеть, сядьте также как сидит девочка на картинке.

Повторим то, что мы с вами уже знаем.

  1. Звуки бывают гласные и …

Твердые и …

Звонкие и …

  1. Звуки мы слышим, а буквы …
  2. В слове столько слогов, сколько …

-Проведём с вами речевую разминку, прочитаем чистоговорки.

Ле – ле – ле – вкусное желе.

Ще – ще – ще – овощи в борще.

Де – де – де волны на воде.

-Что вы знаете о букве Е?

-В каких случаях эта буква обозначает 2 звука?

-А та буква может обозначать один звук?

-В каком случае буква будет обозначать один звук?

-А вы знаете какие буквы обозначают 2 звука?

-Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной буквой которая обозначает 2 звука. Отгадайте эту букву с помощью загадок:

  1. Он гуляет в паре с мамой,

Учится пастись в отаре

«Бе» зовёт друзей ребёнок

Потому, что он …

  1. Бабка эта кривонога,

И горбата, как клюка

Нос крючком и грубовата

Это бабушка …

  1. Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает

- Что объединяет все слова отгадки?

- Молодцы, вы правы.

-Тогда как вы думаете о каком звуке сегодня будет идти речь?

-А кто сможет дать характеристику звуку [йа]?

-Согласные

-Мягкие

-Глухие

-Пишем

-Гласных

-Буква имеет 2 звука.

-Если находится в начале слова, после любой другой гласной или после твердого и мягкого знаков.

-Да

-Если стоит после согласного и указывает на его мягкость.

-Е,Ё

- Ягнёнок.

-Яга.

-Ястреб

- звук «йа»

-О звуке [йа], букве Я

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие 

Презентация

Постановка учебной задачи
5 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод. Беседа.

  1. Определяют тему и цель урока.
  2. Составляют план действий на урок.

-Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Соотнесите:

  1. Вспомнить…
  2. Узнать…
  3. Научиться…

-Как вы думаете первый пункт плана мы с вами выполнили?

Организует оценивание деятельности.

-Верно. После каждого устного задания мы будем показывать наш успехи жестом.

Палец вверх – мы успешно справились с заданием.

Палец вниз – мы не справились с заданием.

А после каждого письменного задания, будем фиксировать наши результаты закрашиванием яблочек. Посмотрите на критерии оценивания:

  1. Правильность написания – соблюдена ширина, высота, наклон.
  2. Аккуратность – плавное начертание буквы.

Итак, первый пункт нашего умения «Знаю раннее изученный материал» - мы его выполнили. Давайте оценим жестом.

Тема: «Звук [йа], буква Я, я».

Цель: познакомиться с особенностями буквы и научиться писать букву Я, я.

ранее изученный материал.

новые сведения о звуке [йа], писать букву Я

-Да.

Самооценивание.

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Презентация

«Открытие» детьми нового знания  

18 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

  1. Организует изучение новой буквы:

-составляют характеристику звука,

-разбирают звуковые схемы.

  1. Организует парную работу.
  2. Знакомство с письменной буквой я.
  3. Показ правильного написания буквы.
  4. Прописывание в воздухе.

-откройте учебник  на странице 24.

-Ребята, что изображено на «волшебном» рисунке?

-Сколько слогов в этом слове? Какие?

-Первый ряд произнесёт только первый слог?

-Второй ряд произнесёт второй слог?

-Третий ряд произнесёт третий слог?

-Произнесите первый звук в первом слоге.

-Слияние какого согласного слога с гласным вы слышите?

-Какой согласный звук примыкает к нему?

-Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?

-Разберём до конца это слово и составим звуковую схему.

-Какой вывод мы можем с вами сделать?


-Посмотрите на ребус. Кто сможет отгадать слово?

-Сколько слогов этом слове?

-В каком слоге находится изучаемый нами звук?

-Сколько звуков в первом слоге?

-Какие?

-Составим схему этому слову.

-Какой вывод мы можем сделать?

-Может быть, кто-то знает, где в Алфавите живет буква Я?

-Откройте прописи на странице 20.

Сядьте правильно, правильно расположите и возьмите правильно ручку.

-Кто покажет, как правильно нужно держать ручку?

-Сравните печатную и строчную букву я. В чём схожесть?

-Из каких элементов состоит буква я?

-Посмотрите, как пишется строчная буква я.

-(первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и почти доводим до верхней линии РС;
- (второй элемент) уходим вверх влево и пишем маленький овал, вернувшись к точке начала его написания (высота овала – до середины РС) и поднимаемся к верхней линии РС, касаясь её;
- (третий элемент) пишем короткую наклонную палочку с закруглением внизу вправо: сначала ведём по написанному элементу, а потом следим за тем, чтобы между первым и третьим элементами образовался уголок (с середины РС)..
-Потренируемся писать
 букву в воздухе.

Пропишите строчную букву я.

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили первое письменное задание, закрасьте свое первое яблочко, только если у вас выполнены все критерии.

Организует проведение динамической паузы.

-Давайте с вами немного отдохнем.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

-Мы отдохнули и можем продолжать нашу работу.

-Яблоня

-3 слога, Яб-ло-ня

-яб

-ло

-ня

-[ЙА]

-[Й] и [А]

-[Б]

Составляют схему.

-2 звука [Й] и [А] обозначаются одной буквой Я, когда она стоит а начале слова.

-Слово ЯМА

-Я-МА

-В первом

-два звука

[Й А]

Составляют схему.

-Буква Я имеет два звука [Й А]

-В алфавите она живет после буквы Ю, самая последняя.

-

-1. Прямая наклонная линия с закруглением слева с низу.

2. Маленький овал

3. Прямая наклонная линия с закругленим справа с низу.

Смотрят анимированный плакат

Смотрят на образец написания буквы я учителем.

Прописывают в воздухе.

Прописывают букву.

Оценивают.

Повторяют за учителем.

Презентация

Раздаточный материал

Первичное закрепление

4 мин

Усвоение нового способа действий

  1. Организует работу по слогам.

-Составьте слоги в рамке.

Прочитаем их все вместе.

-Скажите, пожалуйста, почему согласные буквы, написана синим цветом?

-Сколько звуков обозначает буква я?

-Посмотрите на слово. Прочитайте его.

-Скажите сколько звуков обозначает буква я.

-После какой буквы она стоит?

-Какой вывод мы с вами сделаем?

-Скажите, пожалуйста, какие соединения бывают?

2. Организует работу в прописях

-Научимся писать с вами соединения в слогах и словах с буквой я.

-Первый слог «як». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете?

-Второй слог «ям». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете?

-Первый слог «яр». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете?

-Верно, посмотрите, как пишется этот слог. Сначала обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

-Итак еще раз повторим какие виды соединений слогов бывают?

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили второе письменное задание, закрасьте свое второе яблочко, только если у вас выполнены все критерии.

 

 -Ят, яд, ям.

-Потому что согласные буквы твёрдые.  

-2 звука

-Заяц

-[Й] и [А]

-После буквы А

-2 звука [Й] и [А] обозначаются одной буквой Я, когда она стоит а начале слова, а так же после гласной.

-Верхнее, нижнее, среднее.

-Среднее.

-Нижнее

-Верхнее

Пишут слог «як».

-Верхнее, нижнее, среднее.

Самооценивание.

Презентация

Пропись

Самостоятельная работа с самопроверкой
4 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

  1. Организует самостоятельную работу в паре над составлением звуковой схемы.

-Сейчас вы поработаете в паре. Для начала давайте повторим правила работы в паре.

-у вас на парте лежит лист в котором вам нужно картинку соотнести с звуковой схемой. На это задание у вас будет ровно 3 минуты.

-Давайте проверим, что у вас получилось. У всех ли так? Поднимите руку кто справился.

-Ребята, посмотрите на слайд, что это?

-А это?

Что вы заметили?

-А вы знаете, что это за слова? Это слова омонимы. Для них существует даже отдельный словарь «Словарь омонимов»

-Может кто то знает еще такие слова?

-Какой мы с вами можем сделать вывод?

Организует оценивание деятельности.

-Оцените свою деятельность жестом.

  1. Организует работу в прописях.

-Мы с вами уже научились писать слоги и знаем их соединения. Давайте научимся писать слова с буквой Я.

-Прочтите первое слово.

-Каким соединениям у нас соединены согласные с гласными?

-Обратите внимание как соединена буква Я и Б. Она соединена верхнем соединением. Пропишите слово по теневым линиям.

-Следующее слово «яма». Какое соединение тут?

-Посмотрите, как пишется соединение букв ям.

Обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили третье письменное задание, закрасьте свое третье яблочко, только если у вас выполнены все критерии.

 

Выполняют самостоятельную работу в паре.

Проводят проверку.

-язык.

-тоже язык, только средство общения.

-Одно и тоже слово, но имеет разные значения.

Приводят пример омонимов.

Самооценивание.

-Яблоки

-Средним.

-Прописывают слово Яблоки.

-Нижнее.

Презентация

Пропись

Включение в систему знаний, повторение

3 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: беседа,

1.Оранизует работу с текстом.

Учебник страница 24.

-Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

-Давайте прочитает текст под картинкой по цепочке.

-О чем говорится в тексте?

-Сколько предложений в тексте?

-Чему учит вас текст?

2.Организует работу с предложением.

-Посмотрите на предложение ниже. Прочитайте его.

-В каких словах есть буква я?

-Почему «Зоя» написано с большой буквы?

-Хорошо, какой вывод мы можем сделать?

-Пропишите предложения красивым каллиграфичным почерком.

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили четвёртое письменное задание, закрасьте свое четвёртое яблочко, только если у вас выполнены все критерии.

-Животные, которые делят яблоко.

Чтение по цепочке.

-О том как медведь научил уму разуму животных.

-Тому что нужно делится поровну.

Читают предложение.

-Зоя, яблоко.

-Потому что это имя.

-Что с большой буквы пишется начало предложения, так же имена.

Прописывают предложения.

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

1 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический метод

  1. Вспоминают тему и цели урока.
  2. Подводят итоги, делают выводы.
  3. Организуют рефлексию деятельности учащихся. 

-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока.

-Какую цель мы с вами ставили?

Достигли ли мы ее?

-Какие особенности есть у буквы Я?

-Посмотрите на свои яблочки.

У кого больше меньше всего закрашено яблочек – хорошо повторите тему урока.

У кого все яблочки закрашены – сделайте вывод по теме урока.

Отлично, спасибо вам за работу на уроке! До свидания!

Тема: «Буква Я, я».

Цель: познакомиться и научиться писать букву Я, я.

-Не имеет собственного звука. Обозначает 2 звука- в начале слова и после гласной.

Анализируют свои достижения.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

учащимися значения результатов своей деятельности

 Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Звуки [т], [т\'], буква Т, т" ( УМК «Перспектива» 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [т], [т'] и буквами Т, т и написании букв.  Задачи урокаДидактические: Познакомить учащихся с произношением звук...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся со звуком [э] и буквами Э(э).Задачи урокаДидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [э], заглавной печатной и с...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Приговорки, игры, загадки, песенки" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема: «Устное народное творчество (приговорки, игры, загадки, песенки)»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: повторение жанров устного народного творчества: приговорки,...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Звук [о], буквы Оо" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [о] и буквами Оо.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [о] и буквами Оо;2. развивать умение различать звуки [a] и [о] в словах....

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Узелки на память" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для повторения и обобщения знаний обучающихся об изученных буквах, о правилах их чтения.Задачи урока Дидактические:...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Слово и предложение" (УМК "Перспектива",1 класс)

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся  представлений о предложении и его функцияхЗадачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием &l...