Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Буквы Я, я" (УМК «Перспектива» 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуке [й] [а] в начале слова и после гласных, написании букв Я, я.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить учащихся с произношением звука [й] [а] в начале слова и после гласных
- Научить каллиграфично писать букву я, слоги, слова с этой буквой
Развивающие:
- Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
- Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
- Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буквы Я, я | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ПИСЬМА
Дата: 7.12.2021г. Школа: 104 Класс: 1 «М» Урок: 2 Время: 8:55-9:35 Кабинет: 213 | Студент: Петрова Валерия Евгеньевна Группа: № 41 Учитель: Шатилова Татьяна Александровна Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока: «Буквы Я, я».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуке [й] [а] в начале слова и после гласных, написании букв Я, я.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить учащихся с произношением звука [й] [а] в начале слова и после гласных
- Научить каллиграфично писать букву я, слоги, слова с этой буквой
Развивающие:
- Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
- Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
- Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный метод Психологический настрой Фронтальная форма | 1. Приветствует учащихся, настраивает на работу. -Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. -Меня зовут Валерия Евгеньевна сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. -Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики. -Умницы! -Молодцы! | Анализируют учителя, выполняют действия. Садятся девочки. Садятся мальчики. | Л: мотивация учебной деятельности Р:самоопределение к деятельности; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация 5 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод; беседа Фронтальная форма. Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение Проблемная ситуация |
Перед началом урока вспомним о том, как нужно правильно сидеть, сядьте также как сидит девочка на картинке. Повторим то, что мы с вами уже знаем.
Твердые и … Звонкие и …
-Проведём с вами речевую разминку, прочитаем чистоговорки. Ле – ле – ле – вкусное желе. Ще – ще – ще – овощи в борще. Де – де – де волны на воде. -Что вы знаете о букве Е? -В каких случаях эта буква обозначает 2 звука? -А та буква может обозначать один звук? -В каком случае буква будет обозначать один звук? -А вы знаете какие буквы обозначают 2 звука? -Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной буквой которая обозначает 2 звука. Отгадайте эту букву с помощью загадок:
Учится пастись в отаре «Бе» зовёт друзей ребёнок Потому, что он …
И горбата, как клюка Нос крючком и грубовата Это бабушка …
И цыплят внизу хватает - Что объединяет все слова отгадки? - Молодцы, вы правы. -Тогда как вы думаете о каком звуке сегодня будет идти речь? -А кто сможет дать характеристику звуку [йа]? | -Согласные -Мягкие -Глухие -Пишем -Гласных -Буква имеет 2 звука. -Если находится в начале слова, после любой другой гласной или после твердого и мягкого знаков. -Да -Если стоит после согласного и указывает на его мягкость. -Е,Ё - Ягнёнок. -Яга. -Ястреб - звук «йа» -О звуке [йа], букве Я | Л: проявлять мотивы к учебной деятельности Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: структурирование знаний Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: подведение под понятие | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод. Беседа. |
-Сформулируйте тему и цель нашего урока. Соотнесите:
-Как вы думаете первый пункт плана мы с вами выполнили? Организует оценивание деятельности. -Верно. После каждого устного задания мы будем показывать наш успехи жестом. Палец вверх – мы успешно справились с заданием. Палец вниз – мы не справились с заданием. А после каждого письменного задания, будем фиксировать наши результаты закрашиванием яблочек. Посмотрите на критерии оценивания:
Итак, первый пункт нашего умения «Знаю раннее изученный материал» - мы его выполнили. Давайте оценим жестом. | Тема: «Звук [йа], буква Я, я». Цель: познакомиться с особенностями буквы и научиться писать букву Я, я. ранее изученный материал. новые сведения о звуке [йа], писать букву Я -Да. Самооценивание. | Метапредметные: Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Л: сформированность мотивации к учению и познанию Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания 18 мин | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
-составляют характеристику звука, -разбирают звуковые схемы.
-откройте учебник на странице 24. -Ребята, что изображено на «волшебном» рисунке? -Сколько слогов в этом слове? Какие? -Первый ряд произнесёт только первый слог? -Второй ряд произнесёт второй слог? -Третий ряд произнесёт третий слог? -Произнесите первый звук в первом слоге. -Слияние какого согласного слога с гласным вы слышите? -Какой согласный звук примыкает к нему? -Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову? -Разберём до конца это слово и составим звуковую схему. -Какой вывод мы можем с вами сделать?
-Сколько слогов этом слове? -В каком слоге находится изучаемый нами звук? -Сколько звуков в первом слоге? -Какие? -Составим схему этому слову. -Какой вывод мы можем сделать? -Может быть, кто-то знает, где в Алфавите живет буква Я? -Откройте прописи на странице 20. Сядьте правильно, правильно расположите и возьмите правильно ручку. -Кто покажет, как правильно нужно держать ручку? -Сравните печатную и строчную букву я. В чём схожесть? -Из каких элементов состоит буква я? -Посмотрите, как пишется строчная буква я. -(первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и почти доводим до верхней линии РС; Пропишите строчную букву я. Организует оценивание деятельности. -Мы выполнили первое письменное задание, закрасьте свое первое яблочко, только если у вас выполнены все критерии. Организует проведение динамической паузы. -Давайте с вами немного отдохнем. Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки плавно опустили, всем улыбки подарили. -Мы отдохнули и можем продолжать нашу работу. | -Яблоня -3 слога, Яб-ло-ня -яб -ло -ня -[ЙА] -[Й] и [А] -[Б] Составляют схему. -2 звука [Й] и [А] обозначаются одной буквой Я, когда она стоит а начале слова. -Слово ЯМА -Я-МА -В первом -два звука [Й А] Составляют схему. -Буква Я имеет два звука [Й А] -В алфавите она живет после буквы Ю, самая последняя. - -1. Прямая наклонная линия с закруглением слева с низу. 2. Маленький овал 3. Прямая наклонная линия с закругленим справа с низу. Смотрят анимированный плакат Смотрят на образец написания буквы я учителем. Прописывают в воздухе. Прописывают букву. Оценивают. Повторяют за учителем. | Презентация Раздаточный материал | ||
Первичное закрепление 4 мин | Усвоение нового способа действий |
-Составьте слоги в рамке. Прочитаем их все вместе. -Скажите, пожалуйста, почему согласные буквы, написана синим цветом? -Сколько звуков обозначает буква я? -Посмотрите на слово. Прочитайте его. -Скажите сколько звуков обозначает буква я. -После какой буквы она стоит? -Какой вывод мы с вами сделаем? -Скажите, пожалуйста, какие соединения бывают? 2. Организует работу в прописях -Научимся писать с вами соединения в слогах и словах с буквой я. -Первый слог «як». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете? -Второй слог «ям». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете? -Первый слог «яр». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете? -Верно, посмотрите, как пишется этот слог. Сначала обведите его по теневой линии. Напишите его самостоятельно два раза. -Итак еще раз повторим какие виды соединений слогов бывают? Организует оценивание деятельности. -Мы выполнили второе письменное задание, закрасьте свое второе яблочко, только если у вас выполнены все критерии. |
-Ят, яд, ям. -Потому что согласные буквы твёрдые. -2 звука -Заяц -[Й] и [А] -После буквы А -2 звука [Й] и [А] обозначаются одной буквой Я, когда она стоит а начале слова, а так же после гласной. -Верхнее, нижнее, среднее. -Среднее. -Нижнее -Верхнее Пишут слог «як». -Верхнее, нижнее, среднее. Самооценивание. | Презентация Пропись | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
-Сейчас вы поработаете в паре. Для начала давайте повторим правила работы в паре. -у вас на парте лежит лист в котором вам нужно картинку соотнести с звуковой схемой. На это задание у вас будет ровно 3 минуты. -Давайте проверим, что у вас получилось. У всех ли так? Поднимите руку кто справился. -Ребята, посмотрите на слайд, что это? -А это? Что вы заметили? -А вы знаете, что это за слова? Это слова омонимы. Для них существует даже отдельный словарь «Словарь омонимов» -Может кто то знает еще такие слова? -Какой мы с вами можем сделать вывод? Организует оценивание деятельности. -Оцените свою деятельность жестом.
-Мы с вами уже научились писать слоги и знаем их соединения. Давайте научимся писать слова с буквой Я. -Прочтите первое слово. -Каким соединениям у нас соединены согласные с гласными? -Обратите внимание как соединена буква Я и Б. Она соединена верхнем соединением. Пропишите слово по теневым линиям. -Следующее слово «яма». Какое соединение тут? -Посмотрите, как пишется соединение букв ям. Обведите его по теневой линии. Напишите его самостоятельно два раза. Организует оценивание деятельности. -Мы выполнили третье письменное задание, закрасьте свое третье яблочко, только если у вас выполнены все критерии. |
Выполняют самостоятельную работу в паре. Проводят проверку. -язык. -тоже язык, только средство общения. -Одно и тоже слово, но имеет разные значения. Приводят пример омонимов. Самооценивание. -Яблоки -Средним. -Прописывают слово Яблоки. -Нижнее. | Презентация Пропись | ||
Включение в систему знаний, повторение 3 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная форма. Словесный: беседа, | 1.Оранизует работу с текстом. Учебник страница 24. -Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? -Давайте прочитает текст под картинкой по цепочке. -О чем говорится в тексте? -Сколько предложений в тексте? -Чему учит вас текст? 2.Организует работу с предложением. -Посмотрите на предложение ниже. Прочитайте его. -В каких словах есть буква я? -Почему «Зоя» написано с большой буквы? -Хорошо, какой вывод мы можем сделать? -Пропишите предложения красивым каллиграфичным почерком. Организует оценивание деятельности. -Мы выполнили четвёртое письменное задание, закрасьте свое четвёртое яблочко, только если у вас выполнены все критерии. | -Животные, которые делят яблоко. Чтение по цепочке. -О том как медведь научил уму разуму животных. -Тому что нужно делится поровну. Читают предложение. -Зоя, яблоко. -Потому что это имя. -Что с большой буквы пишется начало предложения, так же имена. Прописывают предложения. | К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий П: обобщение и структурирование знаний в речи | Презентация |
Рефлексия деятельности 1 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания Практический метод |
-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока. -Какую цель мы с вами ставили? Достигли ли мы ее? -Какие особенности есть у буквы Я? -Посмотрите на свои яблочки. У кого больше меньше всего закрашено яблочек – хорошо повторите тему урока. У кого все яблочки закрашены – сделайте вывод по теме урока. Отлично, спасибо вам за работу на уроке! До свидания! | Тема: «Буква Я, я». Цель: познакомиться и научиться писать букву Я, я. -Не имеет собственного звука. Обозначает 2 звука- в начале слова и после гласной. Анализируют свои достижения. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: построение речевого высказывания учащимися значения результатов своей деятельности | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа» Тема открытого урока «Сонорные согласные звуки. Буквы Р,р звуки [р][ р’]. Закрепление»
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Звуки [т], [т\'], буква Т, т" ( УМК «Перспектива» 1 класс)
Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [т], [т'] и буквами Т, т и написании букв. Задачи урокаДидактические: Познакомить учащихся с произношением звук...
Технологическая карта урока по обучению грамоте (1 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся со звуком [э] и буквами Э(э).Задачи урокаДидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [э], заглавной печатной и с...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Приговорки, игры, загадки, песенки" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Тема: «Устное народное творчество (приговорки, игры, загадки, песенки)»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: повторение жанров устного народного творчества: приговорки,...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Звук [о], буквы Оо" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [о] и буквами Оо.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [о] и буквами Оо;2. развивать умение различать звуки [a] и [о] в словах....
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Узелки на память" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для повторения и обобщения знаний обучающихся об изученных буквах, о правилах их чтения.Задачи урока Дидактические:...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Слово и предложение" (УМК "Перспектива",1 класс)
Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о предложении и его функцияхЗадачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием &l...