Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Буквы Я, я" (УМК «Перспектива» 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Петрова Валерия Евгеньевна

Цель урокаформирование представлений у учащихся о звуке [й] [а] в начале слова и после гласных, написании букв Я, я. 

 

Задачи урока

Дидактические

  1. Познакомить учащихся с произношением звука [й] [а] в начале слова и после гласных  
  2. Научить каллиграфично писать букву я, слоги, слова с этой буквой

Развивающие

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буквы Я, я38.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ПИСЬМА

Дата: 7.12.2021г.

Школа: 104

Класс: 1 «М»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35 Кабинет: 213

Студент: Петрова Валерия Евгеньевна

Группа:  41

Учитель: Шатилова Татьяна Александровна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Буквы Я, я».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуке [й] [а] в начале слова и после гласных, написании букв Я, я.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с произношением звука [й] [а] в начале слова и после гласных  
  2. Научить каллиграфично писать букву я, слоги, слова с этой буквой

Развивающие:

  1. Развивать навыки звукобуквенного анализа и зрительное внимание путем составления звуковых схем.
  2. Развивать память, фонематический слух путем звукового анализа схемы слова.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах.
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

1. Приветствует учащихся, настраивает на работу.

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты.  

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Меня зовут Валерия Евгеньевна сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

-Умницы!

-Молодцы!

Анализируют учителя, выполняют действия.

Садятся девочки.

Садятся мальчики.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма.

Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение

Проблемная ситуация

  1. Вспоминают ранее изученное.
  2. Речевая разминка.

Перед началом урока вспомним о том, как нужно правильно сидеть, сядьте также как сидит девочка на картинке.

Повторим то, что мы с вами уже знаем.

  1. Звуки бывают гласные и …

Твердые и …

Звонкие и …

  1. Звуки мы слышим, а буквы …
  2. В слове столько слогов, сколько …

-Проведём с вами речевую разминку, прочитаем чистоговорки.

Ле – ле – ле – вкусное желе.

Ще – ще – ще – овощи в борще.

Де – де – де волны на воде.

-Что вы знаете о букве Е?

-В каких случаях эта буква обозначает 2 звука?

-А та буква может обозначать один звук?

-В каком случае буква будет обозначать один звук?

-А вы знаете какие буквы обозначают 2 звука?

-Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной буквой которая обозначает 2 звука. Отгадайте эту букву с помощью загадок:

  1. Он гуляет в паре с мамой,

Учится пастись в отаре

«Бе» зовёт друзей ребёнок

Потому, что он …

  1. Бабка эта кривонога,

И горбата, как клюка

Нос крючком и грубовата

Это бабушка …

  1. Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает

- Что объединяет все слова отгадки?

- Молодцы, вы правы.

-Тогда как вы думаете о каком звуке сегодня будет идти речь?

-А кто сможет дать характеристику звуку [йа]?

-Согласные

-Мягкие

-Глухие

-Пишем

-Гласных

-Буква имеет 2 звука.

-Если находится в начале слова, после любой другой гласной или после твердого и мягкого знаков.

-Да

-Если стоит после согласного и указывает на его мягкость.

-Е,Ё

- Ягнёнок.

-Яга.

-Ястреб

- звук «йа»

-О звуке [йа], букве Я

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие 

Презентация

Постановка учебной задачи
5 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод. Беседа.

  1. Определяют тему и цель урока.
  2. Составляют план действий на урок.

-Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Соотнесите:

  1. Вспомнить…
  2. Узнать…
  3. Научиться…

-Как вы думаете первый пункт плана мы с вами выполнили?

Организует оценивание деятельности.

-Верно. После каждого устного задания мы будем показывать наш успехи жестом.

Палец вверх – мы успешно справились с заданием.

Палец вниз – мы не справились с заданием.

А после каждого письменного задания, будем фиксировать наши результаты закрашиванием яблочек. Посмотрите на критерии оценивания:

  1. Правильность написания – соблюдена ширина, высота, наклон.
  2. Аккуратность – плавное начертание буквы.

Итак, первый пункт нашего умения «Знаю раннее изученный материал» - мы его выполнили. Давайте оценим жестом.

Тема: «Звук [йа], буква Я, я».

Цель: познакомиться с особенностями буквы и научиться писать букву Я, я.

ранее изученный материал.

новые сведения о звуке [йа], писать букву Я

-Да.

Самооценивание.

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Презентация

«Открытие» детьми нового знания  

18 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

  1. Организует изучение новой буквы:

-составляют характеристику звука,

-разбирают звуковые схемы.

  1. Организует парную работу.
  2. Знакомство с письменной буквой я.
  3. Показ правильного написания буквы.
  4. Прописывание в воздухе.

-откройте учебник  на странице 24.

-Ребята, что изображено на «волшебном» рисунке?

-Сколько слогов в этом слове? Какие?

-Первый ряд произнесёт только первый слог?

-Второй ряд произнесёт второй слог?

-Третий ряд произнесёт третий слог?

-Произнесите первый звук в первом слоге.

-Слияние какого согласного слога с гласным вы слышите?

-Какой согласный звук примыкает к нему?

-Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?

-Разберём до конца это слово и составим звуковую схему.

-Какой вывод мы можем с вами сделать?


-Посмотрите на ребус. Кто сможет отгадать слово?

-Сколько слогов этом слове?

-В каком слоге находится изучаемый нами звук?

-Сколько звуков в первом слоге?

-Какие?

-Составим схему этому слову.

-Какой вывод мы можем сделать?

-Может быть, кто-то знает, где в Алфавите живет буква Я?

-Откройте прописи на странице 20.

Сядьте правильно, правильно расположите и возьмите правильно ручку.

-Кто покажет, как правильно нужно держать ручку?

-Сравните печатную и строчную букву я. В чём схожесть?

-Из каких элементов состоит буква я?

-Посмотрите, как пишется строчная буква я.

-(первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и почти доводим до верхней линии РС;
- (второй элемент) уходим вверх влево и пишем маленький овал, вернувшись к точке начала его написания (высота овала – до середины РС) и поднимаемся к верхней линии РС, касаясь её;
- (третий элемент) пишем короткую наклонную палочку с закруглением внизу вправо: сначала ведём по написанному элементу, а потом следим за тем, чтобы между первым и третьим элементами образовался уголок (с середины РС)..
-Потренируемся писать
 букву в воздухе.

Пропишите строчную букву я.

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили первое письменное задание, закрасьте свое первое яблочко, только если у вас выполнены все критерии.

Организует проведение динамической паузы.

-Давайте с вами немного отдохнем.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

-Мы отдохнули и можем продолжать нашу работу.

-Яблоня

-3 слога, Яб-ло-ня

-яб

-ло

-ня

-[ЙА]

-[Й] и [А]

-[Б]

Составляют схему.

-2 звука [Й] и [А] обозначаются одной буквой Я, когда она стоит а начале слова.

-Слово ЯМА

-Я-МА

-В первом

-два звука

[Й А]

Составляют схему.

-Буква Я имеет два звука [Й А]

-В алфавите она живет после буквы Ю, самая последняя.

-

-1. Прямая наклонная линия с закруглением слева с низу.

2. Маленький овал

3. Прямая наклонная линия с закругленим справа с низу.

Смотрят анимированный плакат

Смотрят на образец написания буквы я учителем.

Прописывают в воздухе.

Прописывают букву.

Оценивают.

Повторяют за учителем.

Презентация

Раздаточный материал

Первичное закрепление

4 мин

Усвоение нового способа действий

  1. Организует работу по слогам.

-Составьте слоги в рамке.

Прочитаем их все вместе.

-Скажите, пожалуйста, почему согласные буквы, написана синим цветом?

-Сколько звуков обозначает буква я?

-Посмотрите на слово. Прочитайте его.

-Скажите сколько звуков обозначает буква я.

-После какой буквы она стоит?

-Какой вывод мы с вами сделаем?

-Скажите, пожалуйста, какие соединения бывают?

2. Организует работу в прописях

-Научимся писать с вами соединения в слогах и словах с буквой я.

-Первый слог «як». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете?

-Второй слог «ям». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете?

-Первый слог «яр». Какое соединение в этом слоге, как вы думаете?

-Верно, посмотрите, как пишется этот слог. Сначала обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

-Итак еще раз повторим какие виды соединений слогов бывают?

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили второе письменное задание, закрасьте свое второе яблочко, только если у вас выполнены все критерии.

 

 -Ят, яд, ям.

-Потому что согласные буквы твёрдые.  

-2 звука

-Заяц

-[Й] и [А]

-После буквы А

-2 звука [Й] и [А] обозначаются одной буквой Я, когда она стоит а начале слова, а так же после гласной.

-Верхнее, нижнее, среднее.

-Среднее.

-Нижнее

-Верхнее

Пишут слог «як».

-Верхнее, нижнее, среднее.

Самооценивание.

Презентация

Пропись

Самостоятельная работа с самопроверкой
4 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

  1. Организует самостоятельную работу в паре над составлением звуковой схемы.

-Сейчас вы поработаете в паре. Для начала давайте повторим правила работы в паре.

-у вас на парте лежит лист в котором вам нужно картинку соотнести с звуковой схемой. На это задание у вас будет ровно 3 минуты.

-Давайте проверим, что у вас получилось. У всех ли так? Поднимите руку кто справился.

-Ребята, посмотрите на слайд, что это?

-А это?

Что вы заметили?

-А вы знаете, что это за слова? Это слова омонимы. Для них существует даже отдельный словарь «Словарь омонимов»

-Может кто то знает еще такие слова?

-Какой мы с вами можем сделать вывод?

Организует оценивание деятельности.

-Оцените свою деятельность жестом.

  1. Организует работу в прописях.

-Мы с вами уже научились писать слоги и знаем их соединения. Давайте научимся писать слова с буквой Я.

-Прочтите первое слово.

-Каким соединениям у нас соединены согласные с гласными?

-Обратите внимание как соединена буква Я и Б. Она соединена верхнем соединением. Пропишите слово по теневым линиям.

-Следующее слово «яма». Какое соединение тут?

-Посмотрите, как пишется соединение букв ям.

Обведите его по теневой линии.

Напишите его самостоятельно два раза.

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили третье письменное задание, закрасьте свое третье яблочко, только если у вас выполнены все критерии.

 

Выполняют самостоятельную работу в паре.

Проводят проверку.

-язык.

-тоже язык, только средство общения.

-Одно и тоже слово, но имеет разные значения.

Приводят пример омонимов.

Самооценивание.

-Яблоки

-Средним.

-Прописывают слово Яблоки.

-Нижнее.

Презентация

Пропись

Включение в систему знаний, повторение

3 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: беседа,

1.Оранизует работу с текстом.

Учебник страница 24.

-Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

-Давайте прочитает текст под картинкой по цепочке.

-О чем говорится в тексте?

-Сколько предложений в тексте?

-Чему учит вас текст?

2.Организует работу с предложением.

-Посмотрите на предложение ниже. Прочитайте его.

-В каких словах есть буква я?

-Почему «Зоя» написано с большой буквы?

-Хорошо, какой вывод мы можем сделать?

-Пропишите предложения красивым каллиграфичным почерком.

Организует оценивание деятельности.

-Мы выполнили четвёртое письменное задание, закрасьте свое четвёртое яблочко, только если у вас выполнены все критерии.

-Животные, которые делят яблоко.

Чтение по цепочке.

-О том как медведь научил уму разуму животных.

-Тому что нужно делится поровну.

Читают предложение.

-Зоя, яблоко.

-Потому что это имя.

-Что с большой буквы пишется начало предложения, так же имена.

Прописывают предложения.

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

1 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический метод

  1. Вспоминают тему и цели урока.
  2. Подводят итоги, делают выводы.
  3. Организуют рефлексию деятельности учащихся. 

-О чем мы говорили сегодня с вами на уроке? Вспомните тему урока.

-Какую цель мы с вами ставили?

Достигли ли мы ее?

-Какие особенности есть у буквы Я?

-Посмотрите на свои яблочки.

У кого больше меньше всего закрашено яблочек – хорошо повторите тему урока.

У кого все яблочки закрашены – сделайте вывод по теме урока.

Отлично, спасибо вам за работу на уроке! До свидания!

Тема: «Буква Я, я».

Цель: познакомиться и научиться писать букву Я, я.

-Не имеет собственного звука. Обозначает 2 звука- в начале слова и после гласной.

Анализируют свои достижения.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

учащимися значения результатов своей деятельности

 Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, письму "Звуки [т], [т\'], буква Т, т" ( УМК «Перспектива» 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у учащихся о звуках [т], [т'] и буквами Т, т и написании букв.  Задачи урокаДидактические: Познакомить учащихся с произношением звук...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся со звуком [э] и буквами Э(э).Задачи урокаДидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [э], заглавной печатной и с...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Приговорки, игры, загадки, песенки" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема: «Устное народное творчество (приговорки, игры, загадки, песенки)»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: повторение жанров устного народного творчества: приговорки,...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Звук [о], буквы Оо" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [о] и буквами Оо.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [о] и буквами Оо;2. развивать умение различать звуки [a] и [о] в словах....

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Узелки на память" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для повторения и обобщения знаний обучающихся об изученных буквах, о правилах их чтения.Задачи урока Дидактические:...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Слово и предложение" (УМК "Перспектива",1 класс)

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся  представлений о предложении и его функцияхЗадачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с понятием &l...