Роль корня как смыслового ядра слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Роль корня как смыслового
ядра слова»
Цели:углубить представление о роли корня в словах и правописании
орфограмм в корнях ; упражнение в выделении корня в одноко-
ренных словах, в отдельном слове.
Ход урока:
1.Орг. момент (психологический настрой)
2.Минутка чистописания.
(Открыли тетради, записали число, классная работа)
На доске карточки: дедушка,бабушка,мать,отец, дочь,сын.
-Что объединяет эти слова? (родственники)
-С какого звука начинается слово « родственники»?
-Что обозначает этот звук?
Прописывают:Рр, Родина
-Сейчас я процитирую высказывание К. Д. Ушинского о России, о Родине, а вы послушайте: «Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились ,в ней говорят родным языком и все для нас родное; а матерью –потому что вскормила нас своим хлебом, вскормила своими водами, выучила своему языку , как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете ,и кроме России, всяких хороших государств и
земель, но одна у человека родная мать- одна у него и Родина.»
На доске по ходу чтения появляются карточки:
Родина, родились, родной язык, родная мать.
-Что общего у этих слов? (корень).
3.Словарно-орфографическая работа.
-Какое слово рассыпалось?(Р,я,с,о,с,и )
Запись: Россия
-Назовите орфограммы в этом слове ( безуд..гл.,дв. согл.)
-Давайте вспомним, какие еще слова с двойными согл. мы знаем. Отгадаем кроссворд.
По вертикали: 1. Крупная человекообразная обезьяна. 2.Последовательный ряд музыкальных звуков. 3.Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании. 4.Командная игра на льду с шайбой.
По горизонтали: 5.Широкая дорога с твердым покрытием 6. Сообщение переданное по телеграфу.
-Вспомним правила переноса слов с дв. согл (правило).
-Составьте предложения с любым из этих слов.(Запись, выделить гл. чл, составить словосочетания- устно)
4. Физ.минутка.
-Я буду называть слова однокоренные к слову дом. Если я права , вы делаете
наклон вперед, если не права- приседаете. Будьте внимательны (домашний,
домбра, домик,домовой, домино, бездомный, домишко, домазать, домерить,
домовитый).
5. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.
-Слова ,как люди, живут семьями. У слова есть корень и есть родня- слова с таким же корнем. Слова-родственники- это слова с одинаковым корнем, т.е.однокоренные.
-А теперь послушаем сказку: Жил-был корень-уч. И вот надоело ему одному
жить на свете и призвал он , объединяться с ним. Прошло время и превратился маленький-премаленький корешок уч в огромное семейство слов.
-Корень слова значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
-Ребята, попробуйте назвать все его семейство (ученик, учить, учебник, учитель, обучение ,ученый, заучивать, учебный, научить,учеба)-крепятся
слова-листочки на дерево.
-Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он уточнял: «Вас ,наверное, интересует словообразование?». И был
прав:словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в
какой последовательности образуется слово. Одно слово,как в сказке , может
превратиться в другое, стоит приставить к нему или .Слово может изме-
нить свое лексическое значение (ученик- учебник) или просто поменять одежду, т. е. форму (ученик- ученика).
-Ребята, пока мы слушали сказку подул резкий ветер и перепутал все слова.
Нам нужно навести порядок.
На доске карточки:
-В тетрадях зарисовываем карандашом схемы в 4 столбика. Я называю слова, вы говорите под какую схему вы это слово запишите и выделяете орфограмму.
Слова: сосна, глазной, безделье, пригородный, тетрадью, грибки, доверять, собеседники.
-Укажите в данных словах часть речи.
-Молодцы! Теперь давайте вспомним, что и образуют слова с новым
лексическим значением. А при изменении слова образуют его форму.
Значение слова при этом не изменяется.
-Открыли стр. 101- читаем правило.
-Стр. 102 упражнение 6. Прочитайте задание. Запишите строки слов, в которых даны однокоренные слова. Выдели корень. В какой строке даны
формы слова?
6.Итог урока.
-Наш урок заканчивается и чтобы подвести итоги поиграем в «Грамматическое домино».
1 команда задает вопросы второй:
-Что вы знаете о родственных словах?
-Какая часть слова бывает во всех словах?
2 команда задает вопросы третьей:
-Что такое корень?
-Какая часть слова образует его форму?
3 команда задает вопрос первой:
-Какие части слова образуют однокоренные слова- слова с новым лексическим значением?
-Окончание при изменении слова образует его форму. Изменится ли при этом
значение слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс
Материал данного урока создаёт условия для закрепления у учащихся умения проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов...
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
Урок русского языка в 3 классе "Роль корня как смыслового ядра слова"
План - конспект урока русского языка в 3 классе "Роль корня как смыслового ядра слова". К уроку подготовлена презентация....
УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"
Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...
Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.
Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....
Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.Тип урока: закрепление материала.Технологии и методики: проблемные т...
Технологическая карта урока обучения письму «Закрепление знаний о букве Г, г, звуках [г], [г’]. Смысловая связь слов в предложении» (УМК "Школа России", 1 класс)
Тема урока: «Закрепление знаний о букве Г, г, звуках [г], [г’]. Смысловая связь слов в предложении»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающ...