Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Материал данного урока создаёт условия для закрепления у учащихся умения проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_konspekt_uchebnogo_zanyatiya_zarickoy.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарицкая Елена Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №10 имени В.П.Поляничко», г. Магнитогорска
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР.
Город: Магнитогорск.
ОУ: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 имени В.П.Поляничко».
Учитель: Зарицкая Елена Викторовна.
Тема учебного занятия: Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова.
Класс: 3
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Тип учебного занятия: обобщающий урок.
Цель: Создать условия для закрепления умения проверять парную согласную на конце и в середине слов.
Задачи:
1) показать разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой;
2) активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов.
3) воспитывать культуру поведения на уроке ( Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними)
Дидактический материал:
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса. Москва: Просвещение,2006.
Русский язык 3 класс. Поурочные планы I полугодие (по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» для четырёх
летней начальной школы.) Волгоград, Издательства «Учитель»,2003
Голубь В.Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс (1 – 4) – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006
Правило, записанное на отдельных карточках.
Карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ЦОР |
Знания | Умения |
I.Организационный момент. | 2 мин. | Эмоциональный настрой на урок. | Организация внимания и внутренней готовности. | Умение готовится к уроку. | Словесный. | Фронтальная. | Слайд №1 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- На прошлом уроке мы вспомнили, что сомнительно звучащие парные звуки нужно проверять. Сегодня мы уточним эти знания, потренируемся в практическом их использовании. - Я желаю вам успеха! - Я желаю вам новых открытий! - Я хочу, чтобы у вас всё получилось! | - И мы желаем Вам успеха! … …. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ЦОР |
Знания | Умения |
II.Минутка чистописания | 3 мин. | 1.закреплять умение правильно писать буквы. 2. Вспомнить парные согласные. | Знать парные согласные. | Уметь находить парные согласные в тексте. | Репродуктивный. | Фронтальная. | Слайд №2 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Послушайте загадку. Ах, табуретка хороша! Перевернул – И буква…! - О какой букве загадка? - Что вы можете сказать о звуке, который она обозначает? - Посмотрите ещё раз, как правильно должна писаться эта буква. ( Показ учителем на доске) Пропишите строчку заглавную и строчную букву ш и запишите пословицу с этой буквой. - Сверьте написанные вами буквы с образцом и правильно написанные подчеркните. - Какие ещё парные согласные вы нашли в пословице? Какие ещё парные звуки вы знаете? | - Эта загадка о букве Ш. Буква Ш. обозначает парный глухой, всегда твёрдый согласный звук. Шутка шуткой, а дело делом. В этой пословице парные согласные звуки это – ш, т, д. Вывод: В русском языке 12 парных согласных звуков, которые образуют 6 пар. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ЦОР |
Знания | Умения |
III.Словарная работа | 5 мин. | 1. Отрабатывать умения правильно писать словарные слова. 2. Вспомнить правило проверки парных согласных. | Грамотно выписывать слова на заданную тему. | Из отдельных слов, составлять правило проверки парных согласных. | Репродуктивный. | Фронтальная и индивидуальная, самостоятельная (сл.р.) | Слайд №3 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ребята, сейчас проверим, как вы выучили правило проверки парной согласной дома. Для этого попробуйте из данных вразброс слов составить это правило. - Я предлагаю вам ещё один вариант правила проверки парной согласной. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, Давайте проверим, как мы научились проверять парную согласную. Для этого из данных слов вы должны выбрать слова на правописание звонких и глухих согласных в конце слова на тему «Деревня». Горо…, колхо…, огоро…, м…лоток, заво…, р…бочий, овё…, хле…, каранда…, ст…кан, хл…боро…, пш…ница. (Слайд 6) Проверь себя по образцу на доске. (Записан образец с обратной стороны доски, открывается после выполнения задания) | Дети на доске составляют текст правила: Чтобы проверить парную согласную нужно изменить слово или подобрать однокоренное, в котором после согласного стоит гласный звук или согласный звук [н]. Дети хором читают правило с примерами со слайда презентации Самостоятельная работа детей. Самопроверка выполненных работ. |
Физминутка . Продолжительность 1 минута. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ЦОР | Фронтальная. | Слайд №3,4. |
Знания | Умения |
IV. Этап применения полученных знаний. | 15 мин. | Отрабатывать умение подбирать проверочные слова и правильно писать парные согласные на конце и в корне слов. | Знать способы подбора проверочных слов. | Уметь проверять парные согласные на конце слов и в корне. | Частично - поисковый | Индивидуальная, самостоятельная | Слайды № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Запиши предложения, объясни правописание последних букв: Мы увидели красивый лу… В огороде на грядке вырос лу… По реке плывёт пло… За деревней большой пру… У меня в руке пру… Каким правилом пользовались, выполняя данное задание? Проведём небольшой тренинг по подбору однокоренных слов для проверки парных звонких и глухих согласных в корне и на конце слов, но сначала повторим способы подбора проверочных слов. - А теперь, ребята, мы усложним задание, вам нужно заменить одним словом данные предложения и записать полученные слова с проверочными. Проверьте себя по образцу Назовите способы проверки парных согласных в этих словах. | 3 ученика объясняют с места по 2 предложения. 1ученик рассказывает правило проверки парных согласных по желанию Хорошо читающие дети читают способы проверки вслух со слайда презентации Дети самостоятельно выполняют работу. Самопроверка по образцу со слайдов поезд – поезд – один – много. игрушки – игрушечки - ласково нож – ножи - один - много | | Коллективная. | Слайды№2,3.4,5. |
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. Продолжительность 1 минута.
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ЦОР |
Знания | Умения |
V.Самостоятельная работа. | 12 мин. | Проверить умение подбора и проверки слов с парными согласными по уровням. | Знать и применять способы проверки парных согласных. | Уметь работать самостоятельно по правописанию парных согласных. | Проблемный | Индивидуальная. | Слайды № 16, 17, 18, 19 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ЦОР |
Знания | Умения |
VI. Этап информации о домашнем задании. | 2 мин. | Закрепление изученного материала. | Знать технологию выполнения домашней работы. | Применять полученные знания. | Словесный. | Индивидуальная. | Слайд № 20 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Выберите и запишите своё домашнее задание 1.С.75 упр. 193. К данным словам подобрать проверочное слово. Записать сначала проверочные слова, а затем проверяемое слово. Подчеркнуть орфограмму. 2.*Придумать и записать по два слова, которые оканчивались бы на : -бка _________________________ - тка _________________________ - жка _________________________ - шка _________________________ - зка __________________________ - ска __________________________ | Запись в дневник задания по выбору. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Использование ЦОР |
Знания | Умения |
VII. Этап подведения итогов занятия. | 3 мин. | Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся. | Знать и уметь назвать испытанные трудности на уроке. | Умение обобщать полученные знания. | Словесный. | Фронтальная. | Слайд № 21 |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Закончи предложение: «Сегодня на уроке мы …..» - Какие способы проверки парной согласной вы знаете? - давайте подведём итог урока и по настроению и по трудностям, возникающих у вас на уроке. (Рожицы по очереди показывает учитель) 1. 2. 3. 1.Я хорошо усвоил тему! 2. Я ещё затрудняюсь, но уверен, что справлюсь. 3. Мне нужна помощь. Я довольна тем, что настроение почти всех ребят класса передаёт рожица1. У вас трёхцветные светофорчики, если вы на уроке не испытали трудностей покажите зелёный цвет, если были трудности, но вы сами с ними справились – жёлтый и красный, если считаете, что много непонятного было на уроке, с чем вы самостоятельно не справились. - Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали | - проверяли слова с парными согласными в корне и на конце слова. Существует несколько способов подбора проверочных слов: 1.Большой – маленький: арбуз – арбузище. 2. Маленький – большой: тропка – тропа. 3.Ласково: лёд – ледок. 4. Что? (предмет) – Какой? (признак): труд – трудный. 5.Один – много: поезд – поезда. Кто считает, что его настроение передаёт 1 рожица, встаньте. Кто считает, что его настроение передаёт 2 рожица, встаньте. Кто считает, что его настроение передаёт 3 рожица, встаньте. Ребята показывают нужный цвет на светофорчиках |
Используемые источники информации:
1.Русский язык 3 класс. Поурочные планы I полугодие (по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс»
для четырёхлетней начальной школы). Волгоград Издательство «Учитель»,2003
2.Голубь В.Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс (1 – 4) – Воронеж:
ЧП Лакоценин С.С.,2006
или согласный звук [н]
в котором после согласного
стоит гласный звук
или подобрать однокоренное,
нужно изменить слово
парную согласную
Чтобы проверить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Проверка парных согласных в корне и на конце слов"
На уроке дети овладевают способами проверки слов с парными согласными в корне и на конце слов, учатся подбирать проверочные слова с парным согласным в корне слов, развивается орфографическ...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными в середине и в конце слова"
Конспект урока разработан по теме "Парные согласные в середине и в конце слова" как урок-обощение. Позволяет проверить усвоенный материал учениками, предлагает интересные задания, развивающие кругозор...
Урок русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Тема: Упражнения в написании слов с парными согласными в середине и в конце слов.
Урок - путешествие в цирк. На уроке ученики выполняют задания, закрепляющие написание звонких и глухих парных согласных в середине и в конце слов....
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)
Конспект урока русского языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
3 класс Проверка парных согласных в корне и на конце слов.
Первый урок в 3 классе по теме Проверка парных по звонкости-глухости согласных в корне и на конце слов. К уроку прилагается презентация для интерактивной доски....
Конспект урока чтение «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне» (УМК Школа России 3 класс)
ЦельСпособствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звукТип урокаРешение частных учебных задачПланируемыерезультаты(предметные)Участвуют в устном общении на уро...